Есть такая профессия — спасать детей

Есть  такая  профессия  –  спасать  детей.  Спасать,  не  жалея  себя, не  зная  отдыха.  Наверное,  в нашей стране нет человека,  который  не  знал бы,  кто  такой  доктор  Рошаль.  Практикующий  хирург,  директор НИИ  неотложной  детской  хирургии  и  травматологии,  Президент Национальной медицинской палаты, Детский доктор Мира – Леонид Михайлович  все  силы  отдает  работе.

На вопрос: почему  вы  решили стать детским врачом? Леонид Михайлович ответил: «Я  не  могу  объяснить  почему.  Помню, в четвертом или пятом классе я писал то  ли  изложение,  то  ли  сочинение. Написал,  что  хочу  быть  хирургом  и вырезать  аппендицит.  После  школы в  медицинский  институт  ноги  сами повели.  Ну  и  голова,  конечно,  тоже».

Жизнь врача началась у Рошаля в конце 50-х годов прошлого века – именно тогда он окончил 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова по специальности «педиатрия». Потом были клиническая ординатура по детской хирургии, должность участкового доктора, 20 лет работы в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского.

– Есть нечто такое, что заранее определить невозможно, – говорит Леонид Михайлович. – И никаких критериев на этот счет при поступлении в вуз не существует. Это очень сложный и тонкий вопрос. Со мной учились ребята, которые были круглыми отличниками, и не все из них, надо сказать, стали хорошими врачами. Вместе с тем я лично знаю медиков, которые учились на четверки или даже тройки, а теперь они прекрасные хирурги, академики, директора институтов.

Опыт в этом случае также не играет определяющей роли. Раньше говорили: чтобы стать хирургом высшей категории, необходимо проработать по специальности не менее 20 лет. А вот доктор Рошаль уверен: есть такие талантливые люди, которые уже через 5–10 лет могут стать высококлассными специалистами.

После землетрясения в Спитаке (Армения) в 1988 году. Для Леонида Михайловича эта страшная катастрофа, унесшая жизни, по неофициальным данным, около 150 тыс. человек, стала своего рода точкой отсчета. Именно тогда им была образована бригада профессионалов-подвижников, которые оказывали помощь маленьким пациентам в чрезвычайных ситуациях.

В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах, в который вошли лучшие врачи со всего мира.

После Армении Леонид Михайлович участвовал в спасении пострадавших детей во время революций и войн, техногенных катастроф и землетрясений.

– Когда я работаю, мне не страшно. Я просто делаю то, что умею, и все. О последствиях не думаю никогда, хотя психологически бывает очень тяжело, – делится своими ощущениями Леонид Михайлович.

Институт чрезвычайных ситуаций

Леонид Рошаль по-настоящему горд своим детищем — Институтом неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения города Москвы. Он был создан в 2003 году на базе детской больницы № 20 имени К.А. Тимирязева. Тогда же был построен и новый хирургический корпус, оборудованный самой современной техникой.

– Мне не стыдно за институт, – говорит доктор. – За несколько лет работы он вырос в крупнейшее медицинское учреждение страны, которое занимается оказанием неотложной хирургической и травматологической помощи детям. Подобного ему в нашей стране нет.

В институте работают специалисты, которые уже имеют опыт работы в чрезвычайных ситуациях и в России, и за рубежом. Здесь есть своя реанимационно-травматологическая бригада, вертолетная площадка на крыше реанимационно-хирургического корпуса. Созданы максимальные удобства и для детей, и для родителей. Медицинский процесс также организован на высшем уровне – ни одна секунда не уходит при поступлении больных просто так, врачи привыкли действовать оперативно, добиваясь лучших результатов.

Именно здесь проходили лечение и пострадавшие дети из Донбасса. Никого в России полтора года назад не оставила равнодушным история мальчика Вани Воронова из города Шахтерска Донецкой области. В результате взрыва он потерял обе ноги и руку. Сохранить жизнь и зрение в результате сложного многоэтапного хирургического лечения ему помогли в клинике Рошаля.

А вот на вопрос, каким же должен быть детский врач, Леонид Михайлович отвечает кратко и просто — профессиональным и добрым.

Сами же дети, по мнению Леонида Михайловича, не меняются. Рошаль уверен, что такими, как сейчас, они были и много веков назад – детская физиология осталась прежней. Просто раньше медики не распознавали многие болезни, а теперь они научились ставить на ноги пациентов даже в самых тяжелых случаях.

Спасибо доктор!

Отечественную педиатрическую службу доктор Рошаль называет одной из сильнейших в мире. У нас готовят педиатров 6 лет на специальных факультетах. Если есть недостатки, связанные с квалификацией медиков, то это, по мнению Рошаля, связано с уровнем последипломной подготовки.

Леонид Михайлович признался в том, что он плохой пациент: профилактикой не занимается, диспансеризацию проходит редко, лечиться не любит. И хотя в этом плане он, по его же словам, образцом быть не может, во всем остальном доктор Рошаль для нас пример того, каким должен быть настоящий врач, способный в любую минуту прийти на помощь каждому.

В 2003 году именем Леонида Рошаля была названа звезда в созвездии Тельца. Уверены, что эта звезда, и сегодня многим помогает найти дорогу в темноте. Спасибо, доктор!