Книга замечаний и предложений

Пишите нам!

Уважаемые читатели!

Мы всегда стремимся стать для вас лучше. Поэтому, в целях повышения качества оказываемых библиотечных услуг, свою работу начинает виртуальная Книга замечаний и предложений!

Если вы хотите поделиться своими впечатлениями после посещения нашей библиотеки, пишите по адресу: sting@cbstolstoy.ru

Выставка-игра «Писатель из Солнечного города», посвященная 115-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова.

Друзья, мы хотим вам рассказать о презентации выставки-игры «Писатель из Солнечного города», посвященной 115-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова, которая прошла в нашей библиотеке!
На книгах Николая Носова выросло уже не одно поколение мальчишек и девчонок. Кто же такой этот удивительный Николай Носов?
Будущий писатель с детства отличался крайней разносторонностью своих увлечений. Он, то хотел стать музыкантом, то заняться техникой. В итоге выучился на режиссера-постановщика.
Вообще, Носов хорошо разбирался в технике. Вот откуда его стремление и ребят-читателей научить строить, например, домашние инкубаторы — как в повести «Веселая семейка».
В детстве Николай Николаевич мечтал стал химиком, но химиком стала его сестра. Зато его герои вовсю «химичили» в его рассказах.
В 1938 году в “Мурзилке” появился его первый рассказ для детей — “Затейники”. Первая книга — сборник рассказов “Тук-тук-тук”.
Каждая книга Носова имела шумный успех у детей. Среди его книг: “Веселая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, “Дружок”, “Фантазеры” и многие другие сборники рассказов и повестей.
Заслуженную славу принесла писателю повесть-сказка “Приключения Незнайки и его друзей” и два её продолжения — “Незнайка в Солнечном городе” и “Незнайка на Луне”.
Книги Николая Носова читаются с неослабевающим интересом, некоторые — как настоящие детективы: вспомним рассказ “Живая шляпа”. Все события в нем происходят из-за того, что озорной котенок заполз под шляпу, а герои напридумывали бог знает что.
А рассказ “Тук-тук-тук” — настоящая “страшилка”: о вороне, которая стучала клювом по железной крыше и перепугала юных пионеров.
Почти каждый рассказ Носова строится на ошибке, неопытности или незнании.
В рассказе “Мишкина каша” целая цепь уморительных событий вызвана одной простой вещью — неумением ребят варить кашу. У Носова герои часто оказываются одни, без взрослых, мир писателя — это дети сами по себе. Они играют, шалят, путешествуют, теряются и находятся, делают уроки…
В рассказе “Федина задача”, герой все время отвлекается, слушая радио, и в голове у него возникает путаница.
Малыши из рассказов писателя получают ценный жизненный опыт. Такие истории, как “Ступеньки”, “Автомобиль”, “Метро”, “Огурцы” — первые уроки на тему “что такое хорошо и что такое плохо”.
Но и ребята постарше всегда находят в писателе внимательного старшего друга, в каждой “смешинке” которого заложена крупинка жизненной мудрости. А уж юмор Носова остается непревзойденным — примеров можно привести множество. Достаточно вспомнить сцену из повести “Витя Малеев в школе и дома”, когда Костя Шишкин взялся с помощью друзей подтянуться по математике. И каждый входящий в комнату с важным видом произносил: “А… занимаетесь?!”.
А в трилогии о Незнайке есть одна интересная хитрость: все жители Цветочного города, коротышки — и дети, и взрослые одновременно. По роду занятий — вроде взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети. Охотник Пулька, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и все другие — яркие личности, и каждый занят делом. И только Незнайка, шалун и непоседа, никак не найдет себе места, берется за всё и всё бросает, умудряется со всеми перессориться и везде напортить. Но при этом зла на него никто особенно не держит, из компании его не выгоняют, и иногда он оказывается очень даже полезным, и мы радуемся, что у Незнайки столько друзей.
Носов был величайшим выдумщиком: во второй части трилогии он рассказал детям о будущих чудесах науки и техники — чего только стоит автомобиль, работающий на газировке!
А в третьей книге и вовсе заговорил с детьми о труднейшей вещи: об устройстве человеческого общества.
Всё, что создал Носов в детской литературе — о незнайках и для незнаек, о детях, симпатичных в своих заблуждениях. Его книги постоянно переиздаются, притягивают художников, а герои его живут на сцене, на экране и просто в ежедневной детской игре.
У писателя был редкий дар изображать героев своих произведений.
Нам всегда легко представить себе героев книг Николая Носова и всё, что происходит с ними.
Герои Носова постоянно действуют, хорошо или дурно, чаще — хорошо, но главное — они находятся в постоянном движении.
Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Николай Николаевич Носов был волшебником потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты.
Ребята, посетившие нашу презентацию, с удовольствием поиграли в загадки от героев книг Николая Носова, попытались нарисовать свои истории с любимыми героями, рассказали, на кого из героев книг они хотели бы быть похожими и почему.
Говорят, что грядущее юного человека, его будущие «взрослые» годы во многом зависят от того, какие книги он прочитал в детстве, с какими литературными героями сдружился. Тот, кто сдружился с книгами Николая Николаевича Носова, станет Человеком с заглавной буквы — отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим свою Родину. Спасибо за это замечательному художнику слова, добрейшему волшебнику и другу детей!

Галина Максимова.

Вахта памяти.


И вновь наша библиотека принимает участие в проекте Вахты Памяти «Из камня его сапоги», которая организована Центром гражданско-патриотического воспитания им. Александра Невского и его руководителем Евгением Васильевичем Гузеевым.
С февраля по май старшеклассники общеобразовательных учреждений Октябрьского района несут караульную службу у памятника Борису Богаткову.
Для современных мальчишек и девчонок Великая Отечественная война – далёкая история. Наша задача – как можно правдивее донести до ребят трагизм военного лихолетья, всю тяжесть испытаний, выпавших на долю русского человека.
И сегодня наша встреча была посвящена великому человеку, нашему земляку, трижды герою Великой Отечественной войны Александру Ивановичу Покрышкину. А слушателями сегодня были  учащиеся старших классов школы № 189.
Родился Александр Покрышкин 6 марта 1913 года в простой семье.
Александр Иванович вступил в смертельную битву с фашистами утром 22 июня 1941 года. Окончил он войну 9 мая 1945 года.
Дважды прошел воюющую страну с западных границ до Кавказа и назад с боями от Кавказа до западной границы, и далее в небе Румынии, Польши, Германии, Чехословакии.
Покрышкин не имел ни одной серьезной раны или контузии, после которых лежат в госпиталях. Но он постоянно, всю войну смотрел смерти в глаза. Его сбивали над территорией, занятой врагом. Однако возвращался в боевой строй эскадрилий, полков, дивизии и снова вел воздушные бои.
Знания механика, полученные в Перми и Ленинграде, позволяли лётчику решать тактические задачи. Ему помогали отличные знания по математике, теоретической механике, физике. На основе их он всегда стремился просчитывать свои маневры и действия противника. С помощью своих расчетов, эскизов и схем он мог доказать, что отлично подготовленный пилот на плохом истребителе может успешно воевать с менее подготовленным пилотом противника на лучшем самолете. Покрышкин был автором неожиданных и стремительных атак. Помог ему в создании теории этих атак был летчик-истребитель Соколов — однополчанин по первой эскадрилье, где служил сибиряк. Там и появилась в его дневнике запись: «Ключ к победе — это маневр и огонь!»
В документальном фильме «Неизвестный Покрышкин» показаны кадры кинохроники, на которых виден воздушный бой, сопровождаемый радиоперехватом немецкого пункта наведения самолетов. Из радиоприемника раздаются панические крики на немецком языке: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!…».
Биограф Александра Покрышкина — писатель Алексей Тимофеев, собрал много доказательств подлинности этого сигнала.
«Механик по радиооборудованию в покрышкинской дивизии Гурвиц рассказывал: «У нас в звене управления стоял хороший американский радиоприемник. Когда наши уходили в бой, мы настраивали его и слушали, что происходит в воздухе. Доносилось до нас и немецкое «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!..» Герой Советского Союзаал-полковник в отставке Горелов подтвердил мне это: «Наши наводчики с земли часто называли его фамилию. И что поразительно — немцы уходили немедленно! Раз — и вдруг никого! Так они начали пугать самих себя…».
Да и иностранные авторы отдают должное советскому летчику-истребителю. В книге о лучшем пилоте Германии — Эрихе Хартмане, в главе «Сталинские соколы» главное место отводится Александру Покрышкину.
Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным — в годы войны.
Всего за годы войны Александр Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
Вот такой он трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, наш земляк!

Галина Максимова.

«Наш любимый Михалков!», посвященный 110-летию со дня рождения.

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

21 марта у нас в библиотеке прошел веселый праздник «Наш любимый Михалков!», посвященный 110-летию со дня рождения великого писателя, для учащихся первого класса школы № 97.
Вместе с библиотекарем ребята отправились в путешествие по стихам на поезде, машинистом которого был сам автор Сергей Владимирович Михалков.
Дети узнали о детстве поэта, о том, как он начал писать свои первые стихи, публикуя их в своём рукописном журнале, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором этого издания. а читателями были домашние и ближайшие родственники, посещавшие их семью.
Ребята узнали, что Михалков не только известный детский поэт и писатель, он автор пьес, сценариев, басен, переводов.

В ходе путешествия останавливались на станциях: «Дворик» — вспомнили считалку про котят и стихотворение «А что у вас?», повторили все профессии мам, которые упоминаются, «Школа» — здесь дети угадывали строки из стихотворений «Чистописание», «Прививка» и «36,5», «Фронтовая» — в годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом, для детей в это время не писал, но зато написал слова к гимну Советского Союза. И последняя станция»У дяди Степы» — в этом произведении Сергей Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве.

С удовольствием посмотрели видеофрагменты из мультфильма «Дядя Степа», отгадывали загадки.
В завершение праздника ребята с радостью полистали красочные книги любимого писателя.
Встреча получилась не только доброй, но и веселой, потому что дети ее провели в компании весёлых друзей, героев произведений Сергея Владимировича Михалкова.

Галина Максимова.

Библиофорсаж «Улица полна неожиданностей».

Пожалуй, нет ни одного человека, который сказал бы, что правила дорожного движения знать не обязательно. Их изучение и повторение важно и для взрослых, и, особенно, для детей.
Именно поэтому наша библиотека постоянно проводит мероприятия по правилам дорожного движения для наших юных гостей. Сегодня это был библиофорсаж «Улица полна неожиданностей», подготовленный библиотекарем Маргаритой Владимировной.

Правила дорожного движения – это книга, в которой собран многолетний опыт, связанный с дорожным движением. Ни один пункт не указан там просто так. За каждым стоит большое количество дорожно-транспортных происшествий. И совсем не сложно прочитать (а лучше выучить) эти правила, чтобы спасти себе жизнь. Они вам точно пригодятся!

Правила дорожного движения появились очень давно. Они начали свою историю задолго до первых машин. Ещё тогда, когда на дорогах можно было встретить только всадников и колесницы, возникла потребность в регулировании движения по улицам и городам. Более двух тысяч лет назад великий полководец Юрий Цезарь утвердил правила, разрешающие движение на определенных улицах только в одном направлении. Это первое упоминание об одностороннем движении.

Первое время в разных странах правила разнились. Именно поэтому в 1909 году в столице Франции была подписана Конвенция по автомобильному движению, которая утвердила единый свод правил для всех государств. Документ подписали делегации 68 стран. На основании Конвенции подготовили и ввели в использование дорожные знаки и указатели, утвердили правила для пешеходов и автолюбителей.

В России правила были официально введены только в 1920 году. В них описали и упорядочили ключевые вопросы для водителей. Именно в правилах 1920 года впервые упоминается о водительских правах и их необходимости.

Правила в том виде, в котором мы привыкли их видеть, были введены в России в начале 1961 года. С развитием промышленности и автомобильного производства, постоянно растёт количество машин на дорогах. Это приводит к острой необходимости внесения различных изменений и корректировок в ПДД. На 2019 год только в нашей стране насчитывается около 300 знаков и целый свод различных правил, регулирующих поведение всех участников движения.

Как ни странно, но многие пешеходы думают, что учить ПДД — это пустая трата времени, что они нужны только водителям. Но это не так! Их нужно соблюдать, чтобы не ставить под угрозу своё здоровье, и в первую очередь это актуально для пешеходов, которые являются самыми незащищенными участниками дорожного движения.

Проводя библиофорсаж «Улица полна неожиданностей», мы в доступной и игровой форме повторили вместе с учениками 1 класса школы №97 основные правила поведения на дороге: как правильно перейти дорогу, что такое пешеходный переход и какой он бывает, какие бывают дорожные знаки, зачем нужен светофор? Нас очень обрадовало, что ребята прекрасно знакомы с правилами дорожного движения, отлично знают, как вести себя на дороге. В конце библиофорсажа сотрудники библиотеки предложили нашим маленьким гостям занимательную викторину по ПДД и, конечно, все желающие смогли поиграть в настольные игры, моделирующие дорожные ситуации.

Надеемся, что то знания которые ребята получили на нашем мероприятии, помогут им в дальнейшем ещё лучше ориентироваться на дороге. Тем более, что совсем скоро каникулы!

 

Маргарита Черкашина.

Историко-патриотическая встреча «Уходил сибиряк на войну», посвященная 110-летию А. И. Покрышкина.

Сегодня, в преддверии 8 марта, сотрудник нашей библиотеки пришла в гости к посетителям КЦСОН Октябрьского района. Пришла не только с поздравлениями, но с интересным и важным рассказом о нашем героическом земляке.

Библиотекарь Галина Ивановна  провела для всех присутствующих историко-патриотическую встречу «Уходил сибиряк на войну», посвященную 110-летию со дня рождения прославленного летчика- истребителя, первого в истории трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина.
Галина Ивановна начала свой рассказ со знакомства с биографией героя. Александр Иванович родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего-каменщика. Покрышкин с детства уделял много времени учебе.
В 15 лет после окончания 7 классов школы, в 1928 году, Александр Иванович обучается в ФЗУ (фабрично-заводское ученичество), ныне проф.училище №2, по специальности слесарь — инструментальщик.В 1930 году уходит в армию и в 1932 году становится курсантом 3-й Пермской Военной школы авиатехников.
После отличного окончания авиашколы, в 1933 году его направили в Ленинград на курсы усовершенствования авиатехников. А конце 1934 года Покрышкин получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74-й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре.

Четыре года Александр Иванович прослужил техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.
За эти годы Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ.
Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен.
В свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы.
Через год он с отличием окончил школу, став летчиком 55-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа.

За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором служил Александр Иванович, прошел перевооружение с бипланов И 15 и И 153 на МиГ 3.
С первых дней войны Покрышкин сражался как на новых самолетах, так и на самолетах старого образца.

Все свои боевые наблюдения и размышления Александр Иванович заносил в особую тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою».
На основе накопленного опыта Покрышкин разработал много новых тактических приемов истребителей, получивших широкое распространение в советской авиации в годы войны.

Всего Александр Иванович совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Великую Отечественную войну закончил в звании гвардии полковника.

24 июня 1945 года полковник Александр Иванович Покрышкин участвует в знаменитом Параде Победы на Красной площади. Ему как прославленному герою доверяют нести штандарт 1-го Украинского фронта.

После войны, в 1948 году А. И. Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), с золотой медалью. Затем получает назначение в Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны.
Александр Иванович освоил полеты практически на всех типах советских истребителей, среди первых поднимается в небо на турбореактивном истребителе МиГ-9.

В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание.Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968-1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР.

В 1971 году VII Всесоюзный съезд Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОССАФ) единодушно избирает А.И. Покрышкина председателем центрального комитета (ЦК) общества (с 1972 по 1981 год).
В конце 1972 года за выдающиеся заслуги перед Отечеством ему присвоено высокое воинское звание «маршал авиации».
После работы в ДОСААФ Покрышкин был включен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР в качестве военного инспектора-советника.

Библиотекарь познакомила посетителей КЦСОН не только с биографией нашего знаменитого земляка, но и с его наследием — золотым фондом отечественной военной литературы. Перу Покрышкина принадлежат книги:
— «На истребителе» (Новосибирск, 1944)
— «Крылья истребителя» (Москва, 1948)
— «Небо войны» (Москва, 1956–1975), выдержавшая пять изданий
— «Твоя почетная обязанность» (Москва, 1976)
— «Познать себя в бою», изданная посмертно в 1986 году
В 1999 году свет увидел еще один уникальный труд — «Тактика истребительной авиации», работу над которым Александр Иванович начал в годы войны, но не успел завершить. Рукопись книги была любезно предоставлена его супругой — Марией Кузьминичной Покрышкиной и подготовлена к изданию представителями Новосибирского фонда А.И. Покрышкина.
Вспомнили, какие места в нашем городе связаны с именем прославленного летчика: музеи, станция метро «Маршала Покрышкина», памятник маршалу авиации установлен на площади Маркса и многое другое.

Оказывается, что наши слушатели знают ещё места, связанные с именем Покрышкина: памятник летчику установлен в городе Краснодаре, здесь же создана организация «Юные Покрышкинцы», в Калининграде несет боевое дежурство истребительно-авиационный полк имени Александра Ивановича Покрышкина.

В 2000 году Покрышкин удостоен почетного звания Гражданина 20 века Новосибирской области, а в 2013 году в Новосибирской области появилась медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль вручается за активное участие в военно патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов сибиряков, развитие авиации и космонавтики.

Наша встреча с посетителями и сотрудниками КЦСОН получилась очень трогательная и познавательная. Было приятно видеть большой интерес к рассказу о жизни нашего прославленного земляка в глазах слушателей. Многие с удовольствием дополняли рассказ библиотекаря о героическом летчике.

В конце встречи всем присутствующим был предложен просмотр документального фильма об Александре Ивановиче Покрышкине 1945 года, который запечатлел интересные моменты его боевой биографии.

 

Галина Власенко.

Литературная гостиная «С любовью к женщине».

Я знаю, что все женщины прекрасны.
И красотой своею и умом.
Еще весельем, если в доме праздник.
И верностью, — когда разлука в нем.
Не их наряды или профиль римский, —
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее…
И материнство,
И седина, когда пора пришла.
Покуда жив, — я им молиться буду.
Любовь иным восторгам предпочту.
Господь явил нам женщину, как чудо,
Доверив миру эту красоту.
И повелел нам рядом жить достойно.
По рыцарски — и щедро, и светло.
Чтоб души наши миновали войны
И в сердце не закрадывалось зло.
И мы — мужчины — кланяемся низко
Всем женщинам родной земли моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.
Андрей Дементьев.

Весна — самое красивое и волшебное время года. Наступление весны мы ожидаем с особым нетерпением, и не поддающемуся объяснению волнением. Зимние морозы и снежные метели отступают от одного только проблеска солнечных мартовских лучей. Праздник весны символизирует пробуждение природы, начало нового и светлого периода, с которым у каждого связаны надежды на положительные изменения в жизни.
И сегодня мы приглашаем вас в нашу литературную гостиную «С любовью к женщине».

Только представительницы прекрасного пола способны соединить в себе нежность и настойчивость, мудрость и вечную молодость. Только у женщин достаточно сил, чтобы делать карьеру, наполнять уютом дом, и окружать заботой близких.

Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
Валерий Брюсов.

Притча о том, как Бог создавал женщину.

Когда Бог создавал женщину, он заработался допоздна на 6 день. Ангел, проходя мимо, сказал: «Почему ты так долго над ней работаешь?»
И Господь ответил: «А ты видел все те параметры, в соответствии с которыми я должен ее создать? Она должна иметь более 200 подвижных деталей, должна функционировать на любой еде, …быть в состоянии обнять несколько детей одновременно…- своим объятием исцелять все – от ушибленного колена до разбитого сердца,… и все это она должна делать имея всего лишь одну пару рук.
Ангел был поражен: «Всего лишь одну пару рук… невозможно! И это стандартная модель?! Слишком много работы на один день… оставь, доделаешь ее завтра.
«Нет, — сказал Господь, — я так близок к завершению этого творения, которое станет моим самым любимым. Она сама исцеляет, если заболеет… и может работать по 18 часов в сутки»
Ангел подошел ближе и потрогал женщину: «Но, Господь, ты ее сделал такой нежной!»
«Да, она нежная, — сказал Господь, — но я так же сделал ее сильной. Ты даже представить себе не можешь, что она способна вынести и преодолеть».
«А думать она умеет?» — спросил ангел.
А Господь ответил: «Она умеет не только думать, но и убеждать и договариваться»
Ангел коснулся женской щеки… «Господь, похоже это создание протекает! Ты возложил слишком много тягот на нее»
«Она не протекает — это слеза», — поправил Господь.
«А это для чего?»- спросил Ангел.
И сказал Господь: «Слезами она выражает свое горе, сомнение, любовь, одиночество, страдание и радость»
Это необычайно впечатлило Ангела: «Господь, ты гений! Ты все продумал. Женщина и вправду изумительное творение! И это действительно так! В женщине есть сила, которая изумляет мужчин. Она может справиться с бедой… и вынести тяготы жизни! Она несет счастье, любовь, понимание.
Она улыбается, когда ей хочется кричать, поет, когда хочется плакать. Плачет, когда счастлива, и смеется, когда боится.Она борется за то, во что верует. Восстает против несправедливости. Она отдает всю себя на благо семьи. Не принимает отказа, когда видит лучшее решение. Любовь ее безусловна. Она плачет от радости за своих детей. Радуется успеху друзей. Умиляется рождению ребенка и свадьбе. Сердце ее разрывается от горя, когда умирают родные или друзья. Она находит в себе силы продолжать жизнь. Она знает, что поцелуй и объятия могут исцелить разбитое сердце.
У нее лишь один недостаток: она забывает о своих достоинствах. Иногда мужчинам нужно об этом напоминать.

«Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери» — сказал Н. А. Некрасов. Каждому из нас – от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь и заботу.

У русских женщин есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах
Могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода,
Так строг и ясен
Росчерк их бровей.
Они, как наша русская природа,
Чем дольше смотришь,
Тем еще милей!

Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем!
Любовь к женщине – благородное и прекрасное человеческое чувство. Она возвышает душу мужчин, делает их лучше, сильнее, наполняет смыслом их жизнь.
Мы знаем множество примеров любви единственной на всю жизнь, возвышающей и облагораживающей. Нельзя остаться равнодушным к верной, но драматичной любви писателя Алексея Толстого к Софье Андреевне Миллер, его будущей жене.
Тринадцать лет Алексей Константинович не мог соединить свою жизнь с любимой женщиной, против брака возражала его мать, которую он горячо любил и уважал и против воли которой не хотел идти. Только после ее смерти Толстой женился на Миллер.
Впервые свою будущую жену писатель встретил случайно на балу. Его стихотворение “Средь шумного бала”, посвященное Софье Андреевне.
Все остальные стихи, написанные А. К. Толстым, также посвящены жене. По его трепетным, страстным стихам, по письмам мы знаем об этой прекрасной любви, которая продолжалась до конца жизни писателя. 10 июля 1870 года Толстой писал из Дрездена жене: “Я только что приехал в 3 с четвертью утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты мне единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет назад…”

Поэты, показывая величие, могущество любви, ее радости и муки, как никто другой, учат понимать и ценить это прекрасное чувство, которое возвышает нас над всем обыденным и суетным.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Федор Тютчев.

А Максим Горький говорил: «Самое умное, чего достиг человек, это – умение любить женщину – поклоняться её красоте; от любви к женщине родилось все прекрасное на земле».

Галина Максимова.

Скоморошник «Масленица-распотешница».

Масленица – это древний народный праздник, который отмечается в 2023 году с 20 февраля и продолжается он ровно неделю, которая так и называется – масленичная или сырная.

В этот день с давних времен принято устраивать народные гулянья с песнями, танцами и различными конкурсами. Чтобы праздник прошел весело и надолго всем запомнился, готовиться к нему нужно начинать заранее. Наши предки почитали солнце как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнышка печь круглые блины. Они являются символом обновления и плодородия.

Сотрудники нашей библиотеки 21 февраля провели для учащихся 3 класса школы №97 скоморошник «Масленица-распотешница».
Библиотекарь Маргарита Владимировна познакомила ребят с историей этого праздника, рассказала как его надо встречать, провожать, что каждый день недели называется по разному от «Встречи» до «Прощённого воскресенья».

Во время празднования Масленицы люди не сидели дома, ведь это считалось плохим знаком. Поэтому практически все игры и конкурсы устраивали на улице. Уличные игры получаются более веселыми, если на праздник собирается большая компания.

Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.

Наши юные гости с удовольствием отгадывали загадки о блинах, весне, масленице, которые подготовила для них ведущий библиотекарь Галина Алексеевна. А так же с большим желанием приняли участие в аукционе пословиц, в ходе которого многие получили памятные сувениры.

Желаем всем нашим читателям славно отдохнуть так, как отдыхали и веселились на Руси в весёлый и сытный праздник – Масленицу!

Урок памяти «И превращался пепел в снег», посвященный 80-летию разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Сегодня в нашей библиотеке прошел урок памяти «И превращался пепел в снег», посвященный 80-летию разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
К нам в гости пришли учащиеся школы № 97.
Битва за Сталинград была одним из ключевых и самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. Она длилась 200 дней и ночей.
Эта победа, хотя и далась дорогой ценой, во многом предопределила дальнейший ход войны и окончательно разрушила планы немецкого командования.
Однако это сражение, как и многие другие, стоило жизни сотням тысяч советских солдат. Точное число потерь до сих пор не установлено.
Советские солдаты сражались за каждый дом и даже за каждый этаж! На знаменитом Сталинградском тракторном заводе фашисты уже врывались в цеха, но рабочие и под пулями не прекращали ремонтировать танки и даже сами бросались в бой, помогая нашим бойцам.

В ходе мероприятия говорили о подвигах защитников города: Я. Ф. Павлове-командире группы бойцов защищавших 59 дней дом в центре города, о снайпере В.Г.Зайцеве, уничтожившего 225 немецких офицеров за месяц, о М.А. Паникахе, который ценой своей жизни остановил немецкий танк создающий угрозу батальону советских солдат.
Лозунгом этой битвы стали слова снайпера Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!».

Перечислить всех героев той битвы просто невозможно. О подвигах многих мы, увы, никогда не узнаем. Но можно точно сказать: лишь благодаря их отваге в тех тяжелейших условиях наша армия смогла выстоять.
Дети посмотрели документальный фильм о Сталинградской битве.
Совершили виртуальное путешествие по Мемориальному комплексу на Мамаевом кургане в сопровождении песни «На Мамаевом кургане тишина».
С тех пор прошло уже 80 лет, но нельзя забывать о прошлом.

Галина Максимова.

Литературная вечеринка «Прочитал книгу — отпусти её на волю», в рамках Международного дня дарения книг.

День книгодарения отмечается 14 февраля. Выражение «Книга — лучший подарок» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. А у лучшего подарка должен быть свой памятный календарный день. Идея этой даты родилась в 2012 году у английской писательницы и матери троих детей Эммы Перри. Именно вопрос одного из сыновей: «Почему нет дня в году, когда люди дарят друг другу книги просто так?» и стал толчком к появлению нового праздника. Эмма стала организатором дня книгодарения 14 февраля 2012 года. И всю жизнь посвятила популяризации детской литературы.

Инициатива нашла отклик у педагогов и преподавателей культурных и благотворительных организаций различных стран мира. Со временем книги стали дарить не только детям, но и всем остальным. Так этот день стал международным. На сегодня отмечается в 35 странах, в том числе и России. Причём у нас решили отмечать не один день, а сразу несколько – с 12 по 18 февраля.

Существует неофициальная традиция в этот праздник оставлять прочитанную книгу в общественном месте. Можно также подарить книгу на улице удивленному прохожему или пожертвовать свои книги районной или городской библиотеке. Во многих организациях сейчас есть специальные корзины или стеллажи, в которые можно положить книги, и их передадут нуждающимся. В нашей библиотеке для вас есть буккроссинг.

Организаторы различных акций обычно просят всех неравнодушных людей бережно относится к книге, не забывать о том, что, к сожалению даже сегодня не каждый человек имеет возможность самостоятельно с ней познакомится. И поэтому можно дарить книги в приюты, интернаты, больницы, детские дома и т. д.

А наша библиотека готова была подарить книжки всем желающим. Вчера у нас прошла литературная вечеринка «Прочитал книгу-отпусти её на волю». Читателям нашей библиотеки предлагалось немного поиграть.
Выбрать любую понравившуюся по аннотации книгу (она обёрнута в бумагу) и отгадать о каком произведении идёт речь. И книга ваша.
Вот такой весёлый день дарения книг получился у нас в библиотеке.

Маргарита Черкашина

Информационная акция «Книга научная – значит не скучная», посвященная Дню российской науки.

День российской науки отмечается 8 февраля. Это праздник академистов, профессоров и студентов, решивших связать свою жизнь с научной и исследовательской деятельностью.
История праздника начинается с времён Петра I. По его велению 8 февраля 1724 года издан указ о развитии науки в России, а затем открыта Российская Академия наук. К 275-летию со дня её основания и решено было проводить День науки.
Наша страна очень богата уникальными научными именами и открытиями. Ломоносов, Павлов, Менделеев, Перельман… В последние годы увеличилось количество молодых учёных, в некоторых направлениях оно превышает 50%. Приоритетные направления современной российской науки: обработка и хранение большого объёма информации, создание и применение новейших материалов, искусственный интеллект, применение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
Зачем надо популяризировать науку? Казалось бы, ответ ясен: научно-популярная литература нужна молодёжи, которая осваивает азы научных знаний. Люди старшего поколения помнят, как в детстве зачитывались брошюрами с интригующими названиями: «Было ли начало мира?», «Необыкновенные небесные явления», «Неслышимые звуки». Среди любимых книг были тома «Занимательной физики». Языком, понятным школьникам, учёные и научные журналисты рассказывали про тайны мироздания, мир кристаллов, происхождение гор. Порой в этих книгах были отрывки из научно-фантастической литературы. Сама эта литература, начиная с романов Жюля Верна, нередко сбивалась на популярные лекции об астрономии, геологии, палеонтологии.
Однако сочинения о науке, понятные массовому читателю, а не узкому кругу специалистов в данном предмете, нужны не только молодёжи. По словам журналиста Карла Левитина, наука страдает от так называемого «туннельного» эффекта. Понятия, которыми оперируют специалисты, математизированные способы объяснений наблюдаемых ими явлений становятся недоступными для других узких специалистов. Прогрессирующая специализация ведёт к тому, что научные знания являются достоянием всё более ограниченного круга лиц. Каждая группа учёных прокладывает свой туннель, при этом понятия не имеет о том, что происходит у соседей. В результате появления всё большего числа изолированных друг от друга «туннелей» наука может остановиться в своём развитии.
В научных работах можно найти большое количество актуальной и свежей информации. Следует обращать внимание на дату написания, чем свежее она будет, тем более новые в ней собраны сведения. Чтение специализированной литературы позволяет понять, насколько выбранная тема актуальна для общества, какие вопросы остались нераскрытыми.
Итак, если примерно вывести определение что же такое научная литература получится вот что:
Совокупность произведений печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространения в целях информирования специалистов о последних достижениях науки. Предметом содержания является сама наука – идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается законченной, если её результаты не закреплены в письменной форме для передачи другим. По видам она бывает разная: монография, сборник научных трудов, материалы конференций, тезисы докладов, научный журнал, диссертации и автореферат диссертаций. Поскольку не все люди могут воспринимать тяжелый научный текст, был придуман отдельный вид литературы:
Научно-популярная литература – рассказ о науке, явлениях и ученых в простой и доступной форме для обычного читателя, в том числе и детей. От научных текстов они отличаются простотой и доступностью, а также отсутствием необходимости обязательного рецензирования и аттестации. Поэтому их нельзя считать вводной наукой.
Характерной чертой популярного изложения научных знаний является отсутствие деталей и, прежде всего, спорных мнений. Форма этого изложения обладает художественной привлекательностью, живостью и доступностью. К научно-популярной литературе относятся сочинения о биографии деятелей науки, основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, описание путешествий, запечатленные в разных жанрах. Мы предлагаем вашему вниманию несколько научно – популярных книг из фонда нашей библиотеки:

Ламберт, Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / пер. с англ. — Ленинград : Недра, 1991. — 256 с. : ил. — ISBN 5-247-01726-9 (в пер.)
В иллюстрированной книге общедоступно развёрнуто древо человека и его ближайших родичей: предков приматов, антропоиды, человекообразные, ранние люди, человек прямоходящий, неандерталец, и современный человек. Показано, как в процессе эволюции возникли и трансформировались основные органы и физиологические системы человеческого организма. Приведены современные палеоантропологические и археологические методы исследования и анализа доисторических антропоидов по их ископаемым остаткам. Иллюстрации связаны с текстом и являются основным содержанием книги. Книга Дэвида Ламберта о человеке как бы дополняет написанный этим же автором и выпушенный ранее научно-популярный обзор «Доисторическая жизнь».
Как известно древние люди изначально жили в пещерах. К ним сейчас и перейдём.

Сифр, М. В безднах Земли / М. Сифр. — Москва : Прогресс, 1982. — 236 с. : ил. — (в пер.)
Французский учёный Мишель Сифр предлагает нам книгу, посвящённую различным вопросам спелеологического исследования. Спелеология – комплексная отрасль знаний, наука о пещерах, изучающая их происхождение, микроклимат, скрытые в них реки и озёра, следы пребывания доисторического человека в пещере. Эта книга ещё и об использовании пещер в качестве природных исследовательских лабораторий (эксперимент с 205-дневным пребыванием в пещере Миднайт). По другому они могут называться естественными колодцами, шахтами, пропастями. Это карстовые пещеры – уходящие в бездны Земли. В данной книге автор затрагивает важный круг проблем: вопросы подземной гидрографии, гидрологию и гляциологию. Здесь вы можете узнать всё о пропасти Скарассон и её леднике; о пропасти Карасук; о подземной системе Пиаджа-Белла; о пропасти Каппа и т.д.
А в пещере можно было найти какой-нибудь камушек. И повезёт если он очень редкий и ценный. Разобраться в этом многообразии поможет наша следующая книга:

Ферсман, А. Е. Занимательная минералогия : очерки / А. Е. Ферсман ; редактор Ю. И. Смирнов. — Ленинград : Детская литература, 1975. — 236 с. : ил. — (Для младшего и среднего возраста).
Ферсаман Александр Евгеньевич — российский и советский минералог, кристаллограф, геохимик, профессор, академик РАН и вице-президент АН СССР. Редактор журнала «Природа» с момента его основания. Лауреат Премии им. В. И. Ленина за научные работы, Сталинской премии I степени.
Книга разделена на две части: первая знакомит со свойствами и природным образованием камня. Вторая же рассказывает о повседневном использовании камня в промышленности и хозяйстве. Мрамор, глина и кирпич, железо, золото, всё о солях, разные виды угля, колчедан, редкие элементы. Ну и как же обойтись без красоты. Вам представлены алмаз, горный хрусталь, топаз и берилл, изумруды и прочие приятные камушки. Особый раздел «Минеролог-любитель» научит вас собирать минералы, определять их вид, а главное правильно их хранить. Для понимания присутствует объяснение специальных терминов.
В пещерах мы уже побывали. Камней насмотрелись, теперь предлагаю нырнуть в океан.

Океан сам по себе и для нас / Ч. Дрейк [и др.] ; редактор А. Е. Сузюмов ; перевод с английского В. В. Голосова. — Москва : Прогресс, 1982. — 469 с. : ил. — (в пер.)
Книга написана учёными-океанологами США. Но это не научный трактат. Она для всех, кому интересен океан. В 22-х главах рассказано об свойствах океана. Такие как волны и приливы, обитатели моря, течения, глубоководные отложения, круговорот химических веществ, океанические бассейны и прочие. И конечно же какие ресурсы он даёт человеку, каково влияние на мировую экологию. Сюда вложена красивая карта рельефа Земли.
Обитатели морей по своему прекрасны, но давайте вернёмся на сушу. Притом на ту, которая существовала много лет назад.

Аугуста, Й. Исчезнувший мир / Й. Аугуста ; перевод с чешского А. В. Заварзина. — Москва : Недра, 1979. — 191 с. : ил. — (Библиотечная серия).
Чешский учёный, профессор, доктор наук знакомит читателей с животными и растениями давно прошедших геологических эпох. Кто такие бизоны, бранхиозавры, платеозавры, уинтатерии. А как вам названия древних деревьев: гинкго, диктиофиллум, невроптерис, мариоптерис и прочие. На самом деле флора и фауна меняются постоянно. И чтобы в них разбираться, нужно прочитать книгу. Кстати по поводу сложных названий. Не пугайтесь, это просто разные виды динозавров и папоротников. Для вашего удобства в конце есть предметный указатель.
Вот мы с вами всё время говорим о земле и её обитателях. Не пора ли посмотреть вверх. Взлетаем к звёздам.

Перельман, Яков Исидорович (1882-1942). Занимательная астрономия / Я. И. Перельман ; ответственный редактор О. Климова. — Москва : АСТ, 2015. — 288 с. — (Перельман: занимательная наука). — ISBN 978-5-17-088665-4 (в пер.) .
Звёздный мир всегда увлекал людей загадочной природой. Книга знакомит с отдельными вопросами астрономии, с её научными достижениями, рассказывает о вялениях звёздного неба. Здесь вы узнаете всё о Луне, Марсе, Меркурии, Сатурне. Видны ли звёзды днем, почему они мерцают, почему они кажутся неподвижными, звёздные расстояния и многое другое. Издание богато иллюстрировано.
Вторая книга, которая позволит переместиться в небеса, связанна с ракетами.

Романов, Александр Петрович. Конструкторы / А. П. Романов, В. С. Губарев. — Москва : Политиздат, 1989. — 367 с. : фото. — ISBN 5-250-00431-8 (в пер.)
Имена С.П. Королева, В.П. Глушко, М.К. Янгеля знает весь мир. Но мало кто помнит, что первая советская ракеты выпушена в космос в 1933 году. А в 1957 полетели первые космические спутники. Космонавты и авиаконструкторы в форме интервью рассказывают о перегрузках при взлёте, катапультировании, невесомости, самолётах и планёрах собственной конструкции. «Самому строить, самому летать» и «Ракеты победят пространство» — их главные лозунги.
Дорогие коллеги – библиотекари! В преддверии Дня российской науки, предлагаем вам поддержать нашу информационную акцию и сделать обзор тех научных книг, которые есть в фонде ваших библиотек. Желаем вам успехов!

Маргарита Черкашина.