Книга замечаний и предложений

Пишите нам!

Уважаемые читатели!

Мы всегда стремимся стать для вас лучше. Поэтому, в целях повышения качества оказываемых библиотечных услуг, свою работу начинает виртуальная Книга замечаний и предложений!

Если вы хотите поделиться своими впечатлениями после посещения нашей библиотеки, пишите по адресу: sting@cbstolstoy.ru

Друзья, у нас отличная новость!

С 10 августа наша библиотека ОТКРЫВАЕТСЯ для посещения, хотя и с некоторыми ❗❗❗ ОГРАНИЧЕНИЯМИ❗❗❗

Пожалуйста, не забывайте, что COVID — 19 не дремлет и поэтому внимательно отнеситесь к ПРАВИЛАМ посещения библиотеки!

Для посещения библиотеки необходимо предварительно записаться, позвонив по телефону: 262 — 26 — 62 с понедельника по пятницу с 11.00 до 19.00. Обратите внимание: в ВОСКРЕСЕНЬЕ библиотека НЕ РАБОТАЕТ!

Ждем ваших звонков и будем рады вновь встретиться с вами!

Исторический час «Великие имена России»

Грузинский князь, но русский генерал,

Непобедимый муж, каких лишь единицы,

Он жил Россией, и при этом жизнь отдал

За нашу православную столицу.

(Г. Готовцев)

Дорогие друзья, приглашаем вас в нашу виртуальную литературную гостиную. Сегодня для вас мы проведем исторический час «Великие имена России», который посвящен 255-летию со дня рождения Петра Ивановича Багратиона – российского генерала, князя, героя Отечественной войны 1812 года.

Сейчас мы с вами поговорим об этом удивительном человеке.

Петр Иванович Багратион родился  11 ноября 1765 года  в городе Кизляре, в семье грузинских князей из старинного рода  Багратиони. Он был среднего роста, худощавый, мускулистый брюнет с типичным грузинским лицом. Спокойный, сдержанный, медлительный в манерах, но в гневе был несдержан, а по отношению к врагам неукротим и страстен.

Мужчины нескольких поколений в семье Багратиона были военными. На то, что Петр Иванович Багратион станет военным, повлияло в первую очередь  его окружение в семье. Петр воспитывался в семье офицера и рос под рассказы о военных подвигах. Дед – Александр Иесеевич Багратион — подполковник. Отец – Иван Александрович Багратион поступил на службу в комендантскую команду при Кизлярской крепости и вышел в отставку в чине секунд-майора.
Брат — Роман Иванович Багратион — генерал- лейтенант.  Роман Багратион прославился во время русско-иранской войны 1827 года, первым ворвавшись в Ереван. Племянник Петр Романович Багратион стал генерал-лейтенантом русской армии, инженером и учёным-металлургом

Славная боевыми и культурными традициями семья Багратиона  сумела передать мальчику — в рассказах, легендах и пес­нях — волнующие предания глубокой грузинской старины. Отец Петра много рассказывал о героическом прошлом семьи. В дворянских семьях того времени мальчики с ранних лет воспитывались будущими воинами, готовыми отдать свою жизнь за Родину. Петр с ранних лет знал и гордился своими предками. Таким образом, семейные традиции наложили отпечаток на формирование характера героя уже в детском возрасте.  Как писал сам Петр Иванович Багратион, «со млеком материнским влил я в себя дух  к воинственным подвигам».

С юных лет Петр воспитывал в себе человека, не знающего ни страха, ни упрека. На всю жизнь запомнились юному князю золотые мысли Руставели, великого гуманиста и бойца за счастье родины. Упорная, настойчивая борьба за родную страну — вот что отличало героев поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

Армейская жизнь нашего героя началась в 1782 году, накануне присоединения Грузии к Рос­сии, когда17-летний Петр Багратион поступил на военную службу сержантом в Кавказский мушкетерский полк. Так и началась его военная карьера, которая длилась тридцать лет. За это время Петр Иванович участвовал в 20-ти походах и 150-ти сражениях. Славу храбреца  он пронес от стен Очакова, через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где французская граната поставила кровавую точку в его биографии.

Первые шесть лет П. И. Багратион служил в запасном полу-батальоне в Кизляре и в боевых делах участия не при­нимал. Кстати, карьера эта могла прерваться после первого же боя. Первый боевой опыт приобрёл в 1783 году в военной экспедиции на территорию Чечни.  20- летний унтер-офицер Петр Багратион был серьезно ранен и оставлен на поле боя в груде убитых и раненых, затем захвачен в плен под селением Алды. Горцы сохранили раненому жизнь. Впоследствии Багратиона передали российскому военному командованию.

Настоящая служба началась для Петра Багратиона только в июне 1787 году, когда его отправили в ставку Потемкина сопровождать в качестве переводчика персидского посланника. К этому времени возраст князя позволял ему нести конкретную военную службу. 1 сентября 1787 года Багратион был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. Став офицером, князь Петр Иванович от службы не увиливал, от пуль не прятался и вскоре начал быстро расти в чинах. Не прошло и четырех лет, как он догнал отца, став секунд-майором. В боях и походах Багратион – как вспоминают его современники — проявлял себя ярко, демонстрируя поразительное хладнокровие, беспредельную храбрость в бою, быстроту и решительность в принятии решений. Среди офицеров и солдат русской армии распространилась слава о военном гении Багратионе, его авторитет среди военных рос с каждым сражением.

Петру Ивановичу было 28 лет, когда он был произведён в премьер-майоры и назначен командиром эскадрона в Киевский гусарский полк (1793). В следующем году он командует дивизионом (т. е. двумя эскадронами) в Софийском карабинерном  полку. Вместе с Суворовым Багратион принимает участие в польской кампании (1794) . Он участвовал в штурме укрепленного варшавского предместья Праги, за что был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом и чином подполковника. Суворов, тогда уже 64-летний человек  и 29 летний майор крепко сдружились. Под руководством Суворова князь Петр хорошо усвоил тактику кавалерийского боя и, в частности, дей­ствия кавалерийских партизанских отрядов. Великий Суворов гордился своим талантливым учеником, которого часто называл «князем Петром».

В 1798 году Багратион получил чин полковника и был назначен командиром 6-го егерского стрелкового полка, а в следующем, 1799 году он был уже генерал-майором.  Багратион делал блестящую по тем временам карьеру.

Как командир, князь Багратион был необычайно строг и требователен к себе, к офицерам своего полка и к солдатам. Дисциплина у него в полку всегда была образцовой. На плацу его полк всегда обращал на себя внимание.

Петр Иванович мог бы занять блестящее место при дворе, но, воспитанный на образах Руставели, верный ученик суворовской школы, князь Петр предпочитал походную жизнь, он делил все радости и невзгоды с солдатами.

В войну 1812 года Багратион получил крупное назначение — командующим 2-й армией. Под началом находились два пехотных и один кавалерийский корпуса — всего около 50 тысяч человек и 180 орудий.  Когда войска Наполеона перешли русскую границу, у Багратиона было 6 дивизий, против которых неприятель направил одиннадцать. Князь Петр получил приказ отступить для соединения с Барклаем-де-Толли в Минске. 29 июня Багратион двинулся к Минску. Наполеон решил истребить его армию  или взять в плен.

Против П. И. Багратиона двинулось 50-ти тысячная армия французов. Багратион попал в клещи, надо было обязательно вырваться. Искусно маневрируя, князь Петр ушел из клещей Наполеон. Идти на Минск без продовольственных баз, через леса и болота было безумием. И Багратион меняет направление, но Наполеон не собирался его выпускать. Неприятель шел следом. В эти трудные дни Багратион не терял присутствия духа, он снова меняет направление и ведет войска к Смоленску, где 15 августа соединился с армией Барклая.

Последняя битва, в которой участвовал Петр Иванович это битва при Бородино. Армия  Багратиона, составляя левое крыло русских войск, отразила все атаки французской армии. В том бою Багратиону осколок ядра раздробил большую берцовую кость.

В тяжелом состоянии истекающего кровью князя Петра доставили в имение Голицына, которое находилось в  селе  Сима Владимирской губернии. Врачи, как могли, боролись за его жизнь. 26 сентября 1812 года врачи предложили Петру Ивановичу ампутировать ногу. Он отказался.  В 12 часов дня Петр Иванович Багратион умер.     Багратион был похоронен в селе Сима, но в 1839 году по настоянию Дениса Васильевича Давыдова прах Багратиона был торжественно перезахоронен на Бородинском поле.

Петра Ивановича Багратиона, как и всех офицеров 1812 года, отличало какое-то особенное чувство долга, чести, гордости, беззаветной храбрости и, конечно же, безграничной любви к своему Отечеству.

Много новых и интересных фактов из жизни Петра Ивановича Багратиона вы можете узнать из книг, которые есть в нашей библиотеке.

И закончим наш разговор об этом героическом человеке строками из стихотворения  Ирины Суворовой

И вспомни притчу о герое,
Что не страшился ни невзгод, ни бурь.
И чтоб в минуту лихолетья
Тебе, как крысе, не бежать,
Впечатай в сердце строки эти:
«Достойно жить –
Достойно умирать!»

Галина Петровна Егорова

Литературное досье «Я сделался писателем случайно» (к 150-летию А. И. Куприна)

«Я люблю Россию и привязан к ее земле, мне и моим писаниям она дает силу». Александр Куприн

Дорогие друзья, приглашаем вас на наше очередное онлайн мероприятие – литературное досье «Я сделался писателем случайно», которое посвящено 150-летию великого русского писателя А. И. Куприна.

Сегодня мы познакомимся с жизнью этого великого русского писателя, вспомним его бессмертные произведения.

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей.

Л. Н. Толстой  говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…»

Константин Бальмонт, писал о Куприне, уже в стихах:

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.

Родился Александр Иванович 7 сентября 1870 года в селе Наровчате близ Пензы, и стал шестым ребенком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любови Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду. Трое детей умерли, не прожив и двух лет. Когда Сашеньке исполнился год, от эпидемии чумы умер отец семейства, и Любовь Алексеевна осталась без средств к существованию с тремя детьми. В 1874 году женщина приняла решение уехать в Москву. Там ей удалось пристроить двух дочерей в казенные пансионаты, а сама с сыном поселилась во Вдовьем доме, куда наконец-то выхлопотала себе место.

В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в московском Разумовском пансионе, считавшемся сиротским интернатом. Спустя четыре года Саша продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища. Из его стен Куприн вышел подпоручиком, и  на протяжении четырех лет нес службу в Днепровском пехотном полку.

Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать?

Первая проба пера будущего знаменитого писателя состоялась еще во время учебы в кадетском корпусе. Куприн начал со стихов, но его первые работы никогда не издавались. Первое опубликованное произведение – рассказ «Последний дебют», после него появилась повесть под названием «Впотьмах» и несколько других рассказов на тему войны.

Тема войны и армии в творчестве Куприна играет большую роль. Почти все ранние произведения писателя изобилуют этой темой – повесть «На переломе», которая выходила под названием «Кадеты».

В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея небольшой жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В автобиографии писателя приведен поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром. Он был репортером и управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии и служил в технической конторе. Писатель был псаломщиком и изучал зубоврачебное дело. Был период, когда Александр Иванович чуть было, не постригся в монахи. Служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и многое другое. Сумбурные, лихорадочные мечтания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч — все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений,— требовалось художественно обобщить их.

Александр Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первою крупного произведения — повести «Молох».  Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с ее, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков большинство самых значительных произведений. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы,— «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель», впоследствии названный классикой детской литературы.

 Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе», рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус», «Слон».

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны», рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет.

Повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, что писатель ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Он воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии и равнодушию.

В письме к Ф. Д. Батюшкову он утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.

Осенью 1919 года, находясь в Гатчине,  отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.

Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 года тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».

Новым творческим планам не суждено было осуществиться.

В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни. Похоронен Куприн в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.

В завершении нашего мероприятия хочется сказать что, много замечательных произведений написал этот прекрасный человек. Все они помогают стать настоящими людьми…. И поэтому их читали, читают и будут читать еще многие поколения….

«Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей — представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей земле». К. Паустовский.

 

Светлана Пиоттух

 

Познавательный час «Школа прошлых времен»

Дорогие друзья, приглашаем вас на наше очередное онлайн мероприятие – познавательный час «Школа прошлых времен».

Можно смело сказать, что школьное образование зародилось в 988 году – именно в этот год состоялось крещение Руси.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
• грамматику,
• диалектику,
• риторику,
• церковное пение,
• землемерие,
• географию,
• звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания:
• В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
• В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
• В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.До Екатерины II фактически учиться могли только юноши.

В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
• В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
• В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
• В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
• В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
• Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
• Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
• Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
• Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
• Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
• Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
• Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
• Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
• Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
• Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
• Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
• Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
• Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
• Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.

Октябрьская революция кардинально изменила школьное образование::
• В 1918 году был введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
• В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
• В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
• В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
• С конца 1980-х годов дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.

Теперь, друзья, у вас есть возможность сравнить, как учились в прошлом и как учатся в школе сейчас, когда есть возможность не посещать занятия, а осваивать материал самостоятельно в онлайн режиме.

Ольга Бурвиц

Из рубрики «Читаем стихи поэтов — фронтовиков»

Стихи поэта-фронтовика БОРИСА БОГАТКОВА.

С добрым утром, дорогие друзья!

А давайте начнем сегодняшний день с беседы с библиотекарем

Просветительский час «Три цвета России»

Друзья, приглашаем вас посетить наш виртуальный просветительский час «Три цвета России», посвященный Дню государственного флага Российской Федерации.

Российский флаг — дыхание весны

И отсветы далёкой ратной битвы.

Три символа, три цвета сплетены

И на века в едином стяге слиты.

В нём белый цвет – сиянье чистоты,

Знак благородства, символ вечности и правды.

В полях Российских так снега чисты

И так же храмы светом святости богатый.

Багровым цветом полоса горит,

То память о минувшем лихолетье,

О мужестве, о красоте любви

И ты, грядущее, преемник и наследник.

Цвет верности, как море васильков,

Цвет целомудрия, неотразимо синий.

Всплывает флаг Российский трёх цветов –

Опора, сила, мощь моей России.

Каждое государство имеет свои государственные символы, это знаки его суверенитета – герб, флаг и гимн. Государственный флаг Российской Федерации ведет историю с 1668 года и служит России уже более 300 лет.

Первым традиционный флаг ввел отец Петра I, московский царь Алексей Михайлович, это и был известный всем сегодня бело-сине-красный флаг, который предназначался для русского флота на Каспийском море. Он одновременно исполнял роль опознавательного знака, потому что на Каспийском море плавали еще корабли арабов и турок. Вот почему были выбраны три полосы: такой флаг был различим с больших расстояний, по сути, это был сигнальный флажок. Собственной символикой такой флаг не обладал.

Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. «Орел» недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, был там сожжен восставшими крестьянами Степана Разина.

Петр I по праву считается отцом российского триколора. Он утвердил флаг в знак уважения к памяти отца. Только к практическим целям — отличать в бою свои корабли от чужих — Петр впервые добавил государственный оттенок. Знамя на мачте корабля было сигналом соблюдать европейские правила цивилизованной войны, где флаг был знаком принадлежности корабля к государству на правах «плавающей земли». Желая сделать Россию цивилизованной частью Европы, Петр I утвердил сразу несколько флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов было великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамена.

Место главного флага оставалось, однако, пустым. И царь был озабочен этой проблемой.

В 1699 году из сотен знамен роль государственного флага Петр I отвел бело-сине-красному флагу, под которым к тому времени обычно ходили мирные торговые суда. Тем самым был подчеркнут в первую очередь представительский статус такого флага, выделен знак дружеского расположения, жест добрососедства и мира.20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг.

К этому времени окончательно сложилась и символика цветов.

Три параллельных цветных полосы олицетворяют следущее:

Белый — благородство, долг, цвет чистоты.

Синий — верность и целомудрие, цвет любви.

Красный — мужество и великодушие, цвет силы.

В 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными». В это время три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий — цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый — цвет свободы и независимости.

Однако праздновать День Государственного флага стали намного позже.

День Государственного флага Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 01.01.01 года в связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического трехцветного флага, овеянного славой многих поколений Россиян. В настоящее время флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех разноцветных горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цветов.

Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков — флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага — первая торжественная церемония после провозглашения нового государства. Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

А теперь, друзья, отгадайте загадки о Государственном флаге:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (?)

 

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (?)

 

 

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко… (?)

 

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (?)

Ольга Бурвиц

Яблочный спас в русской литературе

19 августа, конец лета. Время, когда поспевают в садах яблоки. До этого дня не разрешалось срывать и есть яблоки, а в этот день все верующие, у кого есть сады, собирают яблоки в корзины и несут их на освящение в церковь. В яблочных областях устраивались столования. Перед церковью устанавливался длинный ряд столов с яблочными пирогами и ватрушками, яблочным квасом. Вся окрестность наполнялась ароматом свежих яблок. Этот праздник еще называют «Яблочным спасом». А как отразилась тема этого праздника в русской литературе? Давайте, друзья, вспомним…

Упоминаются яблоки в народных эпосах, песнях, сказках. Это и молодильные яблоки из русских народных сказок и немецкого эпоса «Кольцо Нибелунгов», целебные яблоки из сказки «Гриф-птица» братьев Гримм, яблоки, помогающие рождению детей из грузинской народной сказки «Иван-заря», яблоки, помогающие соединиться с суженым в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» и др.Поэзия тоже не смогла обойтись без яблок: В. Солоухин «Яблоко», С. Орлов «Яблонька», А. Прокофьев «Яблоня на минном поле».Яблоко, несущее беду в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

У С. Есенина есть такие строки «Пахнет яблоком и медом по церквям твой кроткий Спас…».

И. Мандельштам: «Взят в руки целый мир, как яблоко простое».

Прозаики также не обошли своим вниманием яблоко.

Яблоки – деталь имиджа героя рассказа О. Генри «Стихший ветер», героиня детектива Агаты Кристи, писательница миссис Оливер, много ела яблок.

А кто же не читал рассказ «Антоновские яблоки» И. Бунина?

С яблоком связано очень много поговорок и пословиц:

  • Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к докторам.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Такая теснота, что яблоку упасть негде.
  • От одного гнилого яблока весь воз загнивает.
  • Не вырастишь яблоню – не съешь яблока.
  • Румяное яблочко само себя хвалит.
  • Не выманишь и золотым яблоком.
  • Душа не яблоко, ее не разделишь.
  • Точно в яблочко.
  • Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого.
  • Каков садовник, такое и яблоко.

На Яблочный Спас многие пекут вкуснейшие пироги с ароматными яблоками.

Мы же предлагаем Вашему вниманию оригинальные рецепты блюд из яблок от великих писателей.

Цветаевский яблочный пирог

Существует легенда, что сестры Цветаевы в свое время угощали поклонников этим удивительно вкусным яблочным пирогом.

Для теста:

мука — 150 г
сметана — 75 г
сливочное масло — 85 г
соль — щепотка

Для начинки:

сметана — 175 г
сахар — 150 г
яичные желтки — 2 шт.
мука — 2 ст.л. без горки
яблоки — 2 шт.
корица — щепотка

1. Муку просеять с солью. Добавить растопленное сливочное масло и сметану, замесить тесто.

2. Форму для выпечки диаметром 23-24 см смазать маслом, распределить тесто.

3. Яблоки очистить и нарезать тонкими ломтиками. Смешать с корицей и выложить на основу.

4. Для крема смешать сметану, сахар, желтки и муку. Залить это смесью яблоки.

5. Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке около 45 минут. Дать немного остыть.

Компот из яблок

Николай Васильевич Гоголь особое пристрастие питал к различным сладостям — конфетам, медовым пряникам, бубликам. Княжна Репнина, зная за ним эту слабость, собственноручно готовила для писателя компот, который Николай Васильевич называл «главнокомандующим всех компотов».

Не все знают о том, что в дореволюционной России компотом, именовали десерт из фруктов, приготовленных в сиропе. В сироп добавляли цедру апельсина или лимона, корицу, гвоздику и другие пряности, а также тертый кокосовый орех, цукаты или изюм. Подавали со взбитыми сливками. Это был не напиток, который пили из стаканов, а имеющий густую консистенцию десерт, который ели из хрустальных вазочек.

Выдать: 4 яблока, 1 фунт сахару (409 г.), 1 стакан белого вина, 1 лимон, 1 апельсин.

Яблоки варят с небольшим количеством воды в кастрюле на легком огне, пока они сделаются мягкими. Отдельно варят сахарный сироп на белом столовом вине, но не очень жидкий, и опускают туда сваренные яблоки, нарезанные продолговатыми ровными ломтиками; прокипятив 1-2 раза, яблоки вынимают и укладывают в блюдо, а сироп продолжают уваривать с шинкованными корками лимона и апельсина; когда они сделаются мягкими, этим сиропом обливают яблоки. Подают холодным.

«Ваш Яблочный Пирог»

Пушкин, кстати, настолько любил яблочный пирог, который подавали к чаю в Тригорском — имении его друзей и соседей Вульфов, что так и подписывал письма, адресованные в этот дом: «Ваш Яблочный Пирог». Попробуйте испечь любимый пирог Александра Сергеевича:

Понадобится на 4 порции:

1 пластина слоеного теста (250 г),
2 яблока,
1 яйцо,
200 г творога,
3 ст. ложки сметаны,
2-3 ст. ложки сахарного песка.

Приготовление: тесто раскатать в пласт толщиной 5 мм, сделать бортики по краям формы. Противень или форму ничем не надо смазывать, т.к. слоеное тесто содержит очень много жира, но можно застелить бумагой для выпекания. Приготовить творожную начинку: смешать яйцо, творог, сметану и сахар (часть сахара и яйца оставить отделки поверхности пирога). Вылить творожную начинку на тесто и сверху выложить «внахлест» нарезанные тонкими кружочками яблоки. Сверху присыпать пирог сахаром, бортики смазать яйцом. Выпекать около 20 минут при температуре 180 °С. Этот пирог очень вкусен в холодном виде.

Любимые пирожки Наташи Ростовой

В семье графа Льва Толстого очень любили маленькие пирожки с яблоками, причем начинкой в них служила половинка очищенного яблока. Такие пирожки можно делать закрытыми и открытыми — спинкой яблока наружу. Яблоко будет смотреться красивее, если сделать в нем 6-7 продольных надрезов острым ножом и сверху посыпать сахаром. Рецепт пришел из семьи Берсов — родителей жены писателя, Софьи Андреевны, урожденной Берс. Именно с ее сестры, Танечки Берс, Лев Николаевич «писал» свою Наташу Ростову. Софья Андреевна была прекрасной хозяйкой, искусно готовила сама, собственноручно составляла меню каждой семейной трапезы для графского повара и даже готовила к изданию свою кулинарную книгу, где подробно описывала яснополянскую кухню.

Кулинарная книга С. А. Толстой так и не вышла, однако многие рецепты ее стали известными — например, берсовские яблочные пирожки.

Вот как звучит слово в слово рецепт от Софьи Андреевны: «Один фунт муки, полфунта масла, четверть фунта сахару — все это стереть на доске руками. Одно яйцо, полчашки сливок размешать и влить в тесто, смешать все вместе и раскатать. Яблоко очистить, вынуть сердцевину, разрезать пополам. Положить половинку яблока, посыпанного сахаром, на тесто и выделывать пирожки, сверху помазать яйцом. Печь пирожки в духовом шкафу».

Не забываем, что 1 фунт — это 400 г, а вместо «стирания руками» можно воспользоваться миксером или комбайном.

«Яблочная запеканка с ванильным соусом»

Возможно, у знаменитой шведской детской писательницы Астрид Линдгрен тоже был свой любимый яблочный пирог: недаром он упоминается в ее книгах. Правда, в русском переводе лакомство именуется «яблочной запеканкой с ванильным соусом» — именно ее «уплетали, сидя рядком на кровати», Малыш, Карлсон и фрекен Бок после знаменитой погони за «малюткой-привидением» и его сенсационного разоблачения. Скорее всего, речь идет о блюде, известном в наших кулинарных книгах как «шведский яблочный торт». Нежно, вкусно, необычно!

Понадобится:

600 г яблок,
80 г сливочного масла,
2 стакана сахара,
125 г молотого миндаля,
1 ст. ложка муки или крахмала,
сок и цедра 1 лимона,
2 яйца.

Приготовление: Яблоки очистить, удалить сердцевину, нарезать тонкими ломтиками. Приготовить сироп из 1 ст. ложки воды и ложки сахара, потушить в нем 4-5 минут яблоки. Оставшийся сахар растереть с маслом, добавить желтки и миндаль, цедру лимона и сок. Взбить белки с небольшим количеством сахара и аккуратно смешать со всей массой. Форму смазать маслом, припудрить мукой, выложить ее дно ломтиками яблок, на них вылить тесто, поставить в духовку и запекать 45 мин на слабом огне.

Полить холодным ванильным соусом и подать в качестве десерта прямо в форме.

Почему Шарлотка?

Никогда не задумывались, почему это самый известный бисквитный пирог с яблоками называется именно так? История, достойная расследования и пера Агаты Кристи. Кстати, в автобиографии она вспоминает, как в доме ее родителей подавали к столу этот пирог: «Угощение, принятое в нашем доме, отличалось поистине невероятной роскошью по сравнению с тем, что обычно подают гостям теперь. Недавно мне попалось на глаза меню одного из наших давних обедов (на десять персон)… На сладкое — пудинг «Дипломат» или русская шарлотка».

Значит, сто лет назад в английской семье это блюдо называли русским! Но откуда у него такое иностранное имя? Словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет «шарлот» как круглый пирог с вареньем. Название есть, а пирог другой, но уже теплее! Откуда же название? Некоторые историки считают — от имени жены английского короля Георга Третьего — королевы Шарлотты, которая разводила яблоневые сады, хоть и не королевское это дело. Но пирог-то русский. Была ли русская Шарлотта? Оказывается, была — жена царевича Алексея Петровича, Шарлотта Бланкенбургская, и слыла она любительницей яблочных пирогов. Лингвистам же ближе версия происхождения названия от староанглийского слова «charlyt» — так называли пирожные с заварным кремом. Но причем здесь, скажите, яблоки?

Спор всех хозяек — какой рецепт шарлотки более правильный? Какие пропорции брать для бисквита? Заливать ли тестом яблоки или предварительно перемешать его с ними? И сколько надо яблок — много или мало? Обычную шарлотку все делают по-своему, а вот попробуйте приготовить индийскую шарлотку «Шримати», названную по имени возлюбленной и «вечной жены» индийского бога Кришны. Рецепт этого вкуснейшего пирога можно найти в книге «Ведическая кулинария. Как готовить сладости».

Понадобится:

200 г манки,
150 г муки,
стакан кефира,
150 г сахара (но зависит от кислоты яблок, можно больше или меньше),
125 г растительного масла,
ванилин,
пакетик разрыхлителя или 1 ч. ложка соды,
2-3 средних яблока.

Приготовление: манку залить кефиром, перемешать и дать набухнуть в течение получаса. Масло взбить с сахаром в чаше миксера, чтобы кристаллики растаяли. Добавить манно-кефирную смесь, муку, просеянную с разрыхлителем, продолжить взбивать. Добавить в тесто нарезанные яблоки, выложить в форму, смазанную маслом, печь при температуре 180-200 °С. Когда верх зарумянится, проверить готовность деревянной шпажкой — она должна быть сухой. Подавать, посыпав сахарной пудрой.

Если вам захочется, дорогие друзья, воспользоваться одним из литературных рецептов и приготовить невероятно вкусное блюдо из яблок, то… ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Ольга Бурвиц

Арт-беседа «Мечтами о нежной любимой природе» (160-летие И. И. Левитана)

Дорогие друзья, сегодня мы хотим пригласить вас на наше очередное онлайн — мероприятие – арт-беседу «Мечтами о нежной любимой природе», которое посвящено 160-летию великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.

Самым замечательным среди русских художников, внёсших в сухой реализм живительный дух поэзии, был Исаак Ильич Левитан. Появление его картин произвело удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего воздуха хлынула в выставочные залы.

Исаак Левитан – самый великий из тех русских пейзажистов, который в 19 веке открыл для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Алексея Саврасова и Василия Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав своё имя в храм отечественной культуры.

Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьёзного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.

Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французских картин, в которой прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это тоже было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека.

Отец Левитана – Илья Абрамович – закончил виленское раввинское училище (педагогический институт). Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В городе Ковно (Литва) он преподавал эти языки.

Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей – брат Адольф, и сёстры Тереза и Эмма. Отец Левитана, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-ых годов перевозит семью в Москву.

Осенью 1873 года 13-ти летний Исаак и его старший брат поступают в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями стали известные русские художники: Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В 1875 году в семье случилось несчастье, умерла мать Левитана, и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать 4-х детей на заработки от репетиторства.

Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 году освободило их от оплаты за обучение «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 году умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды.

Когда художник учился в четвёртом «натурном» классе Василия Перова, то на его работы обратил внимание друг Перова, Алексей Саврасов и взял одарённого молодого человека к себе, в пейзажный класс.

В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а 16-летний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжать занятия».

В 1879 году после покушения Соловьёва на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы. «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» — пишет Паустовский. Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил – ему был выдан диплом учителя чистописания.

Голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье художника – у него резко обострилась болезнь сердца.

Несмотря на своё физическое состояние, Левитан работает много и плодотворно. В середине 1880-х годов его материальное положение улучшилось, и он уезжает в Крым. Эта поездка укрепила его силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

Особый интерес к работам Левитана был проявлен замечательным русским меценатом, собирателем русской живописи – Виктором Михайловичем Третьяковым.

Для своей знаменитой галереи он покупает работы молодого автора, где они по праву занимают достойное место среди шедевров великих русских художников. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями, художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой, отправляется на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка – Плеса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плесе 3 чрезвычайно продуктивных летних сезона. Около 200-т работ, выполненных им за три лета, проведённых в Плесе, принесли Левитану широкую известность, а Плес с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

«Левитан открыл Плес… И Плес открыл Левитана…»

Картина  «После дождя. Плёс».

После непогоды свет робко возвращается в мир, пребывавший до этого в плену сумерек. Деревья, кусты и травы напитались сыростью, потемнели и поблёкли. Лес за посёлком похож на низкую гряду облаков, настолько мутными и расплывчатыми стали дали. Мохнатая пепельная пелена ещё висит над миром, но сквозь неё уже просвечивает жидкое золото небес. На Волге лёгкая рябь, и каждая из крохотных волн несёт на своей спине светлый лучик. Вдали вся река светится, как серебряный щит. Жарко полыхают лужи, образуя у кромки берега, разорванные и перепутанные гирлянды огней. Свет отражается в бортах лодок, в крышах домов, в мокром листе рифлёного железа. Ещё немного, и всё вокруг засияет в полную силу, приветствуя окончание ненастья и появление тёплого солнца.

В середине 80-х годов Левитан поселился недалеко от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Кисилёвых гостили Чеховы. Наиболее близким другом Левитана был писатель А. П.Чехов. Познакомились они в конце 1870 года, когда оба были бедными студентами и сразу стали близкими друзьями. Только Чехову мог доверять художник свои самые сокровенные мысли и душевные переживания.

Летом 1885 года Левитан приехал погостить в подмосковную усадьбу к Антону Павловичу и сразу попал в атмосферу веселья, шуток, сердечного тепла, которое царили в семье Чеховых.

Ранним утром художник, восхищённый красотами русской природы, уходил на этюды. И так упорно работал, что вскоре все стены маленькой комнатки, где он жил оказались его этюдами.

Левитан был неизменным и непременным участником всех деревенских увеселений Чеховых.

Однажды они устроили над художником шуточный суд. Всё это происходило в настоящей тюремной камере. Брат Чехова – Николай – изображал свидетеля – дурака, Антон Павлович – прокурора, специально для чего гримировался, одевался в шитый золотом мундир и говорил обвинительную речь, которая всех заставляла умирать от смеха.

То вдруг над дверью флигеля Левитана появлялась вывеска:

А вот и флигель Левитана

Художник милый там живёт

Встаёт он очень, очень рано.

И тотчас чай китайский пьёт

Позвав к себе собаку Весту

Даёт ей крынку молока.

И тут же, не вставая с места,

Этюд он трогает слегка.

Художник не оставался в долгу. На большом квадратном окне, перед которым стояла швейная машина – Чеховский письменный стол. Исаак Ильич наклеивал аляповато размалёванную вывеску: Доктор Чехов принимает заказы от любого плохого журнала. Исполнение аккуратное и быстрое, в день по штуке.

Всё это не мешало Левитану работать, как и Антону Павловичу писать.

Это были лучшие дни друзей, когда сама жизнь улыбалась.

Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как и Левитан, он готов был «душу отдать за удовольствие поглядеть на тёплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат» и особенно любил весну.

Когда над садом горел месяц, жаркие споры о литературе, музыкальные вечера, улыбки молодых и ласковых женщин, были заслуженной славой. Друзья были счастливы.

Согласно замечательной традиции русских художников посещать европейские страны с целью изучения европейской школы живописи, в 1889 году Исаак Ильич уезжает во Францию и Италию.

Природа этих стран производит сильное впечатление на Левитана, и он оставляет нам в наследие ряд своих европейских работ, которые по праву считаются лучшими среди работ русских художников.

Подобно своим учителям Перову и Саврасову, Левитан принадлежал к типу художников, для которых условием полноценного творчества была возможность знать и душевно чувствовать внутреннюю жизнь, придающую смысл и значение внешним образам, что относится и к жизни природы, её ритмам, её душе, с которой связан дух художника. Не случайно Левитан, оказываясь на Западе, и высоко отзываясь о европейской культуре и удобствах быта, вскоре начинал тосковать по любимой русской природе.

Так он писал Апполинарию Васнецову из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящей пейзажист».

И не только природа Италии заворожила Левитана. Глубокий и яркий след свой оставила итальянская музыка. Радостные светлые мелодии итальянских голосов сменялись нежными грустными звуками мандолины.

Когда солнце склонялось под вечер к горизонту, особенно проникновенно звучали инструменты уличных музыкантов.

С течением времени творчество художника становится широко известно. Его картины экспонируются в лучших залах России и Европы. Широчайшую известность приобрели полотна: «У омута», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

Картина «Вечерний звон»

 В ней соединились впечатления художника от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Левитан не ставил своей задачей изобразить определённое место — картина передаёт состояние души, которое обретает человек, когда видит старинный монастырь и слышит перезвон колоколов, зовущих на вечернюю службу. Тогда время как будто останавливается, и на мир снисходят покой и тишина.

Все тревоги и заботы кажутся мелкими при виде этого уголка земли, полного величавой кротости. Вечернее солнце окрашивает летний пейзаж в осенние, ржавые и красноватые тона. Неподвижна, как зеркало, гладь реки, в которой отражаются рыжие деревья и белые церковки. Прозрачное сияющее небо словно бы обнимает монастырь с двух сторон — одно наверху, другое внизу, в реке. От берега к монастырю движется маленький, кое-как сколоченный паром, на котором видны две фигуры в чёрных монашеских одеждах. Кажется, что паром движется в такт перезвону, и когда он пристанет к берегу, колокола умолкнут.

 Созерцая произведения Левитана, мы понимаем, что сила влияния его пейзажей на зрителя заключается не в роскоши буйной природы, ярких цветах, эффектных колоритах.

Левитан настоящий истинный философ и каждое его произведение раскрывает нам глубины жизни с её надеждами и печалями, радостями и скорбями. В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселение в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться.

К этому периоду относится его полотно «Владимирка», где изображена дорога, по которой осуждённых гнали в Сибирь.

Картина «Владимирка»

Эта картина принадлежит к жанру исторического пейзажа. На ней изображён Владимирский тракт, по которому до строительства железной дороги отправляли в Сибирь каторжников. Не случайно один из эскизов к этому произведению художник подарил своему знакомому, учившемуся на прокурора (смотри, мол, на что твои предшественники обрекали людей).

Известно, что работу над «Владимиркой» Исаак Ильич начал в летний солнечный день. Однако на холсте предстаёт тусклый, почти лишённый ярких красок пейзаж. Тяжело нависли над землёй серые облака. Среди унылых бескрайних полей тянется за горизонт широкая лента дороги. Тысячи людей прошагали по этому тракту, идя навстречу неизвестной судьбе. И не всем удалось преодолеть этот путь. Придорожный крест, у которого застыла одинокая женская фигурка, напоминает о тех, кто упал на обочине дороги, о тех, у кого не было сил встать и идти дальше… А сколько таких безымянных могил во времена Левитана было разбросано вдоль Владимирского тракта, сколько почерневших от дождя крестов отмечали горестный путь каторжан?

 В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором когда-то учился сам.

Художник мечтал создать «Дом пейзажей» большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

Один из учеников вспоминал: « Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком. Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник, под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

К сожалению, болезнь сердца без времени обрывает жизнь великого русского живописца. Художник Исаак Ильич Левитан умер в 1900 году в расцвете творческих сил.

Но его картины навсегда остались настоящими жемчужинами в сокровищнице русской и мировой культуры.

Светлана Пиоттух.



© Муниципальное казенное учреждение культуры г. Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. Л.Н. Толстого Октябрьского района" 2008-2020. Все права защищены.