Конкурс «Кто-кто в теремочке живет»

Друзья, если у вас или ваших знакомых живет пушистый, хвостатый или ушастый домашний любимец с мокрым носом, а может быть даже с очаровательным клювом и крыльями — наш конкурс для вас!

Расскажите о своем пушистом друге всем! Нам будет очень интересно узнать о тех, кто радостно приветствует вас, когда вы приходите домой, просит погладить, когда вы садитесь в кресло или радостно чирикает, когда вы кормите чем-нибудь вкусным!

Пусть ваш домашний любимец станет героем вашего рассказа или видеоролика! О нем должны узнать все!

 

Книга замечаний и предложений

Пишите нам!

Уважаемые читатели!

Мы всегда стремимся стать для вас лучше. Поэтому, в целях повышения качества оказываемых библиотечных услуг, свою работу начинает виртуальная Книга замечаний и предложений!

Если вы хотите поделиться своими впечатлениями после посещения нашей библиотеки, пишите по адресу: sting@cbstolstoy.ru

Литературный перекрёсток «Всюду родимую Русь узнаю» к 200-летию Н. А. Некрасова

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Среди русских писателей он занимает особое место. Его произведения пронизаны любовью к Родине, в них он воспел многострадальный простой русский народ. Этой знаменательной дате было посвящено наше мероприятие — литературный перекрёсток «Всюду родимую Русь узнаю». На мероприятии присутствовали наши гости – учащиеся 4 класса школы № 97.
Ребята узнали много интересного о жизни и творчестве поэта.
С большим интересом учащиеся прослушали стихи, которым неподвластно время, потому что они написаны с искренней любовью и теплотой. Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, тяжелая судьба крестьян, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.
«Любимым детищем» назвал поэт поэму «Кому на Руси жить хорошо», в нее вложил он самые заветные чувства, все знание русской жизни. Ребята прослушали отрывки из этого произведения.
С восхищением и сочувствием слушали гости стихотворение «Крестьянские дети», песни на стихи Некрасова.
В завершении мероприятия ребята посмотрели мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы» по мотивам стихотворения поэта.
Уходить из библиотеки нашим юным гостям не хотелось, и они пообещали прийти вновь, уже вместе с родителями, чтобы стать читателями нашей библиотеки.

Галина Егорова

Вечер-портрет «Старейшина отечественной культуры», к115-летию со дня рождения Д. С. Лихачева

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас на вечер-портрет «Старейшина отечественной культуры», который посвящен 115-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Дмитрий Сергеевич Лихачев  — крупнейший ученый и защитник русской культуры. Он прожил очень длинную и не простую жизнь. Она была полна лишений и гонений, но были в ней еще и грандиозные свершения в науке, а так же признание не только на родине, но и по всему миру. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, все в один голос заговорили: он был совестью нации. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине.

Родился Дмитрий Сергеевич в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. Жили Лихачёвы скромно, но находили возможности не отказываться от своего увлечения — регулярных посещений Мариинского театра, а точнее —  балетных спектаклей. Летом они снимали дачу в Куоккале, где Дмитрий приобщился к среде артистической молодежи. В 1914 году он поступил в гимназию, впоследствии сменил несколько школ, так как система образования менялась в связи с событиями революции и Гражданской войны. Учась в школе, Дмитрий понял, что больше всего его интересует литература и язык. Поэтому он после окончания школы сделал выбор в пользу Ленинградского университета и в 1923 году стал студентом филологического отделения на факультете общественных наук.

Во время учебы в университете Дмитрий  вступил в студенческий кружок под названием «Космическая академия наук». Участники этого кружка регулярно собирались, читали и обсуждали доклады друг друга. В феврале 1928-го Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в кружке и осужден на 5 лет «за контрреволюционную деятельность». Следствие длилось полгода, после чего Лихачёв был отправлен в Соловецкий лагерь.

Опыт жизни в лагере Дмитрий Лихачёв назвал потом своим «вторым и главным университетом». Он сменил на Соловках несколько видов деятельности. Например, работал сотрудником Криминологического кабинета и организовывал трудовую колонию для подростков. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием, — рассказывал Дмитрий Сергеевич. — То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье». Отбывая срок, Дмитрий Сергеевич  сумел опубликовать свой первый научный труд «Картежные игры уголовников».

В 1932 году Дмитрий Лихачёв был освобожден досрочно, причем «с красной полосой» — то есть с удостоверением о том, что он — ударник строительства Беломорско-Балтийского канала, и это удостоверение давало ему право проживать где угодно. Он вернулся в Ленинград, работал корректором в издательстве Академии наук (получить более серьезную работу мешало наличие судимости). В 1938-м стараниями руководителей Академии наук СССР с Лихачёва была снята судимость. Тогда Дмитрий Сергеевич поступил на работу в Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). В июне 1941 года он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Новгородские летописные своды XII века». Докторскую диссертацию ученый защитил после войны, в 1947 году.

Биографию блестящего ученого перечеркнула война. Лихачев не уехал из блокадного Ленинграда, он по-прежнему занимался изучением древнерусских летописей. Он продолжает писать научные труды, один из которых посвящался борьбе с татаро-монгольским нашествием, и получил название «Оборона древнерусских городов». 1 марта 1942 года умер его отец, а сам Дмитрий с семьей сумел по Дороге жизни эвакуироваться в Казань, где и продолжил свои научные разработки.

После пребывания в лагере здоровье Дмитрия Сергеевича было подорвано, и он не подлежал призыву на фронт.

Главной темой исследований Дмитрия Лихачёва стала древнерусская литература. В 1950 году под его научным руководством были подготовлены к изданию в серии «Литературные памятники» книги: «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Вокруг ученого собрался коллектив талантливых исследователей древнерусской литературы. С 1954-го года до конца жизни Дмитрий Сергеевич возглавлял сектор древнерусской литературы Пушкинского Дома. В 1953 году Лихачёв был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. На тот момент он уже пользовался непререкаемым авторитетом среди всех ученых-славистов мира.

Дмитрий Сергеевич стал одним из первых филологов, который занялся исследованием и описанием тысячелетнего содержания духовности и русской культуры настолько масштабно и всеобъемлюще, как никто другой.

50-е, 60-е, 70-е годы — невероятно насыщенное для ученого время, когда вышли важнейшие его книги: «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология», «Поэтика древнерусской литературы», «Эпохи и стили», «Великое наследие». Лихачёв во многом открыл широкому кругу читателей древнерусскую литературу, сделал все, чтобы она «ожила», стала интересной не только специалистам-филологам.

Во второй половине 80-х и в 90-е авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах, его почитали люди самых разных профессий, политических взглядов. Он выступал как пропагандист охраны памятников — как материальных, так и нематериальных.

Центральное телевидение транслировало передачи Дмитрия Лихачева. На них выросло не одно поколение людей, которые потом стали интеллектуальной элитой России. Формат программы заключался в свободном общении Лихачева и зрительской аудитории, причем не зависимо от возраста и социального статуса.

Интересно то, что Дмитрий Сергеевич ни разу не проигнорировал, ни одного письма, он давал ответы всем, кто писал ему, даже если корреспонденция приходила из какой-то дальней провинции. Он понимал, что писать ему могут только неравнодушные люди, которых волнует судьба родины и ее культурного наследия, поэтому считал своим долгом реагировать на все послания.

С 1986 по 1993 год академик Лихачёв был председателем Российского фонда культуры, избирался народным депутатом Верховного совета.

Творческое наследие Лихачева состоит из свыше четырех десятков трудов, в которых он исследует древнерусскую и русскую литературы. Множество его работ перевели на иностранные языки.

Дмитрий Сергеевич прожил 92 года, в течение его земного пути в России несколько раз сменились политические режимы. Он родился в Санкт-Петербурге и умер в нем же, но жил и в Петрограде, и в Ленинграде… Выдающийся ученый через все испытания пронес веру (причем его родители были из старообрядческих семей) и выдержку, всегда оставался верен своей миссии — хранить память, историю, культуру. Дмитрий Сергеевич пострадал от советской власти, но не стал диссидентом, всегда находил разумный компромисс в отношениях с вышестоящими людьми, чтобы иметь возможность делать свое дело. Совесть его не была замарана ни одним неблаговидным поступком.  В жизни Дмитрия Сергеевича было много-много дней, каждый из которых он наполнял трудом по преумножению культурного богатства России.

Друзья, закончить наш вечер мы хотим словами Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые он написал во время отбывания срока на Соловках: «Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете».

Светлана Пиоттух

 

Вечер отдыха для элегантного возраста «Старость меня дома не застанет…» К декаде пожилых

Молодость и зрелость сели на скамейку…
Молодость сказала: «Ты как я сумей-ка…»
Зрелость отвечала: «Красота не вечна,
Научись делиться красотой сердечной…»

Молодость, с насмешкой: «Что в тебе такого?
Дом, семья, работа… Скучные оковы…»
Зрелость улыбалась, будто младшей дочке:
«Без оков семейных люди — одиночки…»

Молодость твердила: «Всё во мне прекрасно,
Молода, свободна, и красива, ясно?»
Зрелость отвечала: «Я тебя мудрее,
И с тобой, малышка, спорить не посмею…

Повзрослей, узнаешь, счастье не в свободе,
Не в ночных гуляньях, не в Парижской моде…»
Молодость смеялась: «Глупости всё это,
Раз не в этом счастье, значит счастья нету»

Зрелость отвечала: «Нет, оно бывает,
Если жить с любимым небо позволяет,
Если смех детишек слышится из дома…
Ты ещё со счастьем, крошка, незнакома…»

Молодость спросила: «Если правда это,
Что ж ночами плачешь и о чём секреты?»
«Я ночами плачу…», — зрелость говорила:
«Потому что раньше это не ценила…»
Ирина Самарина

Приглашаем вас на час отдыха для элегантного возраста «Старость меня дома не застанет…», приуроченный к декаде пожилых людей.
В золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению.
Не зря второе название этого дня – день добра и уважения.
На данный момент в мире по статистике проживает около 700 миллионов человек, которые старше 60 лет, а к 2050 году, по подсчетам специалистов, число таких пожилых людей вполне достигнет и двух миллиардов. Это составит более 20% мирового населения. Причем как прогнозируют специалисты, к 2050 году впервые за всю историю человечества люди старше 60 лет в мире окажутся даже многочисленнее детей. Действительно не маловажным является и то обстоятельство, что большинство людей пожилого возраста могут и дальше вносить важный вклад в функционирование общества, при условии, что им будут гарантированы для этого соответствующие условия. Именно поэтому праздник так значим для всех людей.
Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире. В России идею праздника поддержали, ведь кто из нас не вспомнит свое детство, любимую бабушку и ее заботу! Нигде в мире нет такого, как у нас, чтобы внуки составляли смысл жизни большинства бабушек и дедушек, а родители беззаветно доверяли им детей.
В Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. 1 июня 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановил поддержать мировую инициативу и объявил 1 октября Днем пожилых людей, не только мировым, но и нашим отечественным праздником. В этот день, который стал достаточно популярным не только среди людей старшего возраста, но и у молодых людей, в России происходит много интересного.
Правительство приурочивает к этой дате какие-то финансовые подвижки, увеличение пенсий, расширение льгот и т.д. Составляются фильмы и концертные программы по центральным каналам так, чтобы они были интересны пожилым людям. Региональные власти проводят свои мероприятия. Пенсионеры и сами в состоянии себя развлечь. Советы ветеранов, клубы по интересам, народные хоры – инициаторы множества встреч, концертов, конкурсов, чаепитий и в столице, и в самой глухой деревне России.
И конечно, очень важно, как воспринимают праздник молодые. Ведь старикам приятно, когда их дети, внуки, правнуки звонят в этот день, приезжают, оставляя все дела и посвящая вечер своим близким, отчему дому, семье.
Оказывается, у этого праздника даже есть свои логотипы. За рубежом он обычно обозначается как земной шар на белом фоне. Колосья пшеницы, словно обнимающие земной шар – это колыбель. Почему именно земной шар является символом такого события, как День пожилого человека? История праздника гласит, что это изображение символизирует глобальность и масштабность.
В России логотипом этого праздника является ладонь. Рука всегда была символом доброты, помощи, примирения.
История праздника насчитывает уже много ежегодных событий, их результатом становится новый взгляд на наших старших сограждан. Они должны ощутить свою востребованность и почувствовать любовь и благодарность не только родных, но и государства в целом. Пусть осень их жизни будет теплой и солнечной!

Татьяну Пельтцер и Рину Зеленую знали все телевизионные и театральные зрители. Но вот вы сможете вспомнить их в молодом возрасте? Наверняка вам вспомнятся эти героини только в ролях бабушек. Нет, конечно, они играли с юности. Но вот прикрепились к ним образы именно бабушек.
Милых, добрых, уютных таких старушек, которые могут в случае чего дать фору любому внучку-юнцу. Помните, как Пельтцер в «Приключениях желтого чемоданчика» по заборам да по троллейбусам лазит? Вот это задор!

Живет в Санкт-Петербурге Евгения Степанова 1938 года рождения, трудилась инженером. А вот в 60 лет ей что-то стукнуло в голову – решила она стать спортсменкой, причем не в шахматы, к примеру, играть, а прыжками в воду заниматься. Конечно, спортом она и раньше занималась, но тут решила это дело поставить на профессиональные рельсы.
И преуспела! И даже стала чемпионкой! И даже отметив уже более чем 70 лет, продолжает заниматься спортом, выигрывать соревнования и получать медали.
А цель у Евгении Степановой — очень даже амбициозная и долгоиграющая. Она хочет побить рекорд Гиннесса, который установила канадская спортсменка, прыгнувшая в воду с вышки в возрасте 101 год.
И это — не только ради рекордов. Есть ещё одна важная причина. Степанова говорит: «Знаете, в ветеранском спорте ведь могут участвовать не только бывшие спортсмены, а все. Кому-то нужна победа, а для кого-то это просто такой способ общения с миром. Чтобы тоже, может быть, почувствовать себя летающим человеком. В Монреале я видела прыгунью, которая поднялась на вышку с помощью волонтеров, а перед прыжком подышала из кислородной маски. Прыжки в воду дарят ей чувство свободы от неизлечимой болезни.
Вот жизненное кредо Евгении Степановой: «Когда меня спрашивают, почему я выбрала именно прыжки в воду с вышки, я вспоминаю пламенный монолог Катерины из «Грозы «Островского: «Отчего люди не летают, как птицы?» Хотят, но не летают. Да потому, что для любого хотения нужны терпение и настойчивость. Ну а потом приходит умение. Я научилась летать, да. И это не просто механическое умение. Прыгая с вышки, я испытываю наслаждение — я летаю»!

Лия Яковлевна Клюйкова родилась 26 ноября 1930 г. в городе Горьком. На мотоцикл впервые села в 18 лет и с тех пор с ним не расставалась.
Проходила курсы вождения в ДОСААФ, 8 лет занималась мотокроссом. Имеет шесть разрядов по этому виду спорта, а также имеет множество медалей и грамот, является призером соревнований по мотокроссу ДОСААФ 1950-60-х годов, была чемпионом г. Горький и горьковской области.
Лия Клюйкова является старейшей мотоциклисткой страны. Стаж вождения мотоцикла 72 года. И она важная фигура среди мотоциклистов, не только Нижнего Новгорода, России, но известна во всем Мире, как человек, не расстающийся с мотоциклом, даже в достаточно преклонном возрасте.
С 2013 года Лия Яковлевна — председатель Комиссии Ветеранов Федерации мототуризма России. В тот же год она посещала Байк-центр «Ночных Волков», где получила благодарность за беззаветную преданность мотодвижению от президента клуба Александра Хирурга и договорилась о сотрудничестве и наставничестве молодых спортсменов с Председателем Федерации мототуризма РФ Евгением Строговым.
С 2018 г. Лия Яковлевна почётный мембер женского мотоклуба WMC Ночные Валькирии. На всех мероприятиях и выездах на мотоцикле, наша легендарная мотоциклистка теперь всегда в клубном жилете.
Участвует во всех крупных мотомероприятиях города, наставляет молодых мотоциклистов, делится своим богатым опытом. В 2019 году на съемках программы для тк НТВ уверенно рулила на мотоцикле «Урал» с коляской, и это в 89 лет.
Несмотря на перенесённый обширный инфаркт и ковид, показывает всем отличный пример преданности мотодвижению, жизнелюбие и стойкость.
Вот такие женщины элегантного возраста жили и живут в нашей стране!
Есть на Руси замечательный старинный рецепт, как прожить свою жизнь долго и счастливо: «Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните кружку юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше надежды и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусочек отпущенной вам жизни и принимайте ежедневно, без ограничений!». Хороший, добрый совет, давайте вместе следовать ему!

Галина Максимова

Квест «Таинственный берег Миклухо-Маклая»

Друзья, любители путешествий и приключений, приглашаем вас на наш увлекательный виртуальный квест «Таинственный берег Миклухо-Маклая».
Но для начала, давайте вспомним, кто же такой Миклухо-Маклай и чем он заслужил такую популярность, что в его честь названо северо-восточное побережье Новой Гвинеи — Берег Миклухо-Маклая.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай – известный русский ученый, путешественник, исследователь коренного населения Океании, Австралии и Юго-Восточной Азии. Его многолетний труд по изучению папуасов и других народов, живущих на тихоокеанских островах, оказался большим вкладом в развитие естественных наук. В своих работах он подробно описал коренное население Новой Гвинеи, ее быт, особенности культуры и религии. Его теория о равенстве рас является одной из важнейших, так как она отвергает представления о папуасах, как о «низшей» или «промежуточной» расе.
При жизни ученого было опубликовано множество его работ по зоологии, антропологии, этнографии, географии и другим наукам. Большинство его наблюдений отличается поразительной точностью, и в настоящее время они представляют большую научную ценность.
А теперь я предлагаю отправиться в путь по следам экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая.
Квест «Берег Миклухо-Маклая можно пройти по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=pu80ucikj21

Светлана Пиоттух

Салон-модерн «По залам Третьяковской галереи»

Сегодня мы хотим пригласить вас в салон-модерн «По залам Третьяковской галереи».
Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов.
Основатель Третьяковской галереи — Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному.
Став взрослым, он включился в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда родителей не стало, фабрика, которой они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.
Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.
Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество.
Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству.
И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.
На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.
Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства.
Фонд Третьяковки пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.
В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.
Современная коллекция включает в себя более 170 тысяч произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы.
Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.
Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы, как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.
Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи можно посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, можно увидеть бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».
Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.
В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.
Одним из самых таинственных залов является зал иконописи. При передаче коллекции Павел Михайлович вместе с картинами передал и 62 иконы из своего собрания. Сейчас в музее их несколько сотен. Каждая из них отражает путь православия на русской земле.
Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев. А в домовом храме Третьяковки выставлен один из самых почитаемых и древних образов — Владимирская Божья матерь. Ей уже больше 900 лет.
Побывать в залах Третьяковской галереи, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй».

Галина Максимова

Литературное путешествие по сказкам В. В. Шамова «Город, превращенный в сказку»

«Город, превращенный в сказку» — под таким названием мы совершили литературное путешествие по сказкам Владимира Викторовича Шамова.
В путешествии приняли участие учащиеся 4-го класса школы № 97.
Ребята узнали много интересного из истории нашего города: самое первое название Новосибирска, как называлось последнее пристанище Хана Кучума, расположенного на берегу реки Каменки, почему речка Ельцовка носит такое название…
В сказках писатель рассказывает о событиях, которые когда-то проходили или проходят в нашем краю, о людях, которые живут рядом с нами.
Ребята с интересом слушали легенду о первостроителе Иванушке, о том, каким он мечтал увидеть Новосибирск.
Надеемся, что наше путешествие запомнится учащимся, и они заинтересуются сказками Владимира Шамова, и придут к нам в библиотеку за его книгами.
Галина Егорова

Презентация выставки-игры «Утро школьное, здравствуй!»

1 сентября — особенный день! Одновременно, радостный и волнительный. В нашей библиотеке это был тоже особенный день. Мы пригласили в свой детский зал тех, для которых знакомство со школой только начинается — первоклассников! И постарались сделать так, чтобы этот праздничный день надолго остался в их памяти.

Ребят ждала увлекательная игра «Утро школьное, здравствуй!». А помогали нам её проводить замечательные книжки из детского фонда нашей библиотеки. Ребята с удовольствием отгадывали предложенные загадки, узнавали литературных героев, знакомились с «книжными школьниками» — Юрой Баранкиным, Витей Малеевым и Костей Малининым.

Знаете ли вы, что для всех школьников неделя перед новым учебным годом самая трудная. Об этом даже есть стихотворение Марины Тахистовой, которое так и называется «Перед школой». Удивительно, но для наших первоклассников эта неделя оказалось самой радостной – они ждали встречи со школой.

Интересными для ребят оказались настольные игры о школьных предметах – природоведение, арифметика, языкознание – даже учителя удивились, насколько легко дети справились с заданиями.

Сотрудники библиотеки предложили первоклашкам послушать смешные истории из школьной жизни — Ю. Коваля «Нюрка» и В. Драгунского «Главные реки». А затем ребята прочитали нам свои любимые стихотворения о школе и, конечно, все получили памятные сувениры. Вот какой он удивительный, этот день 1 сентября!
Ольга Бурвиц

Арт-беседа «Фаберже — утраченный и обретенный»

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас на арт-беседу «Фаберже — утраченный и обретенный».
О том, что известный всему миру ювелир Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге, многие даже не догадываются — слишком нерусские у него имя и фамилия. Действительно, далекие предки Фаберже жили во Франции, носили фамилию Фаври и принадлежали к французским протестантам (гугенотам). В период гонений на гугенотов они покинули Францию, долгое время жили в Германии, со временем изменили фамилию на Фаберже и в итоге осели в Эстонии.
Отец Карла, Густав Фаберже, родился уже в России. В юном возрасте он, подобно многим юношам из провинции, отправился покорять столицу — Санкт-Петербург. Здесь он выучился на ювелира и в 1842 году открыл небольшую ювелирную мастерскую на самой фешенебельной улице города — Большой Морской. То есть его сын, Карл Фаберже, не был основателем фирмы, но именно он развил маленький семейный бизнес до предприятия мирового масштаба и известности.
Петер Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года.
Художественные способности у Карла обнаружились еще в детстве. Он живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Далее Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое — во Франции, и отправился по свету. Несколько лет прошло в путешествиях по Европе, где он изучал искусство работы с драгоценными металлами, мастерство камнерезов.
Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с молодыми талантами. Лучшие мастера сразу получали приглашение в Санкт-Петербург.
В 1871 году Густав Фаберже передал 25-летнему сыну полномочия и тот стал главой петербургской фирмы. Компания стала расти, в штате было около сотни специалистов: камнерезов, художников, огранщиков.
Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки.
Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание монарших особ: императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Вскоре Карл Фаберже получил от императора свой первый заказ.
Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.
Накануне Пасхи в 1885 году Карл принес Александру III изысканное творение. Яйцо получило название «Курочка». Изделие выглядело с виду просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества».
Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».
С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу.
Позже эту традицию перенял следующий правитель — император Николай II. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах — для своей овдовевшей матери и супруги.
Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым как по внешнему виду, так и по содержимому, и напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.
На рубеже XIX — XX веков фирма Фаберже начала выпускать яйца с заводными механизмами.
Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.
Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире.
Карл Фаберже поднял семейный бизнес до небывалых высот.
Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры.
Карл Фаберже открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы — горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов.
Были открыты филиалы фирмы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.
Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война. Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году.
Октябрьская революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Карл Фаберже велел сворачивать производство в июле 1918-го, когда до Петрограда дошла весть об убийстве императора Николая Александровича и всей его семьи.
В 1918 году царский ювелир, опасаясь ареста и расстрела, сначала бежит в Ригу, а затем в Европу.
Основную массу изделий и драгоценностей новая власть конфисковала. Сам Фаберже и его сыновья смогли сохранить только малую часть своих богатств, которую успели вывезти за границу.
Наследие Фаберже было действительно величественным и неизмеримым, потому что, несмотря на то, какой объем сокровищ был разграблен и просто утерян, в наши дни есть возможность увидеть шедевры ювелира воочию.
Последние десятилетия двадцатого века стали периодом возвращения из небытия уникальных произведений российского ювелира Карла Фаберже, казавшихся безвозвратно утраченными. Происходило это порой при самых неожиданных обстоятельствах.
Так, в 1990 году во время реконструкции старинного дома на улице Солянка в Москве в перекрытиях между этажами обнаружили клад — роскошные бриллиантовые ювелирные украшения. Как удалось выяснить, они были спрятаны после революции В. С. Аверкиевым, одним из директоров Товарищества на паях «Карл Фаберже». Тринадцать изделий, выполненных в поздний период деятельности прославленного предприятия, поступили в собрание Музеев Московского Кремля и неоднократно экспонировались на различных выставках в России и за ее пределами.
Прошло всего четыре года, и кремлевскому музею удалось приобрести драгоценный цветок — хрупкий одуванчик на гибком золотом стебельке с нефритовыми листьями, вставленный в стаканчик из горного хрусталя, как будто заполненный водой. На тончайших серебряных тычинках укреплен натуральный цветочный пух, среди которого сверкают, подобно утренней росе, мелкие алмазы. «Одуванчик», помещенный в подлинный футляр фирмы Фаберже, многие десятилетия хранился на антресолях скромной квартирки на окраине Москвы, пока его владелица не решила, что семейная реликвия должна принадлежать национальной сокровищнице России.
Начало двадцать первого столетия ознаменовалось обретением еще одного произведения Фаберже, которое пытались найти на протяжении многих лет. В 2001 году хранящиеся в фондах Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана разрозненные детали из белого кварца, синего хрусталя и алмазов были идентифицированы как части незаконченного императорского пасхального яйца 1917 года. Яйцо, которое начали создавать в тяжелое военное время и не успели завершить в срок, стало последним звеном в блистательном ряду пасхальных шедевров Фаберже — своеобразной драгоценной летописи исчезнувшей Империи.
Сегодня ученые изучают все подробности биографии семьи Фаберже, а русские миллионеры пытаются вернуть шедевры русского гения Родине, откуда они были вывезены.
Так в ноябре 2013 года был открыт музей Фаберже в Санкт — Петербурге, во Дворце Нарышкиных — Шуваловых. Основателем музея выступил фонд «Связь времен», который создал миллиардер, входящий в сотню богатейших людей мира, — Виктор Вексельберг .
Вексельберг, создав фонд «Связь времен», поставил перед собой и членами фонда цель вернуть России утраченные ценности. Одним из первых шагов фонда в этом направлении был выкуп коллекции изделий Карла Фаберже у потомков американского магната издательского дела Малькольма Форбса, который был страстным коллекционером Фаберже, посвятившим собранию своей коллекции многие годы.
Главная ценность музейной экспозиции — девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд — стрит.
Мы видим, что спустя много лет и специалистов, и простых любителей прекрасного притягивает «маэстрия» искусства Фаберже — оригинальность замысла и виртуозность воплощения каждого изделия.
Один из крупнейших мировых экспертов по творчеству Карла Фаберже, Валентин Скурлов, как-то заметил в интервью «Где-то я прочитал такую фразу: «Русские всегда приходят за своим». Мысль понравилась. Так же и с Фаберже. Примером служит коллекция императорских пасхальных яиц бывшего собрания Форбса, составляющая сейчас основу Музея Фаберже в Петербурге… В то же время я не против, чтобы изделия Фаберже экспонировались в крупнейших европейских и американских музеях — лучшей пропаганды мощи России и русского ювелирного искусства не придумать».

Галина Егорова

Устный журнал «Колумб русской истории»

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – выдающийся русский историк, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук.
Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал «Колумб русской истории», посвященный 255-летию со дня рождения Николая Михайловича.
В нём рано проявился глубокий интерес к русской истории, отражённый как в его публицистических работах, так и повестях на историческую тему.
Н.М. Карамзин явился создателем «Истории государства Российского», впервые изданной в 12 томах в 1803-1826 годах. Несмотря на то, что до него уже существовали труды В.Н. Татищева и М.М. Щербатова, именно его «История» стала тем обобщающим научным сочинением, которое открыло историю России для широкой образованной публики.
По словам А.С. Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Для целого ряда поколений русских читателей труд Карамзина был основным источником знакомства с прошлым их родины. Русский историк С.М. Соловьев вспоминал: «…Попала мне в руки и история Карамзина: до тринадцати лет, то есть до поступления моего в гимназию, я прочел ее не менее двенадцати раз».
В ХХ веке культуролог Ю.М. Лотман, продолжая сравнение «Истории» с открытием Колумба, подчёркивал: «“История государства Российского” Карамзина не просто сообщила читателям плоды многолетних изысканий историка – она перевернула сознание русского читающего общества. Нельзя уже было думать о настоящем вне связи с прошлым и без дум о будущем.
“История государства Российского” была не единственным фактором, сделавшим сознание людей XIX века историческим: здесь решающую роль сыграли и война 1812 года, и творчество Пушкина, и общее движение философской мысли России и Европы тех лет. Но “История” Карамзина стоит в ряду этих событий. Поэтому значение её не может быть оценено с какой-либо односторонней точки зрения».
Всем казалось тогда, что до Петра I, кроме векового варварства и отсталости, в российской истории ничего не было. «Было», — ответил скептикам Карамзин. К тому времени создатель «Бедной Лизы» считался писателем номер один в России — основоположником русского сентиментализма. Для издаваемого им журнала «Детское чтение для сердца и разума» он еженедельно писал по два десятка страниц. Простым и доступным языком, которого так не хватало литературе XVIII века. «Я лишен удовольствия читать много на родном языке, — жаловался он другу. — Мы еще бедны писателями».
Разговорный язык и «житейскость» он привнес в главный труд своей жизни. Указом царя Александра I от 31 октября 1803 года Николай Карамзин был назначен историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Начались бесконечные поиски материалов в архивах, библиотеках и монастырях. Были найдены и изучены «Остромирово Евангелие» XI века — древнейшая из русских книг, Ипатьевская и Троицкая летописи, Судебник Ивана Грозного, «Моление Даниила Заточника» и много чего еще. По воспоминаниям друзей, обнаружив неизвестную Волынскую летопись, Карамзин от радости не спал несколько ночей.
Но мало собрать и изучить. Как написать обо всем так, чтобы было и художественно, и достоверно? «История не роман: ложь всегда может быть красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам», — рассуждал историк. Как быть с темными страницами? Брать или опускать? Описывать или анализировать? И как сделать, чтобы понял каждый — и простой человек, и ученый. Отвечая для себя на эти вопросы, Карамзин поделил свое сочинение на две части: полтома образный, почти художественный рассказ для обычного читателя, а вторая половина — примечания и ссылки для специалистов-историков.
Первые восемь томов «Истории государства Российского» увидели свет в 1818 году. Тираж по тем временам огромный — 3000 экземпляров. Раскупили все за считанные дни, хотя цена по тем временам была немалой: 50 рублей. Мнения читателей разделились: одни называли историка якобинцем, другие — монархистом и реакционером. Сам Николай Михайлович оценивал свои взгляды так: «Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое».
Это «мнимое противоречие» особенно проявилось в описании эпохи Ивана Грозного. Ходили слухи, что 9-й том даже могут запретить. Оценивая царя, историк-Карамзин указывал: объединение земель было необходимо Руси, но как художник сочувствовал новгородцам, описывая, с какой жестокостью шло покорение вольного города: «Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучили, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами», — писал он, добавляя, что «сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим».
По убеждениям историк был противником революций, монархистом. Он постоянно проводит мысль о благотворности для России сильной самодержавной власти. «Отечество наше, — пишет он о Древней Руси, — слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летоисчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти». Несмотря на это, его «Историей», как ни странно, зачитывались будущие декабристы. В день восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Карамзин был потрясен и осуждал виденные им «ужасные лица» и услышанные «ужасные слова». Тогда же простудился, заболел, так и не сумев оправиться.
Умер в мае 1826 года, но успел добиться возвращения из ссылки Пушкина. «Орешек не сдавался» — были последние написанные им слова очередного тома «Истории». Она оборвалась на междуцарствии 1611−1612 годов.
Оборвалась жизнь и ее автора — увидевшего свет в семье симбирского помещика 12 декабря 1766 года и покинувшего мир спустя 60 лет.
После него остались 12 томов его знаменитой «Истории государства Российского» и немало слов, введенных в русский язык именно Карамзиным. «Впечатление», «влияние», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность», «влюблённость», «тротуар», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», — все эти слова появились благодаря Колумбу российской истории — Николаю Михайловичу Карамзину.
Галина Максимова



© Муниципальное казенное учреждение культуры г. Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. Л.Н. Толстого Октябрьского района" 2008-2020. Все права защищены.