И песня помогала побеждать!


Дорогие друзья, в связи с объявленным карантином мы не можем пригласить вас в наш читальный зал, чтобы поговорить о замечательных песнях, которые помогли нашим солдатам в тяжелые военные годы выстоять и победить, но зато мы можем предложить вам материал, рассказывающий историю этих фронтовых песен.

Великая Отечественная война стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа ковалась на фронтах и в тылу нашей огромной страны. Все – от мала до велика – вносили свой посильный вклад для отпора захватчикам. Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала… и песня. Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа. В самом начале войны советскими композиторами были созданы сотни новых песен, многие из которых сразу «ушли на фронт».

Очень интересные воспоминания оставил Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян. О первых, самых тяжёлых месяцах войны он писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».

Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу. Песни иногда лучше политруков говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам. У многих солдат были альбомы, куда были  с большой любовью записаны известные нам все песни.

У каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба.

«Священная война»

Эта песня – призыв была написана в первые годы войны.

24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война», который написал поэт В. И. Лебедев-Кумач. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале группа Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.  Песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Хоть песня и стала самой знаковой для Великой Отечественной войны, но на первых этапах военного времени она широко не исполнялась. Руководство страны считало, что «Священная война» побуждает людей готовиться к тяжёлому бою, способному унести за собой жизни огромного количества невинных людей, а не к быстрой победе над фашистским врагом.

Отношение к песне изменилось 15 октября 1941 года, когда немецкие войска вермахта захватили Калугу, Ржев и Калинин. После этого уже все понимали, что война не пройдёт бесследно для СССР. С этого момента «Священная война» абсолютно каждое утро звучала по радио сразу же после кремлёвских курантов.

Песня являлась сопроводительным призывом для всех, кто был на стороне советской армии. Она поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов, а также перед тяжёлыми боями, где они бились не на жизнь, а насмерть.

 «Прощайте скалистые горы»

Кроме маршей, создавались и суровые песни — вальсы о войне. «Прощайте скалистые горы» – песня, посвященная воинам — североморцам, и родилась она на Северном флоте. Однажды, листая старые газетные подшивки, композитор Евгений Жарковский наткнулся на стихи Николая Бунина, которые он переложил на мелодию.

«Вечер на рейде»

Одной из первых лирических песен, появившихся в 1941 году, стала песня Василия Павловича Соловьева-Седого «Вечер на рейде» на слова Александра Чуркина. Зимой композитор выступал на Калининском фронте. После в неформальной обстановке его попросили спеть что-нибудь «для души». Уже со второго куплета ему стали подпевать бойцы.

«Катюша»

Одной из самых популярных песен войны стала известная «Катюша». Ещё в 1938 году её создали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше – разведчице, медсестре, партизанке. Но особое звучание песня приобрела, когда народ дал ласковое название «катюша» новому оружию – гвардейскому миномёту.

«Синий платочек»

В годы войны в солдатской среде была очень популярна незамысловатая песня про синий платочек. В своей книге «Голоса времени» известный поэт А. Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная…» в солдатских сердцах теплятся слова песни «Синий платочек». Музыка была написана польским композитором Ежи Петерсбурским, а слова Яковом Галицким. Непритязательная лирическая песня «Синий платочек» стала очень любимой песней солдат на фронтовых концертах, а для Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко стала визитной карточкой.

«Тёмная ночь»

Не менее значимое место на фронтах и в тылу заняла песня «Тёмная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова, написанная для фильма «Два бойца». Песня стала очень популярной в СССР и одной из самых популярных песен, созданных во время Великой Отечественной войны. В 2015 году проводилось социологическое исследование, в котором текст песни занял 25-е место в топ-100 самых популярных песен России, включающем в числе прочего русскую и мировую классику.

«Огонёк»

Продолжая тему песен войны нельзя не вспомнить песню «Огонёк». Стихотворение появилось в апреле 1943 года в газете «Правда». Автором стихотворения был Михаил Исаковский, а вот автор музыки неизвестен. Правда, многие композиторы и музыканты, в том числе и М. Блантер, Н. Макаров, Л. Шварц, И. Лаврентьев пытались сочинять, но это была другая музыка. Автор известного всем варианта так и остался неизвестен, а для слушателей музыка стала народной.

«Случайный вальс»

Песня «Случайный вальс» – ровесница Сталинградской битвы. Она была написана как раз в дни, когда отмечалась победа над армией вермахта в городе на Волге. Первоначально поэт Евгений Долматовский опубликовал стихотворение под названием «Танцы до утра». Чуть позже Марк Фрадкин придумал мелодию. На встрече с командующим фронтом Константином Рокоссовским авторы рассказывали о своих творческих планах, и тут политуправление предложило создать им что-то вроде офицерского вальса. После непродолжительной работы была сочинена песня «Офицерский вальс». Впоследствии песня получила название «Случайный вальс».

«Смуглянка»

Многие считают, что песню «Смуглянка» написали специально для фильма «В бой идут одни старики» 1973 года. Но на самом деле песня была создана в 1940 году, а впервые прозвучала по советскому радио во время войны, в 1944 году.

Композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов решили в 1940 году написать сюиту о партизанах Молдавии.

Песня входила в сюиту, которую авторы посвятили знаменитому герою Гражданской войны Георгию Котовскому. Она состояла из нескольких песен. В их числе была и «Смуглянка».

Однажды Александр Александров, руководитель знаменитого Краснознамённого ансамбля песни и пляски, попросил у композитора Анатолия Новикова новую песню для исполнения. Автор принёс ему «Смуглянку» и ещё несколько песен, на выбор. Александров выбрал именно эту лирическую композицию для разучивания и исполнения в своём коллективе.

7 ноября 1944 года на концерте, который проходил в зале имени Чайковского и транслировался по радио, впервые была исполнена песня «Смуглянка». Так вся страна услышала новую песню. Песня стала почти народной во время войны. Её исполняли не только артисты, но и сами солдаты на передовой, в часы затишья.

«Соловьи»

Автор стихов поэт Алексей Фатьянов, прошагавший в солдатской шинели трудными военными дорогами, вспоминал: «Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолётов, во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей!». И поэт начал писать стих, но как-то не пошло дело. Он потом исправлял, переписывал, нигде не печатал. А через два года (в конце 1944-го) Фатьянов участвовал в жестоких боях в Венгрии, особо отличился при взятии одного города, был ранен, получил медаль «За отвагу» и краткосрочный отпуск. Он поехал в Москву, чтобы встретиться с композитором Василием Соловьевым-Седым, с которым сотрудничал. Читая своих «Соловьёв», поэт заметил, как Василий ушёл в себя: у него рождалась мелодия. Они вдвоём два дня работали, и появилась песня, которая сразу же полюбилась и на фронте, и в тылу. В нескольких строчках  —  целая картина войны: усталость от бесконечных боёв и дорог, от постоянной
угрозы смерти (а война идёт к концу), щемящая тоска по родному краю, по дому, по мирной жизни…

Чтобы прослушать фронтовые песни, вы можете перейти по ссылке на нашу страницу в Контакте: https://vk.com/wall-174557927_562