Дорогие наши читатели, виртуальная Библионочь, продолжается!

«Без связи не продержится пехота,
И танки в бой без связи не пойдут,
Такая, брат, у нас с тобой работа,
Не зря нас нервом армии зовут».
Словами этой фронтовой песни можно в полной мере передать работу военных связистов и их главного средства передачи сообщений — азбуки Морзе.
Вот что рассказывает участник Великой Отечественной войны, радист первого класса дальней авиации генерального штаба Александр Тимофеевич Шмонов: «Мы обслуживали истребители и бомбардировщики дальнего действия, — вспоминает ветеран. — Работали на аппаратах, которые использовали азбуку Морзе. Несмотря на отличную подготовку, приходилось тяжко. Морзянка ошибок не терпит. Мы были для летчиков единственной ниточкой, что связывало их с большой землей. На войне, как на войне. Иначе нельзя. И грязь бездорожную месишь, и по болотам шастаешь, проваливаясь по пояс, а то и выше, и в лютый мороз, и под бомбёжками».
В годы Великой Отечественной войны азбука Морзе стала одним из основных способов передачи информации и обеспечила победный исход немалого числа сражений.
«Есть такое понятие в разведке как радиоигра — классический вариант, когда захватывают сигнал вражеского радиста и навязывают ему дезинформацию. Практически все крупные операции Великой Отечественной войны проходили с радиоигрой. Это считалось большой удачей — навязать радиоигру», — говорит преподаватель военной кафедры Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, майор Илья Мазуренко.
Но советское командование пришло к этому не сразу. Советские военнослужащие панически боялись новейших средств радиосвязи, в то время как немецкие войска вовсю пользовались достижениями прогресса того времени. Доходило до того, что советские лётчики передавали друг другу сигналы жестами.
Настороженное отношение объяснялось тем, что при отправке сообщений фашисты с лёгкостью определяли местоположение советских штабов и наносили удар.
Однако в 1943 году Иосиф Сталин издал приказ «О преодолении радиобоязни», согласно которому под страхом расстрела военные начальники должны были научиться пользоваться телеграфной связью. С этого времени связистов стали обучать азбуке Морзе. Позже появились отдельные войска радиосвязи. Их задача заключалась не только в отправлении депеш, но и перехватывании вражеских сигналов.
Несмотря на технический прогресс и цифровизацию, «Морзянка» не ушла в прошлое. Военнослужащие и сегодня в обязательном порядке должны знать и применять азбуку Морзе, даже при том, что скорость передачи сигнала азбуки отстает от современных средств связи.
Студенты военной кафедры СибГУТИ осваивают «Морзянку» два семестра. На занятиях они учатся отстукивать и принимать код. Запоминать звучание символов помогает мнемоническая таблица напевов — это тренирует способность сходу улавливать шифр. Связисты также тренируют скорость приёма кода. Опытный радиотелеграфист способен принимать около 200 знаков в минуту.
«Тон сигнала один и тот же, а вот длительность разная. Нужен ли музыкальный слух? Не обязательно. Просто нужно чувствовать разницу между длительностью этих символов. Эту чувствительность можно развить», — говорит студент третьего курса СибГУТИ Дмитрий Брум.
Один из инструментов ведения боя сегодня — подавление различных частот, в том числе сотовой связи. В этих условиях рабочими остаются только проверенные временем средства — телефонная и радиотелеграфная связь, то есть азбука Морзе, говорит студентам преподаватель военной кафедры, подполковник Владимир Лапин.
Военные связисты работают над её усовершенствованием. Появились новое оборудование и цифровые способы обработки сигнала, но, как и раньше, приём сигнала ведут радисты на слух.
Кроме связистов, «Морзянкой» должны владеть подводники, полярники и метеорологи, чтобы получать и принимать сигнал на станциях из отдалённых мест, где не работает никакая другая связь.
А теперь небольшое задание для вас, друзья!
Радист перехватил передачу азбукой Морзе.
−− −·−− −· ·− − ·−· ·· −·· −·−· ·− − −··− ··· · −·· −··− −− −−− ·−−− ·−−· ·− ·−· ·− ·−·· ·−·· · ·−·· ··
На какой параллели терпит бедствие судно?

Ольга Бурвиц