Городское начало

(Историческое путешествие, посвященное 125-летию Новосибирска)

(Для учащихся 7-8 классов)

Цель:

• прививать любовь к малой родине;

• формировать уважительное отношения к культурному и историческому наследию прошлых поколений;

Задачи:

• повышение интереса к краеведческой тематике;

• создание механизма распространения краеведческих знаний;

• формирование навыков исследовательской деятельности;

• расширение знаний о родном городе;

Оформление:

Книжные выставки:

  1. «Это мой город! Это очень хороший город!»
  2. «Краевед идет по следу»
  3. «Героизм земли Новосибирской: 1941 – 1945»
  4. «Литературное пространство Новосибирска»

 

 

Подготовка:

Специальный гость мероприятия – методист Музея Октябрьского района «Закаменка» Косталев Игорь Олегович.

К мероприятию была выпущена печатная программа, изготовлены закладки, посвященные Н. Г. Гарину-Михайловскому (3 вида) и буклет о краеведческой деятельности библиотеки. Для каждого выступления подготовлена слайд-программа.

 

Участники:

Библиотекари (1), (2), (3).

Приглашенный гость: методист Музея Октябрьского района «Закаменка» Косталев Игорь Олегович.

Учащиеся 8 класса школы №97.

 

Ход мероприятия.

«Здесь Ермак нечеловеческими усилиями проложил себе путь к славе. Прошли века, и вот мы пришли докончить великое дело. Проведением дороги мы эти необъятные края сделаем реальным достоянием русской земли».

Н.Г. Гарин-Михайловский

 

Станция «Новосибирск – город древний

Библиотекарь 1: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы хотим пригласить вас на необычное путешествие. Вы побываете в далеком прошлом нашего города, не выходя из стен нашей библиотеки. Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни.

Наш город тоже полон мифов и легенд. Принято считать, что именно со строительства железнодорожного моста на Транссибирской магистрали и приезда первых мостостроителей начинается история Новосибирска. Однако, это – вопрос спорный. Еще до начала строительства моста существовало поселение на территории современного Новосибирска, что дает повод считать наш город более старым. Итак, первая станция нашего путешествия – «Новосибирск – город древний».

Многие из горожан знают или хотя бы слышали о деревне Кривощеково  Многие даже склонны считать, что именно с нее нужно отсчитывать возраст нашего города. Это первое поселение в границах будущего города на Оби, а заложил его некто Федор Криницын по прозвищу Кривощек (упоминание о нем имеется в документах 18 века). О личности самого Федора Кривощека встречаются такие сведения: «Двадцать лет провел Федор Криницын в Сибири, обзавелся женой, троими ребятишками, но главное дело — воинское. Не раз сходился он в жестоких сечах с татарами, не раз проскальзывал по той узкой тропке, которая отделяет жизнь от смерти, но Бог до поры до времени миловал и оберегал. Лишь в одном бою сплоховал Федор Криницын, не увернулся вовремя от острой татарской сабли, и полохнуло стальное лезвие через всю щеку. Страшный шрам навсегда обезобразил лицо Федора, и после этого получил он прозвище – Кривощек». Вот этого Кривощека в начале 18 века и отправил комендант Кузнецкого острога Борис Синявин на поселение на левом берегу Оби. На новом месте первым делом достал бывалый казак топор, и его звонкие удары широко разнеслись по округе. Прошло совсем немного времени, и срубленные из доброго леса появились горница на подклети, перед горницей — сени … Все это огородили жердями.

Вскоре неподалеку от усадьбы Кривощека поднялся дом нового жителя — Ивана Епанчикова и его жены Федосьи. Осенью Федор Кривощек отвез в Кузнецкий острог пшеницу первого урожая на пяти подводах, а обратно вернулся уже не один — следом за ним на вольные земли пошли «охочие» люди. Деревня стала разрастаться и называть ее стали Кривощеково. К концу 18 века деревня Кривощеково становится селом и называется Большое Кривощеково. В селе появилась Никольская церковь. Позднее вокруг Кривощеково появляются ещё несколько мелких деревень.  Согласно переписи, «в 1800 году в Кривощековской волости было официально зафиксировано 4291 человек крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством, огородничеством — все это давало возможность для нормальной жизни и даже кое-что оставалось в «излишке».  Дополнительными и весьма существенными источниками питания были здесь рыболовство и охота. Фактически каждый имел свою лодку, берёг и лелеял «кормилицу», смолил, конопатил. Открытие каждой навигации было событием  горячо ожидаемым, чем-то вроде ежегодного  праздника.

Что же стало дальше с легендарным Кривощеком? Как говорят легенды, не прошло и десяти лет как вожака прогнали из деревни, он с группой единомышленников ушел вверх по Оби и поставил новую деревню Малое Кривощеково. А затем не привыкший сидеть на месте Федор Криницын отправился на Алтай и заложил деревню под Барнаулом, которая также получила название Кривощековская. В этой деревне он прожил недолго, после  чего его следы теряются.

Федора Кривощека можно называть и первым «мостоизыскателем» Оби – свою новую деревню он поставил аккурат правее нынешнего Комсомольского железнодорожного моста. Интересно, что старое Кривощеково оказалось аккурат правее моста через Обь, с постройки которого собственно и начался город.

Хотите знать, где конкретно находилось село Кривощеково? Посмотрите, пожалуйста, на карту. Как говорят нам документы, располагалось оно на возвышенность в районе улиц Стартовой  и Горских переулков.

Что касается правого берега Оби , то здесь был непроходимый сосновый  бор  и жители села Кривощекова переправлялись сюда на лодках (в районе пристани «Октябрьская) и ходили охотиться на медведей, стреляли лесную дичь. В бору было много ягод, грибов и диких трав. А в районе современной станции метро «Октябрьская»  стояла большая крепость, которая вошло в российскую историю на столетие раньше, чем Кривощековское поселение. Здесь был расположен укрепленный город сибирских татар.  Русские называли их «чаты». «Чаты» не были особенно гостеприимны к первым русским поселенцам. За это русские колонисты называли их «чертями», а саму крепость — «Чертовым Городищем».  Легенда гласит, что престарелый  хан Кучум  нашел убежище на территории нынешнего Новосибирска. Возможно, им стало именно «Чертово городище» — крупная чатская крепость, стоявшая на месте нынешнего парка Кирова в центре города. После разгрома Кучума и падения Сибирского ханства началось массовое переселение в Сибирь, в том числе и на территорию современного Новосибирска,  из европейской части страны. Но тут есть одна особенность! Из-за соседства с «Чертовым Городищем»,  правый берег Оби так и оставался незаселенным русскими вплоть до приезда мостостроителей. Только в районе главного вокзала было небольшое поселение «Новая деревня»

Строительство железной дороги и моста через Обь, прокладка Сибирской железнодорожной магистрали  послужило началом активного освоения правового берега реки. Об этом на станции «Поселок мостостроителей» вам расскажет наш сегодняшний гость, специалист Музея Октябрьского района «Закаменка» Косталев Игорь Олегович.

 

Станция «Поселок мостостроителей»

Сотрудник музея: (Рассказ о поселке мостостроителей)

 

Станция «Основатели»

Библиотекарь 2: Ребята, наша следующая станция называется «Основатели» и рассказывается в ней о двух необыкновенных личностях, которых по-праву можно назвать основателями нашего города – Н. Г. Гарине-Михайловском и Н. М. Тихомирове.

Николай Михайлович Тихомиров…

Немногие новосибирцы с ходу вспомнят это имя, а ведь наш город многим обязан ему.

Вспомните хотя бы два символа Новосибирска: первый железнодорожный мост через Обь и собор Александра Невского — первое каменное здание города, тогда еще Новониколаевска.

Что же мы знаем об этом человеке?

Родился в 1857 года в городе Вятка, в семье отставного чиновника.  Мать Николая Михайловича  принадлежала к старинному дворянскому роду. После смерти мужа она осталась одна с семью детьми, но всех сумела вывести в люди и дать им хорошее образование.

В 1885 году Николай Михайлович Тихомиров окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения и был определен в общество Балтийских железных дорог помощником начальника дистанции.

 

Как видно из послужного списка инженера Тихомирова, с весны 1893 года его работа и судьба тесно переплетены со строительством Западно-Сибирской железной дороги.

 

Через 2 года Тихомиров становится начальником 9-го участка службы ремонта путей Каргат – Кривощеково.

Тогда же он вместе с семьей приехал в небольшой еще тогда поселок Александровский.

Он и представить себе не мог, что именно здесь совершит самые главные дела своей жизни, а его семья обретет дом.

 

На своем участке строительства моста через Обь приходилось исправлять недоделки, наверстывать упущенное и входить в установленный график работ.

В кратчайшие сроки в тяжелых условиях он завершил строительство девятого пролета, а зимой 1896 года по новому мосту проехали четыре сцепленных паровоза-«кукушки», в числе пассажиров-испытателей было принимавшее мост начальство, строители и конечно сам Николай Михайлович.

Уже весной 1897 года по новому мосту прошёл первый поезд. Железнодорожный мост через Обь для своего времени считался сооружением просто уникальным.

 

Но этим деятельность Н. М. Тихомирова в поселке не ограничилась. В 1897 году Николай Михайлович проявил инициативу в создании Добровольного пожарного общества, направил обращение к томскому губернатору с просьбой выделить средства для борьбы с пожарами. Деревянный поселок постоянно страдал от них, гибли сотни людей, скот, сгорало имущество.

 

Практически одновременно Н. М. Тихомиров занялся главным делом своей жизни – строительством храма в честь Благоверного князя Александра Невского.

 

За работу по его сооружению Николай Михайлович был удостоен ордена Святой Анны III степени.

 

В последний год жизни Н. М. Тихомиров был назначен Почетным блюстителем железнодорожного училища на станции Кривощеково.

 

Умер Тихомиров внезапно в возрасте 43-х лет. «Скончался от удара» (так в старину называли кровоизлияние в мозг) – так написано в метрической книге собора Александра Невского за 1900 (одна тысяча девятисотый) год.

 

Н. М. Тихомиров был с почестями похоронен на территории собора за алтарем. Позже на его могиле благодарные жители установили памятник.

 

В 1927 году, согласно постановлению Новосибирского городского Совета, при выравнивании Красного проспекта могилу Н. М. Тихомирова, большая часть которой оказалась на пешеходной части проспекта, закатали под асфальт, и имя его постепенно забылось.

Когда в 1971 году при строительных работах на территории бывшего собора, был неожиданно обнаружен склеп с останками потомственного дворянина Н. М. Тихомирова, их тихо и скромно перенесли на Заельцовское кладбище.

 

Сегодня о замечательном инженере и человеке, которого можно назвать одним из основателей Новосибирска, напоминает заново отреставрированный (ныне вновь действующий) собор Александра Невского

и небольшая станция Тихомировская неподалеку от районного центра Каргат, где работал когда-то молодой путеец начальником одного из участков строящегося Транссиба.

 

Ребята, все были на набережной? Видели памятник первому железнодорожному мосту?

Он считается самым необычным монументом в России. Этот фрагмент железнодорожного моста, возведённого при строительстве Транссибирской магистрали, сегодня стал одной из главных городских достопримечательностей.

А рядом с ним установлена скульптура Александра III, издавшего указ о строительстве Транссибирской железной дороги.

Дорогие ребята и уважаемые гости, об ещё одном основателе нашего города, Н. Г. Гарине-Михайловском, я предлагаю вам посмотреть презентацию, подготовленную сотрудниками библиотеки.

Слайд 1: В 2018г. наш город будет отмечать своё 125- летие.

Слайд 2: Вглядываясь в его историю, мы с благодарность вспоминаем     человека, которому наш город в большей степени обязан своим рождением.

Слайд 3: Николая Георгиевича Гарина – Михайловского инженера – изыскателя талантливого писателя и общественного деятеля.

Слайд 4: Родился Николай Георгиевич 8 (20) февраля 1852 года в Петербурге старинной дворянской семье. Так получилось, что его крестным был сам царь Николай I.

Слайд 5: Детские и отроческие годы Николая Георгиевича, совпавшие с эпохой реформ 1860 – х. гг., прошли в г. Одессе.

Слайд 6: В 1871 г. Н.Г. Гарин – Михайловский поступает на юридический факультет Петербургского университета, но затем решает продолжить учёбу в Петербургском Институте путей сообщения.

Слайд 7:  В пору студенческой практики Гарин – Михайловский ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию.

Слайд 8:  После окончания в 1878 году института со званием «гражданского инженера путей сообщения» молодого инженера направили на строительство дорог в Бургас.

Слайд 9: С тех пор первоклассный инженер в трёх ипостасях: изыскатель, проектировщик и строитель – Николай Георгиевич Гарин – Михайловский всю жизнь строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги.

Слайд 10: В 1891 году Николай Георгиевич руководил пятой изыскательской партией на участке Челябинск – Обь Западно – Сибирской железной дороги.

Слайд 11: Невзирая на лишения, колоссальное напряжение  сил, изыскательская партия Гарина – Михайловского выбирает наикратчайший, самый выгодный вариант пересечения Оби.

Слайд 12:  Там, где великая река течёт по скалистому ложу меж скалистых берегов у села Кривощёково.

Слайд 13:  Решение строить железнодорожный мост именно здесь было принято 8 мая 1892 г. и позволило казне сберечь только на его сооружении    3 млн. рублей.

Слайд 14:  Большую роль в выборе места для моста сыграл инженерии Викентий Иванович Роецкий. Именно его отряд проводил подробные изыскания в том районе.

Слайд 15:  Весной 1893г. в Кривощёково прибыли первые строители,             а через год состоялась закладка моста.

Слайд 16:  Начал расти посёлок строительный, ставший началом Новосибирска.

Слайд 17:  Одновременно со строительством  моста возводился крупный железнодорожный комплекс – станция Обь.

Слайд 18:  Продолжая свою работу, Гарин – Михайловский  уехал в Заволжье, а затем в Забайкалье.

Слайд 19:  Через несколько лет, снова оказавшись в Сибири, он написал «Я с удовольствием смотрю на то, как разросся на той стороне бывший посёлок. Теперь это уже целый городок».

Слайд 20:   На литературное поприще Н. Г. Гарин – Михайловский вступил в 1892 году, имевшей успех повестью «Детство Тёмы».

Слайд 21:  Итогом его литературного труда явилась автобиографическая тетралогия: «Детство Тёмы»( 1892г.), «Гимназисты»(1893г.),  «Студенты» (1895г.), «Инженеры» (1907 г. опубликована), посвящалась судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».

Слайд 22:  Его перу принадлежат также повести, рассказы, путевые очерки, сказки для детей. Рассказы Н. Г. Гарина –- Михайловского вышли отдельно под заглавием «Очерки и рассказы».

Слайд 23:  С середины 90-х г.г. Николай Георгиевич участвовал в организации первой легальной марксистской газеты «Самарский вестник», журналов «Начало» и «Жизнь», входил в редакцию большевистского «Вестника жизни».

Слайд 24:  Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича. Он исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие.

Слайд 25:  По  свидетельству современников,  свои произведения писал «на облучке» — в купе вагона в каюте парохода, в номере гостиницы.

Слайд 26:  И смерть настигла его «на ходу»: Гарин – Михайловский умер (27 ноября) 10 декабря 1906г. в Петербурге на редакционном заседании журнала «Вестник жизни».

Слайд 27:  Похоронили его на Литераторских мостах Волковского кладбища в Петербурге.

Слайд 28:  Город, который обязан своим появлением Н. Г. Гарину —  Михайловскому, увековечил память о своем основателе, назвав в честь него площадь, станцию метро…

Слайд 29:  В Новосибирске существует библиотека им. Н. Г. Гарина –Михайловского.

Слайд 30:   И ещё многие поколения будут цитировать ставшее известным высказывание писателем: «Счастливейшая страна Россия!  Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего…»

 

Станция «Имя для города»

Библиотекарь 3: Добрый день, дорогие ребята! Я приглашаю вас на последнюю станцию нашего путешествия, которая называется «Имя для города».

Задолго до того, как столица Сибири получила своё красивое название – Новосибирск, были у него и другие  имена. За всю историю своего существования город получил немало различных наименований.

Первые два года – с 1893 по 1895 год– будущий Новоси­бирск носил название – посёлок Кривощёковский.

В октябре 1895 года сход жителей Кривощёково  ходатайствовал о переименовании  его в  Александ­ровский. Название это просуществовало недол­го. Было подано еще одно хода­тайство томскому губернатору о переименовании поселения в Ново-Николаевск, в честь царствующего государя. В 1898 году прошение удовлетворили, а несколькими годами позже посёлку присвоили статус города. Ново-Николаевск, именно так, через дефис, назывался город до революции 1917 года. Затем дефис вы­бросили, а название стали писать слитно – Новониколаевск.

После революции название города потеряло свою актуальность, и в конце 1922 года было принято решение переименовать город в Смирновск – в честь Ивана Никитича Смирнова, который был председателем Сибревкома с 1919 по 1922 год. Однако Смирнов отличился своими оппозиционными настроениями по отношению к Сталину, в связи с этим город в честь него называть не стали.

Новые попыт­ки переименования города нарастали как снежный ком. Так, после смерти Ленина сразу же стали поступать  предложения – Новоленинск, Сибленинск, Ульяновск (да-да, еще раньше Симбирска), Владлен и даже совершенно непроизносимое Ленинзнамёнск-на-Оби. 22 сентября 1922 года предложили  новое имя – Краснообск. Од­нако губернский съезд партии большевиков постановле­ние не утвердил.

В итоге, был объявлен конкурс на имя города. В конкурсную комиссию поступило около полусотни названий. Одно из них – Новосибирск –  предложил писатель-фантаст Вивиан Азарьевич Итин. Именно это название и стало именем города.

В 2018 году Новосибирску исполняется 125 лет. За столь небольшой срок наш город сумел превратиться из небольшого поселка мостостроителей в третий по численности населения город России. Сегодня Новосибирск—это город науки, спорта, культуры и талантливой молодежи. Имя, данное писателем — фантастом Вивианом Итиным оказалось счастливым: город идет в ногу со временем и всегда готов к позитивным изменениям.

Новосибирск—это наш город! Это очень хороший город!

В нашей библиотеке вас всегда ждут книги о родном городе! Читайте, узнавайте, интересуйтесь! До встречи у книжных полок!

 

Сценарий подготовлен по документам и электронным ресурсам:

  1. Голодяев К. А. Старый Новосибирск.-Новосибирск: Изд-во музея г. Новосибирска, 2016.-321, [3] с., [24] с. ил.
  2. Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А. Так начинался Новосибирск.-Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. 176 с., ил., 16 л. ил.
  3. Маранин И. Мифосибирск. Мифы, тайны. Байки и реальные истории о Новосибирске.-Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011.-228 с.: ил.
  4. Никульков А. В. Н. Г. Гарин-Михайловский.-Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989.-184 с., ил.
  5. Цыплаков И. краткая историческая энциклопедия Новосибирска.-Новосибирск: Изд. дом «Горница», 1997.-302 с., ил.

 

Электронные ресурсы:

  1. Кривощёковский вариант. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://bsk.nios.ru/content/krivoshchekovskiy-variant
  2. Кривощёково: история и литература. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rgo-sib.ru/rgo/115.htm
  3. Кривощёково. Поиски первого русского поселения на территории Новосибирска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.novosibdom.ru/node/2953
  4. Тихомиров Николай Михайлович. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kraeved.ngonb.ru/node/5100
  5. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.darlingcity.ru/wiki/
  6. Как хотели назвать наш город 90 лет назад? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bsk.nios.ru/content/kak-hoteli-nazvat-nash-gorod-90-let-nazad
  7. Материалы из фондов Музея истории Октябрьского района «Закаменка».