Литературный перекресток «Бунинская звонкая строка» (к 150-летию И. А. Бунина)

Дорогие читатели, добро пожаловать в нашу виртуальную литературную гостиную. В этом году исполнятся 150 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Именно этой славной дате посвящено наше мероприятие – литературный перекресток «Бунинская звонкая строка».
Сегодня вместе с вами мы окунемся в мир его творчества…
Родился Иван Бунин в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Отец Алексей Николаевич, вернувшись с Крымской войны, вёл беззаботную жизнь, разорялся, нищал. Средств на существование не хватало. И когда мальчику было 3 года, семья переехала в деревню Бутырки Орловской губернии (ныне это Липецкая область). А затем, через 8 лет, они переехали в Озёрки, в имение, которое принадлежало матери писателя, Людмиле Александровне.

Мать Ивана Бунина была кроткой, нежной и чувствительной натурой, выращенной на лирике Пушкина и Жуковского. В первую очередь она занималась воспитанием детей.
Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный, ни у кого нет такой тонкой души, как у него». «В Воронеже он, моложе двух лет, ходил в соседний магазин за конфеткой. Его крестный, генерал Сипягин, уверял, что он будет большим человеком… генералом!»
Вот такое трогательное стихотворение Иван Бунин посвящает своей маме:

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин гордился своим происхождением и древним родом. О своем детстве он писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны 2 поэта начала 19 века: Анна Бунина, известная поэтесса екатерининского времени, и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы».
С младенчества Бунин слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.

Именно в имении матери, среди необозримых полей, то зеленых от хлебов, то белых от снегов прошло детство Вани Бунина. Именно здесь он ощутил прелесть родной земли, ее запахи, звуки, краски.
Воспоминания о детстве связаны у писателя «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях. И уже тогда он почувствовал главное – «божественное великолепие мира», которое впоследствии и станет вместе с темой России и Родины главной темой его творчества.
В своих дневниках Иван Алексеевич писал: «Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной. Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная с полем, с мужицкими избами,… с моим воспитателем. Чуть не всё свободное от учёбы время, я вплоть до поступления в гимназию, да и приезжая из гимназии на каникулы, проводил в ближайших от Бутырок деревушках, у наших бывших крепостных и у однодворцев. Явились друзья, и порой я по целым дням стерёг с ними в поле скотину».
Когда читаешь стихи Бунина, то за строчками каждый может увидеть знакомые картины:

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию. « Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что не нужно. Не оставляло в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казённо»,- вспоминает позже писатель.
Может быть, поэтому учился Бунин неохотно, посредственно, а в 3 классе был оставлен на второй год.
В 1886 году Иван Алексеевич возвратился домой и продолжал образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.
В 18 летнем возрасте Иван Бунин, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», начинает добывать хлеб литературным трудом. Он работает редактором, корреспондентом в газете «Орловский вестник» и знакомится в редакции с корректором Варварой Пащенко.
Бунин глубоко увлекся этой незаурядной девушкой. «Весь живу тобой!»,- писал он Варе. Она отвечала взаимностью. Но родители не разрешили ей выйти замуж из-за материальной необеспеченности Бунина.

Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза.
Помню, помню нежный,
Безмятежный лен.
Да далеко где-то
Зацветает он.
Помню, помню чистый
И лучистый взгляд.
Да поднять ресницы
Люди не велят.

В свои 19 лет Бунин производил впечатление зрелого человека, в 20 — становится автором первой вышедшей в Орле книги.
1890-е –1900-е годы – время напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. Выходит книга «На край света и другие рассказы» (1897 г.) и стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898 г.). Он знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым.
В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» Иван Бунин удостоен Пушкинской премии.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Сколько красок в бунинском «Листопаде!» Лиловый, золотой, багряный, желтый, голубой… Наши глаза разбегаются от такого соцветья. Закроешь их на минутку и видишь лес, в котором стоит расписной терем, где живет царица-осень.

«Так знать и любить природу как умеет Бунин, — писал Блок, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко, и красочные и звуковые впечатления его богаты».

Зрение, слух и обоняние были у Бунина развиты несравненно сильнее, чем у обыкновенных людей. Вот как об этом упоминает писатель: «У меня в молодости было настолько острое зрение, что я видел звезды видимые другими только через телескоп. И слух поразительный — я слышал за несколько верст колокольчики едущих к нам гостей и определял по звуку, кто именно едет. А обоняние — знал запах любого цветка и с завязанными глазами мог определить по аромату, красная это или белая роза.
Раз со мной такой случай произошел. Поехали мы с моей первой женой, Аней, к ее друзьям на дачу под Одессой. Выхожу в сад вечером и чувствую: тонко, нежно и скромно, сквозь все пьянящие, роскошные запахи южных цветов, пахнет резедой.
— А у вас тут и резеда, — говорю хозяйке.
Она меня на смех подняла:
— Никакой резеды нет. Хоть у вас и нюх, как у охотничьей собаки, а ошибаетесь, Ваня. Розы, олеандры, акации и мало ли что еще, но только не резеда. Спросите у садовника.
— Пари, — предлагаю, — на пятьсот рублей.
Жена возмущена:
— Ведь проиграешь!
Но пари все, же состоялось. И я выиграл его. Всю ночь до зари во всех клумбах искал. И нашел наконец-то резеду, спрятавшуюся под каким-то широким декоративным листом. И как же я был счастлив!..»

И во всех стихах Бунина за цветом, звуком, запахом — чувство, мысль, настроение.
Ощущением красоты родной земли, любовью к ней проникнуты его стихи, глубокие по мысли, наполненные философскими раздумьями, гармоничные, отличающиеся ясным классическим слогом. Таково, например прекрасное стихотворение «Вечер»:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем,
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете «Орловский вестник», в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке. Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов.
Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа «Антоновские яблоки», созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни.

Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть «Деревня» (1910 год). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции.

В 1910-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. Бунин был легок на подъем и мечтал всю жизнь провести в путешествиях по земному шару налегке, с одним-двумя чемоданами, где было бы самое необходимое — записные книжки и бумага, прежде всего.
Революция 1917 года потрясла Бунина. Он не понял и не принял её. Лето и осень 1917 года провёл писатель в Елецком уезде, у двоюродной сестры. Мысли, чувства Бунина отражались в его дневнике, письмах, стихах. Вот что он писал: «Радость жизни убита войной и революцией», «В ночь на 24-е у нас сожгли гумно, риги, молотилку, веялки, а в полдень 24-го пьяные солдаты и некоторые мужики орали на меня, что я за старый режим. Еще одна запись: «В соседних имениях погромы, один знакомый мужик передал: все бьют, все громят, уезжайте скорее».

Мы сели у печки в прихожей,
Одни, при угасшем огне,
В старинном заброшенном доме,
В степной и глухой стороне.
Жар в печке угрюмо краснеет,
В холодной прихожей темно,
И сумерки, с ночью мешаясь,
Могильно синеют в окно.
Ночь — долгая, хмурая, волчья,
Кругом все леса и снега,
А в доме лишь мы да иконы
Да жуткая близость врага.
Презренного, дикого века
Свидетелем быть мне дано,
И в сердце моем так могильно,
Как мерзлое это окно.

Это были последние дни, проведенные в родных местах. Жить здесь стало не безопасно. 25 октября вместе с женой Верой Николаевной Бунин выехал в Москву. «Окаянные дни», «Царство сатаны»,- называл он безбожное жестокое правление большевиков. И в 1920 году в Одессе он поднялся на борт французского парохода «Спарта». Он спустился в каюту, уверенный, что России нет. И лишь в открытом море ужас от содеянного охватил его. Писатель покинул Родину, но забыть не смог.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

Квартира Ивана Бунина в Париже
Нищета. Неясность будущего. Боль за Россию и за судьбу родных — постоянные спутники жизни писателя. С родины приходили письма, одно тягостнее другого.
«Я недавно был в Васильевском. Был в доме, где ты когда-то жил и писал: дом, конечно, населён, как и всюду, мужицкими семьями, жизнь в нём теперь вполне дикарская, первобытная, грязь не хуже, чем на скотном дворе. Во всех комнатах на полу гниющая солома, на которой спят, сальные подушки, горшки, корыта, сор и мириады блох…»
А затем пришло новое сообщение: «Васильевское и все соседние усадьбы исчезли с лица земли. В Васильевском нет ни дома, ни одной липы главной аллеи, ни столетних берёз, ни твоего любимого старого клёна»…
Не работалось. Да и как писать? Родина, Россия, вся жизнь – позади. В дневнике отражены переживания писателя: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?..»

Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,-
Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,-
Я теперь в небесах никогда не найду.
В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Но в тяжкие годы испытаний писатель нашел в себе силы не просто писать, а напоминать людям о самом светлом и прекрасном: о любви, милосердии, смирении.

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с тобой.

Все газеты Парижа 10 ноября вышли с крупными заголовками «Бунин – Нобелевский лауреат». Каждый русский в Париже воспринял это как личный праздник. Ибо самым лучшим, самым талантливым оказался соотечественник! В парижских кабачках и ресторанах в тот вечер были русские, которые порой на последние гроши пили за «своего».
Хочется обратить внимание на то, что Бунин был первым русским писателем, которому дали такую высокую награду. В Стокгольме, столице Швеции, на торжественную церемонию собрались министры, члены Шведской Академии, дипломаты. Ждали короля. Не было только дипломата Советского Союза А.М. Коллонтай. Обычно зал украшается флагами того государства, которое представляет лауреат. На сей раз, их не было. У изгнанника флага нет. И, тем не менее, Бунин представлял Россию.

Но на родине присуждение премии встретили враждебно, и никаких поздравлений не последовало. Иван Алексеевич с горечью констатирует «…Все новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, — отовсюду, кроме России».
Писатели зарубежных стран высоко ценили талант И. Бунина. Ромен Роллан, французский писатель, говорил: «Я восхищаюсь Иваном Буниным. С моей точки зрения это один из крупных художников нашего времени».

А вот на Родине не только книги, но и само имя писателя были под запретом. Писатель Варлам Шаламов получил 10 лет лагерей за то, что посмел заявить, что Бунин – великий русский писатель.

Жгучая любовь к родине, любовь до боли сердечной и на чужбине не охладила сердце изгнанного поэта. Он до конца своей жизни тосковал по России.
Что есть любовь? Зачем она дается человеку? Ответы на эти вопросы Иван Алексеевич Бунин искал на протяжении всей жизни; отчасти итог его размышлений вылился в цикл новелл «Темные аллеи». Сборник из 11 новелл появился первоначально в 1943 году в Нью-Йорке. Чуть позже, в 1946 году, в парижском издательстве было опубликовано 38 рассказов.
Все они различны в жанровом отношении, существенно отличаются структурой, объемом, но касаются общей темы – любви, которая раскрывается Буниным как величайший дар человеку, как счастье, не омрачаемое никакими обстоятельствами.

Откуда это во многом болезненное восприятие темы любви? Думается, в отношениях с женщинами самого писателя. Он пережил несколько любовных драм, испытывал серьезные чувства, расставался, терял, страдал…

33 года, около половины творческой жизни, вплоть до кончины в 1953 году, провел Бунин во Франции, живя и работая вдали от горячо любимой России. Когда немцы оккупировали Францию, то Бунин ничего не печатал, хотя и крайне нуждался, фактически голодал.
Сотрудничество с профашистской прессой он считал предательством по отношению к своей далекой Родине. И он искренне радовался победам советских и союзных войск. В 1945 году Бунин вновь возвращается в Париж. Там он пишет книгу воспоминаний и работает над книгой «О Чехове».

Но закончить ее он уже не успел… В ночь на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин умер на руках своей жены.
Его похоронили на «русском кладбище» Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Иван Бунин вернулся на Родину в своих творениях. Его читают, помнят, любят. Здесь он живет в сердцах своих читателей.

И в заключении хотелось бы сказать о том, что у каждого из нас останутся свои впечатления, свои мысли и чувства о великом писателе, но ничье сердце не останется равнодушным при чтении его произведений. И сегодня мы отдаем И. А. Бунину дань великой любви и признательности как вдохновенному певцу родной земли, как художнику, чье творчество вылилось в единую, страстную, проникнутую горячей любовью песнь о России, ее народе!

Светлана Пиоттух