Познавательный час «Школа прошлых времен»

Дорогие друзья, приглашаем вас на наше очередное онлайн мероприятие – познавательный час «Школа прошлых времен».

Можно смело сказать, что школьное образование зародилось в 988 году – именно в этот год состоялось крещение Руси.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
• грамматику,
• диалектику,
• риторику,
• церковное пение,
• землемерие,
• географию,
• звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания:
• В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
• В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
• В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.До Екатерины II фактически учиться могли только юноши.

В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
• В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
• В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
• В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
• В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
• Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
• Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
• Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
• Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
• Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
• Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
• Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
• Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
• Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
• Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
• Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
• Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
• Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
• Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.

Октябрьская революция кардинально изменила школьное образование::
• В 1918 году был введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
• В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
• В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
• В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
• С конца 1980-х годов дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.

Теперь, друзья, у вас есть возможность сравнить, как учились в прошлом и как учатся в школе сейчас, когда есть возможность не посещать занятия, а осваивать материал самостоятельно в онлайн режиме.

Ольга Бурвиц