Литературное досье «Я сделался писателем случайно» (к 150-летию А. И. Куприна)

«Я люблю Россию и привязан к ее земле, мне и моим писаниям она дает силу». Александр Куприн

Дорогие друзья, приглашаем вас на наше очередное онлайн мероприятие – литературное досье «Я сделался писателем случайно», которое посвящено 150-летию великого русского писателя А. И. Куприна.

Сегодня мы познакомимся с жизнью этого великого русского писателя, вспомним его бессмертные произведения.

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей.

Л. Н. Толстой  говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…»

Константин Бальмонт, писал о Куприне, уже в стихах:

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.

Родился Александр Иванович 7 сентября 1870 года в селе Наровчате близ Пензы, и стал шестым ребенком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любови Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду. Трое детей умерли, не прожив и двух лет. Когда Сашеньке исполнился год, от эпидемии чумы умер отец семейства, и Любовь Алексеевна осталась без средств к существованию с тремя детьми. В 1874 году женщина приняла решение уехать в Москву. Там ей удалось пристроить двух дочерей в казенные пансионаты, а сама с сыном поселилась во Вдовьем доме, куда наконец-то выхлопотала себе место.

В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в московском Разумовском пансионе, считавшемся сиротским интернатом. Спустя четыре года Саша продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища. Из его стен Куприн вышел подпоручиком, и  на протяжении четырех лет нес службу в Днепровском пехотном полку.

Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать?

Первая проба пера будущего знаменитого писателя состоялась еще во время учебы в кадетском корпусе. Куприн начал со стихов, но его первые работы никогда не издавались. Первое опубликованное произведение – рассказ «Последний дебют», после него появилась повесть под названием «Впотьмах» и несколько других рассказов на тему войны.

Тема войны и армии в творчестве Куприна играет большую роль. Почти все ранние произведения писателя изобилуют этой темой – повесть «На переломе», которая выходила под названием «Кадеты».

В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея небольшой жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В автобиографии писателя приведен поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром. Он был репортером и управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии и служил в технической конторе. Писатель был псаломщиком и изучал зубоврачебное дело. Был период, когда Александр Иванович чуть было, не постригся в монахи. Служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и многое другое. Сумбурные, лихорадочные мечтания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч — все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений,— требовалось художественно обобщить их.

Александр Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первою крупного произведения — повести «Молох».  Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с ее, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков большинство самых значительных произведений. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы,— «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель», впоследствии названный классикой детской литературы.

 Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе», рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус», «Слон».

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны», рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет.

Повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, что писатель ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Он воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии и равнодушию.

В письме к Ф. Д. Батюшкову он утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.

Осенью 1919 года, находясь в Гатчине,  отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.

Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 года тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».

Новым творческим планам не суждено было осуществиться.

В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни. Похоронен Куприн в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.

В завершении нашего мероприятия хочется сказать что, много замечательных произведений написал этот прекрасный человек. Все они помогают стать настоящими людьми…. И поэтому их читали, читают и будут читать еще многие поколения….

«Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей — представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей земле». К. Паустовский.

 

Светлана Пиоттух