Исторический журнал «Потомство мое, прошу брать мой пример…» (к 209-летию полководца А. В. Суворова)

Дорогие друзья, приглашаем вас в нашу виртуальную литературную гостиную.
Сегодня вас ожидает встреча с историческим журналом «Потомство моё, прошу брать мой пример…», который посвящен 290-летию со дня рождения Александра Васильевича Суворова.

Родился будущий генералиссимус в семье генерала Василия Суворова, крестника Петра I, начинавшего службу денщиком и переводчиком при царе. При Екатерине II Василий Иванович служил в тайной канцелярии и дослужился до генеральского звания. Незадолго до отставки стал сенатором. Мама знаменитого полководца Авдотья Манукова происходит из старинного дворянского рода: её отец был вице-президентом Вотчинной коллегии.
Имя сыну дал отец, прославившийся написанием первого в России военного словаря. Неудивительно, что Василий Суворов назвал отпрыска в честь древнерусского полководца Александра Невского. Интерес к военному делу мальчик перенял от родителя: благодаря Василию Ивановичу в имении была богатейшая библиотека. На полках хранились пособия по артиллерийскому и фортификационному делу, к которым юный Саша пристрастился, едва научившись читать.

Но отец, мечтавший о продолжателе военного рода, весьма скептически оценивал будущее сына: мальчик рос болезненным и хилым. Василий Иванович видел Александра гражданским служащим. Но мальчик, знавший в подростковом возрасте о военном деле то, что было известно не всякому офицеру, нацелился на карьеру военного. Юный Суворов закалялся и каждый день подвергал тело изнурительным физическим упражнениям.
Однажды гостивший в доме генерал Абрам Ганнибал заметил, что мальчик, играя в солдатики, весьма грамотно ведет «бой» и владеет тактикой. Ганнибал посоветовал Суворову — старшему выбрать сыну военную специальность.

В 1742 году Александр Суворов стал мушкетером Семеновского полка. Через 6 лет, получив офицерский чин, приступил к действительной военной службе. В это время юноша совершенствовал знания, посещая занятия корпуса кадетов Санкт-Петербурга и изучая иностранные языки.
В биографии Александра Суворова на заре военной карьеры случилось знаменательное событие. Когда он стоял в карауле в Петергофе, мимо проходила царица Елизавета Петровна. Императрица подошла к Суворову и, узнав, чей он сын, протянула юноше серебряный рубль. Но тот отказался, объяснив, что устав не велит часовому брать деньги. Елизавета Петровна похвалила ретивого часового и положила рубль на землю, сказав Суворову, чтобы забрал после службы. Эту монету Александр Васильевич хранил всю жизнь.

В 1754 году поручика Александра Суворова прикомандировали к Ингерманландскому полку пехоты. Через год взяли служить в Военную коллегию, где он пробыл до 1758 года. В первые годы Семилетней войны Суворов служил в тыловом подразделении, пройдя чины от провиантмейстера до премьер — майора, изучив работу тыловых служб и армейского снабжения.

В 1758 году Александра Суворова перевели в действующую армию. Спустя год будущий генералиссимус участвовал в первом бою: возглавив драгунский эскадрон, успешно атаковал, заставив бежать германских драгун.

Первое сражение, участником которого стал Суворов, состоялось под Кунерсдорфом в августе 1759 года. Эта войсковая операция известна как переломная в Семилетней войне. Она поставила точку в разгроме прусской армии. Проявив себя в сражении, Александр Суворов стал дежурным офицером при главнокомандующем Виллиме Ферморе. С генерал — аншефом он участвовал в успешной Берлинской экспедиции.
В начале 1760-х годов Александр Суворов перешел в подчинение к генералу фон Бергу. Ему доверили командовать гусарскими и драгунскими отрядами, прикрывавшими отход русской дивизии к Бреславлю и уничтожавшими провиант противника. Осенью 1762 года Суворов произведен в полковничий чин и поставлен во главе Астраханского полка. За отменную службу императрица подарила Александру Васильевичу свой портрет. С этого момента, по мнению Суворова, начался его путь к славе.

С 1763 по 1769 годы Александр Суворов руководил Суздальским полком, дислоцированным в Новой Ладоге. В это время он написал «Полковое учреждение» — правила воспитательной работы, внутренней службы и боевой подготовки солдат. Осенью 1768 года Суворову присвоили звание бригадира.

Формирование Суворова как полководца выпало на век Екатерины Великой и две победные Русско-турецкие войны.
В 1770 году Александру Васильевичу присвоили звание генерал-майора. После победы над турками под Туртукаем и Козлуджи он стал генерал — поручиком. В это время Суворову посчастливилось служить под началом фельдмаршала Петра Румянцева. Дарование полководца раскрылось во второй Русско-турецкой войне. В 1788 году генерал-аншеф Александр Суворов отличился при обороне Кинбурна. Здесь он получил первое серьезное ранение.

За победное сражение военачальнику вручили орден Андрея Первозванного. Второй раз Суворова ранили при штурме турецкой крепости в Очакове. Между двумя турецкими войнами Александр Суворов доказал свою эффективность как военачальник и стратег, подавив бунт Емельяна Пугачева. Императрица отблагодарила его 2 тысячами червонцев. В сентябре 1789 года состоялось сражение при Рымнике. 25 тысяч русско-австрийских солдат разгромили 100-тысячное турецкое войско Юсуф-паши. Русские силы в этом бою возглавил Александр Суворов.
Победа при Рымнике продемонстрировала преимущество русского оружия на военном театре, изменив стратегическую обстановку на фронте. Яркой победой военачальника стало стремительное взятие в декабре 1790 года турецкой крепости Измаил, которую считали неприступной. Битва вошла в анналы истории России, ее ставят в один ряд с Полтавским и Бородинским сражениями.
После смерти императрицы в 1796 году ее заменил Павел I. Отношения с сыном Екатерины Алексеевны у Александра Суворова складывались напряженные. Спустя год царь издал приказ об отставке военачальника. В феврале фельдмаршала сослали в родовое имение. Но после обострения политической обстановки в Европе об Александре Васильевиче вспомнили. Правители Австрии и Британии обратились к Павлу I с просьбой поставить во главе союзных войск Суворова.

Итальянская кампания, проведенная старым военачальником в 1799 году, вызывает восхищение у современников. Александр Суворов провел ряд молниеносных и блистательных сражений. Фельдмаршал занял Турин и Милан, разбил силы французов на реке Треббия, сократив армию врага наполовину!

Французы собрали остатки армии и во главе с генералом Жубером двинулись на Пьемонт. В августе они заняли город Нови-Лигуре. Союзническая армия во главе с Александром Суворовым приняла вызов. В 18-часовом сражении при Нови французская армия была разбита, потеряв 7 тысяч солдат убитыми. Погиб и командующий Жубер. Эта победа оказалась решающей в Итальянском походе. Пораженный победой император распорядился отдавать

Александру Суворову те же почести, что и особам императорской фамилии!
Поход 1799 года золотыми буквами вписан в историю российской армии. Легендарный переход Суворова через Альпы и сегодня поражает воображение. Павел I с восхищением констатировал победу Александра Суворова над самой природой. Покорение швейцарских горных вершин и длиннейший перечень предыдущих побед принесли полководцу прижизненную славу и звание генералиссимуса – высочайшее в военной иерархии.
Свой взгляд на военное искусство Суворов изложил в книге с ясным названием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстановку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места, куда и следовало бить быстро и неожиданно для врага. Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении — легко на походе!» — не раз повторял он. Упорство в бою — «натиск», может демонстрировать только обученная армия.

Суворов не признавал шаблонов. «Начальник на войне, — писал он, — не должен ничем себя связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро». Он признавал только наступательную стратегию и тактику. Это последнее отличало Александра Васильевича и всех русских полководцев «екатерининского века» от их предшественников, которые все-таки предпочитали действовать от обороны, нападали первыми на противника, в основном имея численное преимущество.

Правила военной науки Суворов излагал порой образными поговорками. Например, «Бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «Пуля — дура, штык — молодец». Суворов считал, вслед за Румянцевым, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, он имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он. Или вот еще суворовские слова: «Мы, русские, всё одолеем!»
Воспитанниками Суворова стали Михаил Кутузов, Николай Раевский, Петр Багратион. Полководец награжден всеми высшими воинскими наградами, в том числе орденом Святого Георгия трех степеней!

Памятник генералиссимусу воздвигли при жизни, он появился в Санкт-Петербурге. Появились суворовские училища, в которых воспитывают будущих военных. Во время Великой Отечественной войны орденом Суворова награждали героев, а именем полководца назван не один десяток кораблей!

Для тех, кого заинтересовала тема нашего исторического журнала и кто хотел бы подробнее познакомиться с личностью великого полководца, мы предлагаем следующую литературу:
1.Воскобойников Валерий Михайлович. Жизнь замечательных детей : сборник биографической информации. Кн. 3 / В. М. Воскобойников. — Москва : ОНИКС, 2012. — 128 с .
2. Александр Суворов [Текст] : историческая повесть / С. Т. Григорьев. — Переизд. — Москва : Мысль, 1990. — 319 с.
3. Митяев Анатолий Васильевич. Ветры Куликова поля [Текст] : рассказы о воинской доблести предков / А. В. Митяев. — Москва : Детская литература, 1984. — 318 с.
4.Михайлов Олег Николаевич. Суворов [Текст] : исторический роман / О. Н. Михайлов. — Москва : Советская Россия, 1984. — 496 с.
5. Равич Николай Александрович. Две столицы [Текст] : Исторический роман / Н. А. Равич . — Ленинград : Советский писатель, 1982. — 301 с.
6. Раковский Леонтий Иосифович. Гералиссимус Суворов : роман / Л.И. Раковский ; худож. В. Алексеев. — Ленинград : Советский писатель, 1980. — 559 с.

Максимова Г. А.