Кино-дайвинг «Мастер сказочных чудес»

«Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать… Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…», — с гордостью писал известный киновед Н. Клейман о фильмах величайшего советского кинорежиссера Александра Роу, чье 115-летие со дня рождения мы отметили в марте.

Сегодня мы приглашаем вас, дорогие наши читатели, на кино-дайвинг «Мастер сказочных чудес», чтобы вспомнить этого замечательного человека.
Вы конечно помните передачу «В гостях у сказки»? Это была самая любимая передача не только детей, но и взрослых. С каким нетерпением мы ждали каждое воскресенье!
Очень часто в передаче показывали замечательные сказки, в том числе режиссера Александра Артуровича Роу. Была такая примета: если по телевизору показывают «Морозко», значит, скоро Новый год. Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» – значит, на носу Рождество. Если идет «Варвара-краса…» или «Огонь, вода и медные трубы» – значит, у школьников каникулы! 
На киносказках режиссёра Александра Роу выросли целые поколения советских детей. У его фильмов есть какое-то особенное обаяние, притягивающее зрителей. Впрочем, таким же обаянием обладал и сам Александр Роу, который сумел сделать сказку и из своей собственной жизни.
Его кино никогда не было скучным, нравоучительным — это было настоящее зрелище, волшебная страна…
В биографии Александра Роу много чудес и загадок. До сих пор даже неизвестна точная дата его рождения – по одним источникам, это восьмое, по другим – девятое марта. Роу появился на свет в российской глубинке, в селе Юрьевец Костромской губернии. При этом в нём, кажется, не было ни капли русской крови. Отец режиссера, Артур Горвард Роу, был ирландским инженером. В 1905 году он по контракту приехал в Сергиев Посад налаживать мукомольное производство. Здесь, в России, Роу женился на гречанке, и вскоре от этого смешанного брака на свет появился маленький Саша. Жизнь необычного семейства перевернула первая мировая война. В 1916 году Роу-старший сбежал на родину, в Ирландию, оставив больную жену и 10-летнего сына без средств к существованию.
С тех пор детство для Саши фактически закончилось. Мальчишка взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот. Маленький Саша торговал спичками, гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. Будущий режиссер окончил семилетку и подкопил денег для дальнейшей учебы. По совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. Однако от судьбы, как известно, не уйти. Будучи студентом, Александр Роу попал в агиттеатр «Синяя блуза». Хотя театр – это громко сказано: компания молодёжи выступала прямо на улицах, выкрикивая смешные стишки про советскую власть и забавно изображая крестьян, буржуев и пролетариев.
Тогда-то Роу и понял, чем на самом деле хочет заниматься. С экономическим образованием было покончено – Александр стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году. Потом учился в Драматическом техникуме им. М. Ермоловой. А в 1937 году новоиспеченный режиссер получил первый собственный проект – фильм «По щучьему велению».
С тех пор биография Роу сводилась к одному – сказки, сказки, сказки…
Любовь к сказкам привила Роу его мать. Говорят, она была замечательной рассказчицей. Маленький Саша с удовольствием слушал истории про чертей и прочую нечисть и нисколько их не боялся. Мама объясняла, что если у человека чистая совесть, то сам дьявол не причинит ему никакого зла. Эта идея потом сквозной нитью проходила через все фильмы Роу.
До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. В те годы изображать сказочных зверей и всяческую нечисть в сказках было принято с помощью кукол или мультипликации. Роу стал первым, кто задействовал для этого настоящих актёров.
Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам!
Да еще каких! Чего только стоит воплощение сказочного зла — Кащея и Бабы Яги в одном лице – Георгия Милляра!
Актер и режиссер стали практически неразлучны. Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме. Утверждая Георгия Францевича на главную роль в «Кащее Бессмертном», Александр Артурович уже не сомневался, что актер идеально подойдет на эту роль. Фильм снимался в непростой 1944 год, Милляр, будучи в эвакуации, переболел малярией и выглядел точь-в-точь, как требуется его экранному персонажу – одна кожа да кости. Милляру и Роу удалось создать новый образ зла – не страшное, а комичное, пожирающее и разрушающее само себя. За это сказочника даже ругали на художественных советах, требуя добавить в фильмы пафоса и патетики.
Работал Роу изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды – снег растаял: «Придумали в «щучье слово» внести новую сцену – «Обернись, зима лютая, летом красным». Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком – переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя».
Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? Что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле.
Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча: 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь одного из героев — Иванушки отказалась приближаться к Змею – настолько тот был страшен!
А для фильма «Морозко» в заполярном лесу построили избушку Бабы Яги, которая приводилась в действие специальными механизмами.
Позже, по одноименной сказке Виталия Губарева, Александр Роу снимает сказку «Королевство кривых зеркал».
Девочка Оля оказалась в волшебном королевстве, где все не так как в обычной жизни, а наоборот. Все зеркала там кривые, и показывают мир в искаженном виде. Оле удастся не только посмотреть на себя со стороны, но и подружиться со своей зазеркальной копией Яло. Вдвоем они постараются исправить фальшивый зазеркальный мир и превратить его в добрый и настоящий. Для этого придется разобраться с глупым королем Йагупопом 77 и его свитой Абажем, Нушроком и Анидаг, скрывающих настоящие зеркала от простых жителей королевства.
Исполнительницы главных ролей Оли и Яло сыграли сестры-близняшки Оля и Татьяна Юкины, которым было по 9 лет.
Много еще сказок снято А. Роу: «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса» и другие.
Последний фильм, «Финист — Ясный Сокол», над которым работал Роу, был поставлен по его сценарию уже после смерти Александра Артуровича, в 1975 году, режиссером Геннадием Васильевым.
Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович был страстный путешественник, объехал со своими фильмами почти всю планету, побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

Для тех кому интересно творчество Александра Роу, приводим фильмографию режиссера: 1938 — По щучьему веленью, 1939 — Василиса Прекрасная, 1941 — Конёк-Горбунок, 1944 — Кащей Бессмертный, 1952 — Майская ночь, или Утопленница , 1954 — Тайна горного озера, 1956 — Драгоценный подарок, 1957 — Новые похождения Кота в сапогах, 1959 — Марья-искусница, 1960 — Хрустальный башмачок, 1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки, 1963 — Королевство Кривых Зеркал, 1964 — Морозко, 1968 — Огонь, вода и… медные трубы, 1969 — Варвара-краса, длинная коса, 1972 — Золотые рога.
Помимо сказок Роу принадлежат экранизации произведений Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (1952) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), а также картина «Тайна горного озера» (1954), стереофильмы «День чудесных впечатлений» (1949) и «Драгоценный подарок» (1956), постановка фильма-балета «Хрустальный башмачок» (совместно с Р. Захаровым в 1961 году).

Кстати, сказку Александр Роу сумел создать и у себя дома. Когда он получил новую квартиру, то пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки и сделали интерьер под старину.
«Большой ребёнок», – так характеризовали Александра Роу все, кто его знал. И, наверное, только такой человек и мог создать эти фильмы, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. Погрузить зрителей в атмосферу волшебства, заставить от души похохотать над злом и поверить в конечное торжество добра и справедливости. Одно слово – волшебник!

Друзья, для вас мы нашли удивительные книги об этом замечательном режиссере-сказочнике:
1. Архетип детства : дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике: памяти А. А. Роу : науч.-художеств. альманах / сост. В. П. Океанский, А. В. Тарасов. — Иваново : Ивкиносервис, 2003
2. Парамонова, Кира Константиновна. Александр Роу / К. К. Парамонова. – Москва : Искусство, 1979.

Галина Максимова