У каждого из нас наступает такой период жизни, когда нам приходится делать важный выбор, определяющий все дальнейшее будущее. Уже в подростковом возрасте мы сталкиваемся с необходимостью принимать ответственное решение о выборе профессионального пути, по сути, не имея для этого определенной подготовки, и часто совершаем ошибки. Получается, что мы тратим огромные бесценные ресурсы, время и деньги на то, что, по сути, нам не пригодится, чем мы не будем заниматься в будущем. Несколько лет жизни уходят в никуда, и это большая проблема.
Отмечают восемь основных факторов, определяющих выбор профессии:
- позиция старших, семьи:
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;
- позиция сверстников:
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;
- позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;
- личные профессиональные и жизненные планы:
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;
- способности и их проявления:
Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;
- притязание на общественное признание;
- информированность о той или иной профессиональной деятельности;
- склонности.