Основные факторы, влияющие на выбор профессии

У каждого из нас наступает такой период жизни, когда нам приходится делать важный выбор, определяющий все дальнейшее будущее. Уже в подростковом возрасте мы сталкиваемся с необходимостью принимать ответственное решение о выборе профессионального пути, по сути, не имея для этого определенной подготовки, и часто совершаем ошибки. Получается, что мы тратим огромные бесценные ресурсы, время и деньги на то, что, по сути, нам не пригодится, чем мы не будем заниматься в будущем. Несколько лет жизни уходят в никуда, и это большая проблема.

Отмечают восемь основных факторов, определяющих выбор профессии:

  1. позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

  1. позиция сверстников:

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

  1. позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

  1. личные профессиональные и жизненные планы:

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

  1. способности и их проявления:

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

  1. притязание на общественное признание;
  2. информированность о той или иной профессиональной деятельности;
  3. склонности.