Арт-беседа «Фаберже — утраченный и обретенный»

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас на арт-беседу «Фаберже — утраченный и обретенный».
О том, что известный всему миру ювелир Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге, многие даже не догадываются — слишком нерусские у него имя и фамилия. Действительно, далекие предки Фаберже жили во Франции, носили фамилию Фаври и принадлежали к французским протестантам (гугенотам). В период гонений на гугенотов они покинули Францию, долгое время жили в Германии, со временем изменили фамилию на Фаберже и в итоге осели в Эстонии.
Отец Карла, Густав Фаберже, родился уже в России. В юном возрасте он, подобно многим юношам из провинции, отправился покорять столицу — Санкт-Петербург. Здесь он выучился на ювелира и в 1842 году открыл небольшую ювелирную мастерскую на самой фешенебельной улице города — Большой Морской. То есть его сын, Карл Фаберже, не был основателем фирмы, но именно он развил маленький семейный бизнес до предприятия мирового масштаба и известности.
Петер Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года.
Художественные способности у Карла обнаружились еще в детстве. Он живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Далее Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое — во Франции, и отправился по свету. Несколько лет прошло в путешествиях по Европе, где он изучал искусство работы с драгоценными металлами, мастерство камнерезов.
Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с молодыми талантами. Лучшие мастера сразу получали приглашение в Санкт-Петербург.
В 1871 году Густав Фаберже передал 25-летнему сыну полномочия и тот стал главой петербургской фирмы. Компания стала расти, в штате было около сотни специалистов: камнерезов, художников, огранщиков.
Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки.
Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание монарших особ: императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Вскоре Карл Фаберже получил от императора свой первый заказ.
Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.
Накануне Пасхи в 1885 году Карл принес Александру III изысканное творение. Яйцо получило название «Курочка». Изделие выглядело с виду просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества».
Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».
С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу.
Позже эту традицию перенял следующий правитель — император Николай II. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах — для своей овдовевшей матери и супруги.
Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым как по внешнему виду, так и по содержимому, и напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.
На рубеже XIX — XX веков фирма Фаберже начала выпускать яйца с заводными механизмами.
Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.
Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире.
Карл Фаберже поднял семейный бизнес до небывалых высот.
Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры.
Карл Фаберже открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы — горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов.
Были открыты филиалы фирмы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.
Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война. Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году.
Октябрьская революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Карл Фаберже велел сворачивать производство в июле 1918-го, когда до Петрограда дошла весть об убийстве императора Николая Александровича и всей его семьи.
В 1918 году царский ювелир, опасаясь ареста и расстрела, сначала бежит в Ригу, а затем в Европу.
Основную массу изделий и драгоценностей новая власть конфисковала. Сам Фаберже и его сыновья смогли сохранить только малую часть своих богатств, которую успели вывезти за границу.
Наследие Фаберже было действительно величественным и неизмеримым, потому что, несмотря на то, какой объем сокровищ был разграблен и просто утерян, в наши дни есть возможность увидеть шедевры ювелира воочию.
Последние десятилетия двадцатого века стали периодом возвращения из небытия уникальных произведений российского ювелира Карла Фаберже, казавшихся безвозвратно утраченными. Происходило это порой при самых неожиданных обстоятельствах.
Так, в 1990 году во время реконструкции старинного дома на улице Солянка в Москве в перекрытиях между этажами обнаружили клад — роскошные бриллиантовые ювелирные украшения. Как удалось выяснить, они были спрятаны после революции В. С. Аверкиевым, одним из директоров Товарищества на паях «Карл Фаберже». Тринадцать изделий, выполненных в поздний период деятельности прославленного предприятия, поступили в собрание Музеев Московского Кремля и неоднократно экспонировались на различных выставках в России и за ее пределами.
Прошло всего четыре года, и кремлевскому музею удалось приобрести драгоценный цветок — хрупкий одуванчик на гибком золотом стебельке с нефритовыми листьями, вставленный в стаканчик из горного хрусталя, как будто заполненный водой. На тончайших серебряных тычинках укреплен натуральный цветочный пух, среди которого сверкают, подобно утренней росе, мелкие алмазы. «Одуванчик», помещенный в подлинный футляр фирмы Фаберже, многие десятилетия хранился на антресолях скромной квартирки на окраине Москвы, пока его владелица не решила, что семейная реликвия должна принадлежать национальной сокровищнице России.
Начало двадцать первого столетия ознаменовалось обретением еще одного произведения Фаберже, которое пытались найти на протяжении многих лет. В 2001 году хранящиеся в фондах Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана разрозненные детали из белого кварца, синего хрусталя и алмазов были идентифицированы как части незаконченного императорского пасхального яйца 1917 года. Яйцо, которое начали создавать в тяжелое военное время и не успели завершить в срок, стало последним звеном в блистательном ряду пасхальных шедевров Фаберже — своеобразной драгоценной летописи исчезнувшей Империи.
Сегодня ученые изучают все подробности биографии семьи Фаберже, а русские миллионеры пытаются вернуть шедевры русского гения Родине, откуда они были вывезены.
Так в ноябре 2013 года был открыт музей Фаберже в Санкт — Петербурге, во Дворце Нарышкиных — Шуваловых. Основателем музея выступил фонд «Связь времен», который создал миллиардер, входящий в сотню богатейших людей мира, — Виктор Вексельберг .
Вексельберг, создав фонд «Связь времен», поставил перед собой и членами фонда цель вернуть России утраченные ценности. Одним из первых шагов фонда в этом направлении был выкуп коллекции изделий Карла Фаберже у потомков американского магната издательского дела Малькольма Форбса, который был страстным коллекционером Фаберже, посвятившим собранию своей коллекции многие годы.
Главная ценность музейной экспозиции — девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд — стрит.
Мы видим, что спустя много лет и специалистов, и простых любителей прекрасного притягивает «маэстрия» искусства Фаберже — оригинальность замысла и виртуозность воплощения каждого изделия.
Один из крупнейших мировых экспертов по творчеству Карла Фаберже, Валентин Скурлов, как-то заметил в интервью «Где-то я прочитал такую фразу: «Русские всегда приходят за своим». Мысль понравилась. Так же и с Фаберже. Примером служит коллекция императорских пасхальных яиц бывшего собрания Форбса, составляющая сейчас основу Музея Фаберже в Петербурге… В то же время я не против, чтобы изделия Фаберже экспонировались в крупнейших европейских и американских музеях — лучшей пропаганды мощи России и русского ювелирного искусства не придумать».

Галина Егорова