Литературный портрет «Писал он не для славы», в рамках декады, посвященной 170-летию со дня рождения Н. Г. Гарина-Михайловского

Друзья, в рамках декады посвященной 170 — летию Николая Георгиевича Гарина — Михайловского представляем вашему вниманию необычный литературный портрет писателя, который мы решили назвать «Писал он не для славы».
Николай Георгиевич — русский инженер, писатель и путешественник, публиковался под псевдонимом Гарин.
Родился он 8 февраля 1852 года в Петербурге в семье дворянина, офицера Георгия Антоновича Михайловского. Детство и отроческие годы будущего писателя прошли в Одессе, куда переехал его отец, выйдя в отставку в чине генерала.
Когда мальчик подрос, его отдали в известную в Одессе Ришельевскую гимназию. Окончив ее, он поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но учеба не задалась, и на следующий год Николай Михайловский блестяще сдал экзамены в Петербургский институт инженеров путей сообщения и никогда об этом не пожалел, хотя работа у него была невероятно трудной!
После окончания в 1878 году института молодого инженера направили на строительство дорог в Бургас.
С тех пор инженер Гарин — Михайловский всю жизнь строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги.
Новосибирцы с благодарностью вспоминают Николая Георгиевича. Это он руководил изыскательской партией, выбиравшей место для строительства железнодорожного моста через Обь для Транссибирской магистрали в 1891 году. Мост было решено построить на территории будущего Новосибирска, что способствовало развитию города.
«Смелый мечтатель с удивительно благородным сердцем», «необыкновенно живая душа… ум с богатейшей фантазией», «человек необычайно широкой души, красивого, свободного таланта» — эти характеристики, данные писателю его современниками, не преувеличены.
Инженер-путеец по образованию, Гарин-Михайловский вошел в литературу в зрелом возрасте — первый очерк был написан им в возрасте 36 лет, в печати его произведения появились только в 1892 году, когда их автору было уже сорок лет.
И очерки «Несколько лет в деревне» и автобиографическая повесть «Детство Тёмы», которыми он дебютировал, отличались зрелостью мысли, в них ставились проблемы, волновавшие в те годы передовую русскую общественность. Оба эти произведения стали событием в литературной жизни тех лет, принесли Николаю Георгиевичу всеобщее признание, он вошел как равный в среду известных русских писателей.
Вступление Гарина в литературу совпало с переходной для России эпохой, с годами ожесточенной идейной борьбы, переоценки литературного и идеологического наследия прошлого.
Стремление, прежде всего, обратиться к подлинному жизненному факту является характерной особенностью писательской манеры Николая Георгиевича. «В моей беллетристике выдуманных образов совсем нет: все взято прямо из жизни», — писал Гарин в 1894 году. Он считал, что сама действительность, ситуации и конфликты, встречающиеся на каждом шагу в жизни, делают для писателя необязательным обращение к художественному вымыслу.
Нельзя не сказать, что, вступив на путь литературной деятельности, завоевав признание и авторитет в этой области, Гарин никогда не оставлял своей практической деятельности инженера — путейца. Постоянные разъезды, экспедиции, изыскания в известной мере мешали его труду писателя. Биографы отмечают, что ему приходилось создавать свои произведения второпях, иной раз отказываться от тщательной отделки их, что замыслы Гарина часто бывали интереснее их воплощения, что он «рассказывал превосходно и, нередко, лучше, чем писал».
Именно обилие жизненных впечатлений, и определили «пристрастие» писателя к «малому жанру» очерка или рассказа-очерка.
Жанр очерка открывал широкие возможности для обращения писателя к читательской аудитории, для лирических и особенно публицистических отступлений, очень важных для Гарина, всегда стремившегося откликнуться на злобу дня, поделиться с читателем своими соображениями и выводами.
Картины нищеты, голода, страданий миллионов людей, обреченных на смерть, не ждущих и не получающих никакой помощи, встают перед читателем в таких очерках писателя, как «Путешествие на луну», «Сочельник в русской деревне», «На ходу», «На селе», «Коротенькая жизнь». В них писатель раскрывает природный ум, пытливость, жажду знания, живущую в народе.
В 1897 году Михайловский получил от Петербургского географического общества предложение присоединиться к северокорейской экспедиции. В составе экспедиции Николай Георгиевич работал в Корее и Маньчжурии, где собрал ценные географические сведения о малоизведанных территориях.
За время путешествия Михайловским было записано около 100 корейских сказок, легенд и мифов. Впервые они были изданы в 1903 году. Записи Михайловского оказались самым значительным вкладом в корейскую фольклористику.
Путевые очерки «Вокруг света», «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» стали также результатом его путешествия.
Судьбы молодого поколения особенно тревожили писателя. В чем причина низкого умственного и нравственного развития молодежи, ее практической и теоретической неподготовленности к полезной деятельности? В чем корни инертности, отсутствия прочных связей с жизнью, живых интересов и стремлений?
На эти вопросы Гарин даёт ответ в цикле автобиографических повестей: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры».

Чем бы ни занимался Николай Георгиевич: строительством очередной железной дороги, изданием журнала, литературным творчеством или преобразованием сельского хозяйства, он отдавался делу с таким энтузиазмом, с таким юношеским задором, что чаще всего самые невероятные проекты осуществлялись.
Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года, в Петербурге, на редакционном заседании журнала «Вестник жизни», где читалась его пьеса «Подростки».
«Счастливейшая страна Россия, — говорил он за несколько дней до смерти, — сколько интересной работы в ней, волшебных возможностей …»
Николай Георгиевич Гарин — Михайловский оставил после себя великие дела, талантливые книги…
Новосибирцы увековечили память о своем основателе, назвав в честь него площадь, станцию метро. А ещё в Новосибирске именем Николая Георгиевича Гарина — Михайловского названа наша библиотека!

Галина Егорова