Арт — встреча «Я только морем жил», посвященная 205-летию со дня рождения И. К. Айвазовского

«Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моею кистью».
Айвазовский И. К.

Друзья, мы приглашаем вас на арт — встречу «Я только морем жил», посвященную Ивану Константиновичу Айвазовскому.
В этом году исполняется 205 лет со дня его рождения.
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – всемирно известный русский живописец армянского происхождения. Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.
Айвазовский вырос в Крыму, на берегу моря, в многодетной армянской семье.
Страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств.
Он с детства любил и понимал море, а потом научился блестяще передавать в картинах изменчивую морскую стихию.
Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство сократило ему академический курс на два года.
Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом.
Как один из лучших студентов Академии художеств Айвазовский в 1840 году получил командировку в Италию. Там он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.
После командировки Айвазовский возвращается в столицу.
Петербург встретил Ивана Константиновича как триумфатора. Он был удостоен звания академика живописи, а несколько дней спустя его причислили к Главному морскому штабу в звании «первого живописца» с правом носить морской мундир.
Художнику было поручено написать виды приморских городов Кронштадта, Ревеля, Петербурга и крепостей Свеаборг и Гангут. Наш герой с энтузиазмом взялся за новую работу и за несколько месяцев выполнил её.
В своих картинах «Смольный монастырь. Закат солнца», «Ревель», «Кронштадт. Форт», «Император Александр I», «Свеаборг», «Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 года» он прославил мощь и величие русского флота.

В 1845 году вместе с экспедицией Айвазовский побывал у берегов Турции, Малой Азии. Возвратившись, он уезжает в Феодосию: «Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по Родине – меня тянет в Крым, к Черному морю».

В Феодосии он построил большой дом-мастерскую, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин.
Основал картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, построил несколько храмов и часовен.
Он много и плодотворно работал. Почти ежегодно бывал он со своими выставками в Петербурге и других городах России, выезжал за границу. Там он прославил русскую школу живописи.
В мае 1854 года, в период Крымской войны, художник устроил выставку «морских баталий» для поднятия духа русских солдат. Особенно замечательными были полотна, посвящённые обороне Севастополя: «Вход в Севастопольскую бухту», «Севастопольский рейд», «Севастополь во время Крымской войны», «Синопский бой».
Одной из лучших своих работ мастер считал картину «Чесменский бой», написанную в честь сокрушительной победы русских моряков над турками в 1770 году в Чесменской бухте Средиземного моря.
Художник изобразил эпизод битвы, когда капитан одного из русских кораблей поджёг своё судно, чтобы от него загорелись остатки вражеской флотилии, уже серьёзно пострадавшей во время боя, а сам вместе с командой эвакуировался на шлюпке. Подожжённый корабль взрывается, турецкие судна горят, русские моряки предвкушают грандиозную победу в битве. На картине видно объятые пламенем корабли, взлетающие обломки, огромные клубы дыма, которые смешиваются с тёмно-серыми облаками. А в небе спокойно висит бело-жёлтая луна, словно отрешённый наблюдатель бурных событий.

Стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу.

В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга» и «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека.
Картину «Девятый вал» Иван Константинович выставил в Москве. Многие критики сразу назвали полотно шедевром.
Художник изобразил раннее утро. Ночью на море была буря. Первые лучи солнца освещают дикие громады волн, готовых обрушиться на горстку людей, ищущих спасение на обломках мачты.
Айвазовский нашёл точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления: золотой свет солнца, разгорающийся над людьми, усиливает её общий оптимистический характер. Мы верим, что моряки спасутся.

В 1860-е годы Иван Константинович много своих работ посвятил великолепной крымской природе: «Вид из Ливадии», «У берегов Ялты», «Морской вид», «Феодосия. Закат солнца», «Вид моря с гор», «Море».

Особого внимания заслуживает картина «Море» 1864 года. На картине видно, как волны в стремительном беге разбиваются о камни. По небу мчатся страшные косматые тучи. В просвет выглянул чарующий свет луны и озарил море, корабль, переживший бурю, и дальний скалистый берег с крутыми обрывами, расщелинами и каменной россыпью на кромке прибоя. Лунный свет подчеркнул форму и направление движения волн, написанных мастерски, лёгким касанием кисти. Эта картина считается лучшей работой Айвазовского.
Зимой 1899 года Айвазовский провёл свою последнюю выставку работ в Петербурге. В начале 1900 года он возвратился в Феодосию и начал готовиться к поездке в Италию.

Утром 18 апреля 1900 года Иван Константинович чувствовал себя здоровым, поставил на мольберт чистый холст и приступил к работе над картиной «Взрыв корабля».
В центральной части он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых чётко просматриваются обломки мачт, летящих в воздухе от произведённого взрыв.
Завершение полотна уставший мастер отложил на завтрашний день.
Наступил час обеда, после которого художник отправился на обычную прогулку, зашёл в гости и засиделся до позднего вечера. Вернувшись домой, он лёг спать и больше не проснулся.
Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте…
Исследователи творчества Айвазовского утверждают, что все его картины написаны всего четырьмя красками. В это трудно поверить: на каждой картине море предстает перед нами в новом облике, и оттенки синего, зеленого, коричневого, розового — разные. Красочная гамма радует глаз!
Согласно завещанию художник погребен в Феодосии. Надпись на его могиле гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

Имя Ивана Константиновича Айвазовского стоит в ряду самых известных русских живописцев, а его шедевры украшают лучшие музеи мира и являются гордостью отечественной школы живописи.

Галина Егорова