Информационная акция «Книга научная – значит не скучная», посвященная Дню российской науки

День российской науки отмечается 8 февраля. Это праздник академистов, профессоров и студентов, решивших связать свою жизнь с научной и исследовательской деятельностью.
История праздника начинается с времён Петра I. По его велению 8 февраля 1724 года издан указ о развитии науки в России, а затем открыта Российская Академия наук. К 275-летию со дня её основания и решено было проводить День науки.
Наша страна очень богата уникальными научными именами и открытиями. Ломоносов, Павлов, Менделеев, Перельман… В последние годы увеличилось количество молодых учёных, в некоторых направлениях оно превышает 50%. Приоритетные направления современной российской науки: обработка и хранение большого объёма информации, создание и применение новейших материалов, искусственный интеллект, применение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
Зачем надо популяризировать науку? Казалось бы, ответ ясен: научно-популярная литература нужна молодёжи, которая осваивает азы научных знаний. Люди старшего поколения помнят, как в детстве зачитывались брошюрами с интригующими названиями: «Было ли начало мира?», «Необыкновенные небесные явления», «Неслышимые звуки». Среди любимых книг были тома «Занимательной физики». Языком, понятным школьникам, учёные и научные журналисты рассказывали про тайны мироздания, мир кристаллов, происхождение гор. Порой в этих книгах были отрывки из научно-фантастической литературы. Сама эта литература, начиная с романов Жюля Верна, нередко сбивалась на популярные лекции об астрономии, геологии, палеонтологии.
Однако сочинения о науке, понятные массовому читателю, а не узкому кругу специалистов в данном предмете, нужны не только молодёжи. По словам журналиста Карла Левитина, наука страдает от так называемого «туннельного» эффекта. Понятия, которыми оперируют специалисты, математизированные способы объяснений наблюдаемых ими явлений становятся недоступными для других узких специалистов. Прогрессирующая специализация ведёт к тому, что научные знания являются достоянием всё более ограниченного круга лиц. Каждая группа учёных прокладывает свой туннель, при этом понятия не имеет о том, что происходит у соседей. В результате появления всё большего числа изолированных друг от друга «туннелей» наука может остановиться в своём развитии.
В научных работах можно найти большое количество актуальной и свежей информации. Следует обращать внимание на дату написания, чем свежее она будет, тем более новые в ней собраны сведения. Чтение специализированной литературы позволяет понять, насколько выбранная тема актуальна для общества, какие вопросы остались нераскрытыми.
Итак, если примерно вывести определение что же такое научная литература получится вот что:
Совокупность произведений печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространения в целях информирования специалистов о последних достижениях науки. Предметом содержания является сама наука – идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается законченной, если её результаты не закреплены в письменной форме для передачи другим. По видам она бывает разная: монография, сборник научных трудов, материалы конференций, тезисы докладов, научный журнал, диссертации и автореферат диссертаций. Поскольку не все люди могут воспринимать тяжелый научный текст, был придуман отдельный вид литературы:
Научно-популярная литература – рассказ о науке, явлениях и ученых в простой и доступной форме для обычного читателя, в том числе и детей. От научных текстов они отличаются простотой и доступностью, а также отсутствием необходимости обязательного рецензирования и аттестации. Поэтому их нельзя считать вводной наукой.
Характерной чертой популярного изложения научных знаний является отсутствие деталей и, прежде всего, спорных мнений. Форма этого изложения обладает художественной привлекательностью, живостью и доступностью. К научно-популярной литературе относятся сочинения о биографии деятелей науки, основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, описание путешествий, запечатленные в разных жанрах. Мы предлагаем вашему вниманию несколько научно – популярных книг из фонда нашей библиотеки:

Ламберт, Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / пер. с англ. — Ленинград : Недра, 1991. — 256 с. : ил. — ISBN 5-247-01726-9 (в пер.)
В иллюстрированной книге общедоступно развёрнуто древо человека и его ближайших родичей: предков приматов, антропоиды, человекообразные, ранние люди, человек прямоходящий, неандерталец, и современный человек. Показано, как в процессе эволюции возникли и трансформировались основные органы и физиологические системы человеческого организма. Приведены современные палеоантропологические и археологические методы исследования и анализа доисторических антропоидов по их ископаемым остаткам. Иллюстрации связаны с текстом и являются основным содержанием книги. Книга Дэвида Ламберта о человеке как бы дополняет написанный этим же автором и выпушенный ранее научно-популярный обзор «Доисторическая жизнь».
Как известно древние люди изначально жили в пещерах. К ним сейчас и перейдём.

Сифр, М. В безднах Земли / М. Сифр. — Москва : Прогресс, 1982. — 236 с. : ил. — (в пер.)
Французский учёный Мишель Сифр предлагает нам книгу, посвящённую различным вопросам спелеологического исследования. Спелеология – комплексная отрасль знаний, наука о пещерах, изучающая их происхождение, микроклимат, скрытые в них реки и озёра, следы пребывания доисторического человека в пещере. Эта книга ещё и об использовании пещер в качестве природных исследовательских лабораторий (эксперимент с 205-дневным пребыванием в пещере Миднайт). По другому они могут называться естественными колодцами, шахтами, пропастями. Это карстовые пещеры – уходящие в бездны Земли. В данной книге автор затрагивает важный круг проблем: вопросы подземной гидрографии, гидрологию и гляциологию. Здесь вы можете узнать всё о пропасти Скарассон и её леднике; о пропасти Карасук; о подземной системе Пиаджа-Белла; о пропасти Каппа и т.д.
А в пещере можно было найти какой-нибудь камушек. И повезёт если он очень редкий и ценный. Разобраться в этом многообразии поможет наша следующая книга:

Ферсман, А. Е. Занимательная минералогия : очерки / А. Е. Ферсман ; редактор Ю. И. Смирнов. — Ленинград : Детская литература, 1975. — 236 с. : ил. — (Для младшего и среднего возраста).
Ферсаман Александр Евгеньевич — российский и советский минералог, кристаллограф, геохимик, профессор, академик РАН и вице-президент АН СССР. Редактор журнала «Природа» с момента его основания. Лауреат Премии им. В. И. Ленина за научные работы, Сталинской премии I степени.
Книга разделена на две части: первая знакомит со свойствами и природным образованием камня. Вторая же рассказывает о повседневном использовании камня в промышленности и хозяйстве. Мрамор, глина и кирпич, железо, золото, всё о солях, разные виды угля, колчедан, редкие элементы. Ну и как же обойтись без красоты. Вам представлены алмаз, горный хрусталь, топаз и берилл, изумруды и прочие приятные камушки. Особый раздел «Минеролог-любитель» научит вас собирать минералы, определять их вид, а главное правильно их хранить. Для понимания присутствует объяснение специальных терминов.
В пещерах мы уже побывали. Камней насмотрелись, теперь предлагаю нырнуть в океан.

Океан сам по себе и для нас / Ч. Дрейк [и др.] ; редактор А. Е. Сузюмов ; перевод с английского В. В. Голосова. — Москва : Прогресс, 1982. — 469 с. : ил. — (в пер.)
Книга написана учёными-океанологами США. Но это не научный трактат. Она для всех, кому интересен океан. В 22-х главах рассказано об свойствах океана. Такие как волны и приливы, обитатели моря, течения, глубоководные отложения, круговорот химических веществ, океанические бассейны и прочие. И конечно же какие ресурсы он даёт человеку, каково влияние на мировую экологию. Сюда вложена красивая карта рельефа Земли.
Обитатели морей по своему прекрасны, но давайте вернёмся на сушу. Притом на ту, которая существовала много лет назад.

Аугуста, Й. Исчезнувший мир / Й. Аугуста ; перевод с чешского А. В. Заварзина. — Москва : Недра, 1979. — 191 с. : ил. — (Библиотечная серия).
Чешский учёный, профессор, доктор наук знакомит читателей с животными и растениями давно прошедших геологических эпох. Кто такие бизоны, бранхиозавры, платеозавры, уинтатерии. А как вам названия древних деревьев: гинкго, диктиофиллум, невроптерис, мариоптерис и прочие. На самом деле флора и фауна меняются постоянно. И чтобы в них разбираться, нужно прочитать книгу. Кстати по поводу сложных названий. Не пугайтесь, это просто разные виды динозавров и папоротников. Для вашего удобства в конце есть предметный указатель.
Вот мы с вами всё время говорим о земле и её обитателях. Не пора ли посмотреть вверх. Взлетаем к звёздам.

Перельман, Яков Исидорович (1882-1942). Занимательная астрономия / Я. И. Перельман ; ответственный редактор О. Климова. — Москва : АСТ, 2015. — 288 с. — (Перельман: занимательная наука). — ISBN 978-5-17-088665-4 (в пер.) .
Звёздный мир всегда увлекал людей загадочной природой. Книга знакомит с отдельными вопросами астрономии, с её научными достижениями, рассказывает о вялениях звёздного неба. Здесь вы узнаете всё о Луне, Марсе, Меркурии, Сатурне. Видны ли звёзды днем, почему они мерцают, почему они кажутся неподвижными, звёздные расстояния и многое другое. Издание богато иллюстрировано.
Вторая книга, которая позволит переместиться в небеса, связанна с ракетами.

Романов, Александр Петрович. Конструкторы / А. П. Романов, В. С. Губарев. — Москва : Политиздат, 1989. — 367 с. : фото. — ISBN 5-250-00431-8 (в пер.)
Имена С.П. Королева, В.П. Глушко, М.К. Янгеля знает весь мир. Но мало кто помнит, что первая советская ракеты выпушена в космос в 1933 году. А в 1957 полетели первые космические спутники. Космонавты и авиаконструкторы в форме интервью рассказывают о перегрузках при взлёте, катапультировании, невесомости, самолётах и планёрах собственной конструкции. «Самому строить, самому летать» и «Ракеты победят пространство» — их главные лозунги.
Дорогие коллеги – библиотекари! В преддверии Дня российской науки, предлагаем вам поддержать нашу информационную акцию и сделать обзор тех научных книг, которые есть в фонде ваших библиотек. Желаем вам успехов!

Маргарита Черкашина.