«Писатель, потрясающий душу»

 

Мы совершенно уверены, что среди наших читателей есть поклонники творчества Федора Михайловича Достоевского. Специально для них,  ну и, конечно, для всех тех, кто не успел в свое время достаточно хорошо познакомиться с творчеством этого великого русского писателя мы подготовили обзор 9-ти его великолепных произведений.

1. «Идиот»

«Идиот». Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя…

2. «Братья Карамазовы»

Последний, самый объемный и один из наиболее известных романов Ф.М. Достоевского обращает читателя к вневременным нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии, сострадании и милосердии. Книга, которую сам писатель определил как «роман о богохульстве и опровержении его», явилась попыткой «решить вопрос о человеке», «разгадать тайну» человека, что, по Достоевскому, означало «решить вопрос о Боге». Сквозь призму истории провинциальной семьи Карамазовых автор повествует об извечной борьбе Божественного и дьявольского в человеческой душе. Один из самых глубоких в мировой литературе опытов отражения христианского сознания,  «Братья Карамазовы» стали в XX веке объектом парадоксальных философских и психоаналитических интерпретаций.

3.  «Преступление и наказание»

Одно из «краеугольных» произведений русской и мировой литературы, включенный во все школьные и университетские программы, неоднократно экранизированный роман Достоевского «Преступление и наказание» ставит перед читателем важнейшие нравственно-мировоззренческие вопросы — о вере, совести, грехе и об искуплении через страдание. Опровержение преступной «идеи-страсти», «безобразной мечты», завладевшей умом Родиона Раскольникова в самом «умышленном» и «фантастическом» городе на свете, составляет основное содержание этой сложнейшей, соединившей в себе несколько различных жанров книги. Задуманный как «психологический отчет одного преступления», роман Достоевского предстал перед читателем грандиозным художественно-философским исследованием человеческой природы, христианской трагедией о смерти и воскресении души.

4.  «Униженные и оскорбленные»

«Униженные и оскорбленные» — первое большое произведение, написанное Федором Михайловичем Достоевским после возвращения с сибирской каторги. Обращаясь к жизни городского дна, Достоевский во многом следовал традициям западноевропейской литературы середины XIX века, особенно сочинениям Чарльза Диккенса и Эжена Сю с их запутанными причудливыми сюжетами, загадками, обманами и тайными преступлениями. И в то же время этот «роман из петербургской жизни» выдержан в традициях «натуральной школы» с ее обостренным вниманием к личности персонажей и строго правдивым изображением действительности. Здесь же особенно заметен тот глубокий психологизм в разработке характеров, который получит развитие в дальнейшем творчестве писателя.

5. «Бесы»

Это — безусловно, роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту-писателя, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.

Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, Достоевский предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о «неправильном» общественном устройстве идет речь в романе — душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.

6. «Игрок»

Судьба под маской любви или страсти к картам или рулетке играет с тобой в кошки-мышки, и ты не сможешь уклоняться от ударов, прикрывать душу и прятаться от ее взгляда. Ты погиб. Ты погибнешь в любом случае, ты не сможешь убежать, потому что живешь между равновеликими по разрушающей силе величинами. И все же любовь сильнее, она усиливает иммунитет к тщетной борьбе с судьбой, часто дарует благодать принять жизнь и самого себя.

Читать Достоевского! Чтобы попросить свою любовь: будь со мной, я устал убегать. Я ни о чем тебя не прошу — только будь со мной, пока угроза судьбы не пройдет стороной еще раз. Последний раз. Будь со мной.

7. «Записки из подполья»

«Записки из подполья» — увертюра Достоевского к его пятикнижию; в повести нашли свое выражение великие прозрения художника-мыслителя; здесь впервые в русской литературе сформулированы основы философии экзистенциализма. «Записки из подполья» — повесть точно поставленных вопросов и точно найденных интонаций. Боль пронизывает слово героя, оно бьется в стремительных перепадах его настроений, в бесконечных волнениях, в тягостных переживаниях и в неразрешимых тупиках.

8.  «Бедные люди»

Книга простая — и болезненная в своей простоте. Книга, из которой наряду с «Шинелью» Гоголя вышла «вечная тема» всей российской литературы — тема «маленького человека», раздавленного безжалостной силой бытия. «Бедные люди» — книга, которую, читают однажды — а потом перечитывают всю жизнь…

9. «Подросток»

«Подросток». Книга, в которой основная тема творчества великого Достоевского — тема судьбы человека, психологически и духовно не укладывающегося в привычные рамки, — обрамлена запутанным, почти «детективным» сюжетом, достойным классического «романа тайн».

Книга не просто гениальная, но еще и бесконечно глубокая.

«Отцы и дети» по Достоевскому?

Или — интеллектуальный остросюжетный роман?

Быть может, то и другое одновременно?