Литературно-музыкальная гостиная «Поющий нерв эпохи»,посвященная 85-летию В. С. Высоцкого

Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня в нашей библиотеке открыла двери литературно-музыкальная гостиная «Поющий нерв эпохи», посвященная 85-летию Владимира Семеновича Высоцкого, поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя легендарных песен.
Сегодня в нашем уютном читальном зале мы вспоминали о том, каким был Владимир Семёнович, слушали его пронзительные стихи и незабываемые песни.
В этом году Высоцкому исполнилось бы 85 лет, но до этого дня Владимиру Семеновичу, увы, не суждено было дожить:
Прожив сорок два с половиной года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века: «Мне есть, что спеть перед всевышним…».
Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости. Его песнями заслушивались наши мамы и папы, его хриплый голос летел из каждого окошка… «Кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт…».
Конечно, сейчас Высоцкого слушают гораздо меньше — меняются времена, появляются новые исполнители. Но Высоцкий — над временем. И в то же время — всегда со временем идет в ногу, потому что то, о чем он говорил, пел — и сейчас значит очень многое.
Его жизнь и творчество связаны с театром, кино, поэзией, музыкой, песнями… Известно, что о нем ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни альпинистом, ни шофером, ни простым рабочим парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа получалось так убедительно, что слушатели верили.
Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждая его песня, стихотворение — это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьезно или насмехается. В судьбе Владимира Семёновича было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование его концертной деятельности, запрещение на выезд за границу и даже уголовное дело.
Но он не мог не петь, не выступать: «Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду, только не порвите серебряные струны».
И рвали, и втаптывали, и поливали. А Высоцкий отвечал новыми песнями и стихами.
Суровый, мужественный, гордый, резкий, бескомпромиссный, неистово гневный, насмешливый — таким видели поклонники Высоцкого. Но друзья знали его и иным: заботливым, преданным, щедрым, гостеприимным, нежным, ласковым, любящим.
А любовь для него – чудо, надежда, счастье, без нее – нет жизни:
«Я дышу, и, значит, я люблю.
Я люблю, и, значит – я живу».
Его талант актера раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где Высоцкий работал с 1964 года и до конца жизни. Самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом! «Гамлет — это моя любимая роль, — говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким».
Народный артист России В. Б. Смехов вспоминал: «В 1980 году на служебном входе раздался звонок. Шутник спросил по телефону: «Кто у вас сегодня играет Высоцкого?» И вахтер, не моргнув, ответил: «Гамлет!»» Он настолько слился с Гамлетом, что мог жить и разговаривать от имени своего персонажа в любых условиях и при любых обстоятельствах. Его Гамлет в черном свитере с гитарой в руках — был он сам, в борьбе с противоречиями своего непростого времени, стремящийся обнажить его рубцы и раны, осмыслить и понять творимое вокруг. Его монолог «Быть или не быть?» — был монологом обреченности. «Быть» — значит смириться со злом и жить жизнью несправедливой. «Не быть» — противодействовать бытию и все равно погибнуть, потому что жизнь сильнее».
Но самой известной и, пожалуй, самой любимой всеми ролью, была роль Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Книжного Жеглова называли «первым отрицательным образом в советской милицейской литературе». И сам Высоцкий, приступая к работе над фильмом, говорил, что герой привлекает его именно своей неоднозначностью: «мы не понимаем про Глеба, нравится он нам или нет».
Создавая Жеглова, Высоцкий чуть ли не впервые, что называется, вырвался на волю. А вырвавшись, проявил невиданную на съемочной площадке волю творческого порядка. Он подсказывал другим исполнителям «характерность», он диктовал своим поведением в кадре ритм всего эпизода. А однажды, как рассказывают, в отсутствие режиссера, сам снял подряд кадры с «жестом» — тем жестом Жеглова, который, кажется, все помнят: большой палец, даже в воздухе — как на плоскости. Со стороны могло показаться — трюкач. Но монтажное распределение этих кадров дало определенный смысловой и пластический стержень не только роли, но и фильму в целом. Высоцкий ни разу не сделал этого жеста зря. Он точно определил моменты, когда именно этим жестом Жеглов коротко заявляет свою правоту и начало действий.
Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов — не выдуманный персонаж. После показа фильма ещё долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову». Невероятное обаяние актера сделало сыщика одним из самых знаменитых киноперсонажей: реплики Жеглова буквально растащили на цитаты.

Темп жизни Высоцкого был необычайно стремителен. Он всегда жил очень быстро. Быстро работал, быстро ел, быстро передвигался, на сумасшедшей скорости водил машину, не выносил поезда, летал самолетом. В конце жизни этот темп достиг предела.

За год до своей смерти, день в день, 25 июля 1979 года Владимир Высоцкий пережил клиническую смерть. Это случилось на гастролях в Бухаре.
Это были обычные гастроли. Артиста в Узбекистане боготворили. Было запланировано несколько концертов в разных городах, где его с нетерпением ждали тысячи зрителей. Долгие изматывающие переезды и жара, как никогда, были опасны для его здоровья.
Но он боролся до последнего. Играл в театре, не оставлял своего Гамлета, пока мог стоять на сцене и произносить текст! Вениамин Смехов вспоминает, что играл смертельно больной Высоцкий гениально, и ни один человек в зрительном зале не догадывался, что за кулисами дежурят врачи скорой помощи, что перед каждым выходом на сцену артисту делают уколы, что свой знаменитый монолог Гамлет-Высоцкий произносит последний раз.
Поэт умер в 1980 году, когда в Москве проходила Олимпиада, и власти хотели, чтобы похороны прошли тихо и незаметно. Всего две газеты, «Советская культура» и «Вечерняя Москва», дали два коротких сообщения о том, что умер Владимир Высоцкий, да еще над кассой Театра на Таганке вывесили записку с этими же словами: «Умер Владимир Высоцкий». А дальше свое дело сделало сарафанное радио. Проститься с поэтому пришли десятки тысяч человек. Траурная очередь растянулась от Таганки до стен Кремля. Люди часами стояли на палящем солнце, чтобы положить цветы к гробу.
Именем Владимира Высоцкого названы 20 скал, ледники, речные пороги и каньоны… А еще во многих городах России есть улицы Высоцкого, в честь него названы корабли, самолеты, 200-метровый небоскреб и даже астероид 2374 Vladvysotskij. Народная память и народная любовь преодолевает любые запреты и табу.
Надеемся, что наша теплая встреча с читателями и разговор о творчестве Владимира Семёновича Высоцкого оставила след в душе всех гостей библиотеки, и, возможно, придя домой, они захотят еще раз перечитать строки из его стихотворений или просто послушать его песни:
«Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой».

 

Галина Максимова