«Как я провел лето»: русские писатели на даче.

Лето — время дачное… Многие из нас с нетерпением ждут окончания рабочей недели, чтобы отправиться на дачу, к чистому опьяняющему воздуху, невероятной зеленой траве и убаюкивающему щебетанию птиц! Эх, эта дача! А вы знаете, дорогие друзья, многие известные писатели очень ценили дачный покой и жизнь вдали от городской суеты. Именно об этом наша сегодняшняя статья…

Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Николай Некрасов… Да, да, они не только делили тесный небосклон отечественной литературы, но и соседствовали на дачах, которые были расположены недалеко друг от друга — в Лесном и Парголове. Сейчас это трудно себе представить, но там, где сегодня сплошной стеной стоят высотки и проносятся на большой скорости автомобили, когда-то, в середине XIX века неспешным шагом прогуливались гении отечественной критики, поэзии и прозы.

В прошлом местность, принадлежавшая Лесному институту, пользовалась славой самой здоровой из всех ближних столичных окрестностей и вполне устраивала средние слои петербургского населения. «…Кому нужны дачи не дорогие, но удобные, кто должен ежедневно отправляться в Петербург на службу и заботиться о том, чтоб издержки на ежедневные, неизбежные поездки были как можно умереннее, — для тех всего удобнее жить за Лесным институтом или на пути туда…» Так писал в одном из фельетонов «Литературной газеты» её постоянный сотрудник Н. А. Некрасов, а он хорошо знал столичные окрестности.

Опыт Белинского-дачника оказался не совсем удачным. Следуя совету своего доктора обязательно выехать из Петербурга, он в 1844 году арендовал неказистую лачугу на территории Лесного. Сестра супруги писателя, Агриппина Васильевна Орлова оставила следующие воспоминания, в которых живописала это летнее пристанище: «Дача у нас была омерзительная, построенная из барачного леса и оклеенная жалкими обоями. Ветер гудел беспрепятственно под полуотклеившимися обоями; в комнате было так холодно, что мы все трое с ногами усаживались на диван и с нами две молодые собачонки, чтобы лучше согреться, и со стола не снимали самовара. Белинский говорил, что на даче благоденствуют только собаки и я».

Все превратности дачного быта скрашивали каждодневные встречи с Иваном Сергеевичем Тургеневым и походы за грибами.

«Я также нанял дачу в 1-м Парголове, – вспоминал Тургенев , – и до самой осени почти каждый день посещал Белинского. Я полюбил его искренне и глубоко; он благоволил ко мне». Белинский о многом расспрашивал своего молодого друга, слушал, возражал, развивал свои мысли — «и всё это он делал, — как утверждает Тургенев, — с какой-то алчной жадностью, с каким-то стремительным домогательством истины», а его страстная натура «высказывалась в каждом слове, в каждом движении, в самом его молчании; ум его постоянно и неутомимо работал…»

Неподалеку жил Николай Алексеевич Некрасов. Его дачное жильё стояло близ Муринской заставы на Парголовской дороге. Простая изба, обычно отдаваемая внаём огородникам, принадлежала крестьянину Ермолаю Иванову. Часто беседа Белинского и Тургенева , начавшаяся на прогулке в лесу, продолжалась в доме у Белинских за вечерним чаем. К этому времени приходил и Некрасов. По воспоминаниям А. В. Орловой , он внимательно слушал, иронически улыбался, стараясь не вступать в споры.

Современник писателей Федор Достоевский выбрал другое направление и подальше от Петербурга. Семья Достоевских обосновалась в Старой Русе. Этот живописный городок так полюбился Достоевским, что после первого лета 1872 года, проведенного здесь, они еще несколько лет к ряду приезжали сюда, а в мае 1876 года даже купили здесь дом. Анна Григорьевна вспоминала впоследствии: «Благодаря этой покупке, у нас, по словам мужа, «образовалось свое гнездо», куда мы с радостью ехали раннею весною и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью. Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного отдохновения; помню, чтение любимых и интересных книг всегда откладывал до приезда в Руссу, где желаемое им уединение сравнительно редко нарушалось праздными посетителями… Дача г. Гриббе была не городской дом, а скорее представляла собой помещичью усадьбу, с большим тенистым садом, огородом, сараями, погребом и пр. Особенно ценил в ней Федор Михайлович отличную русскую баню, находившуюся в саду… Мужу нравился и наш тенистый сад и большой мощеный двор, по которому он совершал… прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи… Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжелою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось».

В Старой Руссе Достоевский много и интенсивно работал. Здесь была написана значительная часть последнего романа — «Братья Карамазовы». Провинциальный маленький городок Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа, во многом напоминает Старую Руссу, а для жителей этого города узнаваемы были и некоторые персонажи и ситуации романа. Старая Русса — навсегда стала городом «Братьев Карамазовых». Лето 1880 г., проведенное в Руссе, было чрезвычайно насыщено творческой работой. В мае именно здесь, за две недели была написана Пушкинская речь. 22 мая Достоевский выехал из Старой Руссы в Москву, чтобы участвовать в торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину на Тверском (Страстном) бульваре.

Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Русе.

А Александр Иванович Куприн приобрел дачу в Гатчине. За небольшой деревянный дом на современной улице Достоевского— «зеленый домик», так называли Куприны свою дачу, они выплачивали кредит с 1911 по 1915 год. Куприн жил в Гатчине вместе с женой Елизаветой Морицовной, дочерью Ксенией (Зина и Лида умерли в раннем детстве), и с ними проживала няня. По свидетельству дочери писателя, это был «маленький, построенный в начале века уютный зеленый домик в пять комнат, с большой террасой и чудесными тополями вокруг».

«Я сумел создать себе полную иллюзию деревни, которую я люблю, и которая единственно создает душевный покой, настоятельно необходимый нашему брату, — рассказывал писатель о своей жизни в Гатчине. На огороде Куприн выращивал различные овощи, а над цветами производил опыты по скрещиванию. Эффектные куры и бойцовские петухи были обитателями птичника.

В 1919 году Куприн принял решение покинуть родину, а когда вернулся в 1938-м уже изможденный болезнью, дом его оказался занят жильцами. В июне он тихо поселился рядом, на даче у семьи Белогруд (ул.Чехова, д. 10). Ни Куприн, ни жена его не нашли в себе сил зайти в свой дом. А через два месяца, 25 августа 1938 года, Куприн скончался в больнице.

Дом Куприных в Гатчине

Сейчас на месте усадьбы Куприна стоит пятиэтажный жилой дом (ул. Достоевского, д.21), на боковом фасаде которого установлена доска с надписью: «В 1906 — 1919 годах в Гатчине жил и работал Александр Иванович Куприн. На этом месте находился дом писателя. Здесь созданы рассказы «Гамбринус», повесть «Яма» и другие произведения».

В 1955 году настоящей комаровской дачницей стала Анна Андреевна Ахматова.

Литфонд предоставил ей в Комарове, в переулке Осипенко, 3, маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором»: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.

В 1958 году здесь был написан «Приморский сонет».
«Здесь всё меня переживёт.
Всё, даже эти ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний.
Морской свершивший перелёт….»

Пока «будка» в 1955 году благоустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная улица, 36.

«С торца дома — высокое крыльцо, с которого попадаешь в крохотный коридорчик. Справа — маленькая кухня, слева — дверь в комнату Анны Андреевны. В комнате — маленький рабочий стол и кресло, — вспоминал Натан Готхарт. — Есть несколько стульев и табуретка. Кровать представляет собой кроватную раму с сеткой, поставленную по углам на кирпичи. На стене книжная полка, рядом с ней прикреплен небольшой женский портрет, как после я узнал, Глебовой-Судейкиной. На стене икона “Рождество Христово”. В комнате есть еще диван в виде высокого топчана. Он стоит у входа, торцом к двери, так что дверь открывается не полностью. На участке, вблизи дома, колодец. Рядом с крыльцом небольшая клумба с цветами. У забора несколько кустов бузины. Около них грядки с картошкой и различной зеленью».

Дача Анны Ахматовой в Комарово.

Известными дачниками были А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький и другие русские писатели и культурные деятели. Дача сохранила тягу русского человека к природе под неумолимым натиском цивилизации и стала неповторимым русским культурным феноменом.

…До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…». Так описывал дачный бум А. П. Чехов.

И сегодня дачная традиция переживает второе рождение. Ведь только здесь, на стыке городских привычек и живой природы, формируется этот особый притягательный и неспешный уклад жизни, объединяющий поколения.

Статья написана по материалам:

http://obelinskom.ru/ob_avtore/358-23.html

https://www.fedordostoevsky.ru/museums/russa/

https://gtn-pravda.ru/2017/09/07/kakim-bil-domik-kuprina-v-gatchine-i-bil-li-on-zelenim.html

https://wikimapia.org/20695572/ru/%D0%94%D0%B0%D1%87%D0%B0-%D0%90-%D0%90-%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%C2%AB%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%B0%C2%BB

http://futureruss.ru/intresting-facts/mysticism/dacha.html

https://serg-sklarov.livejournal.com/254986.html

Ольга Бурвиц