Блок профдиагностических методик ТЭМП

Представляем вашему вниманию блок профдиагностических методик ТЭМП (темперамент, эмоции, мышление, профессия). Он  предназначен для определения профессионального типа личности, особенностей нервной системы, мышления, эмоциональной сферы в целях осознанного выбора или смены профессии.

Преимущества представленных  методик в том, что они надежны и просты в обработке. Любой желающий может самостоятельно выполнить их и ознакомиться с результатами.

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

Ответьте  «да» или «нет» на вопросы о ваших чувствах и реакциях  в разных ситуациях, поставив  в бланке  рядом с номером вопроса + или–

1. Я  часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.

4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

5. На спор я могу  совершить необычный поступок.

6. Иногда я нарушаю свои обещания.

7. У меня часто  меняется настроение.

8. Мне нравятся азартные игры.

9. У меня бывает учащенное  сердцебиение.

10. Я часто переживаю из-за своих слов или поступков.

11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.

12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

13. Меня  легко обидеть.

14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

15. Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук.

16. Мне  приятнее  находится в компании, чем  быть одному.

17. Я долго переживаю неудачу.

18. У меня бывают  мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

19. Я люблю повеселиться в хорошей компании.

20. Мои нервы часто  натянуты до предела.

21. Думаю, что меня считают веселым  человеком.

22. Я часто мысленно возвращаюсь к завершенному делу.

23. На грубость я отвечаю тем же.

24. Я могу опоздать.

25. Обычно мне легко и приятно в шумной  компании.

26. Иногда  мне мешают уснуть разные мысли.

27. Мне проще спросить о чем-то у другого, чем прочитать самому.

28. Я часто испытываю чувство вины.

29. Мне нравится быть в центре внимания.

30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

31. Мне часто  снятся кошмары.

32. Мне легко  общаться  с незнакомым человеком.

33. Иногда мне кажется, что я  чем-то хуже других.

34. Думаю, что я – уверенный  в себе человек.

35. Меня задевает критика.

36. У меня есть кое-какие вредные привычки.

37. Я могу внести оживление в скучную компанию.

38. Я беспокоюсь о своем здоровье.

39. Я люблю подшучивать над другими.

40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.

 

Каждый отрицательный ответ на вопросы №6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста.

Подсчитайте количество  положительных  ответов на вопросы № 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39.

0-5 баллов. Ваш внутренний мир, вероятно, настолько богат и интересен, что вам хватает своего общества. При наличии способностей вы добьетесь успеха в видах деятельности, связанных с наукой, искусством, ремеслом, требующим точности, аккуратности и концентрации внимания. Потребность в общении у вас выражена меньше, чем у других людей. Вы, вероятно, очень избирательны в контактах. Вероятно, вам сложно будет работать продавцом, врачом, учителем, юристом, журналистом, менеджером. Обратите внимание на   деятельность, не связанную с интенсивным общением – исследование, программирование, конструирование, творчество, работа с текстами.

6-11 баллов. Вам нравится быть с людьми, но вам  не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только  профессии, связанные с общением, но и  требующие умения работать одному.

12-17 баллов. Потребность в общении у вас выражена больше, чем у других людей. Вам нравится быть в центре внимания. Для вас значимо мнение окружающих. Иногда ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вероятно, вам подошли бы профессии, предполагающие интенсивное общение с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами.

Если вы не только любите, но и умеете общаться, то будете успешны в любой профессии, связанной с большим количеством ежедневных встреч, переговоров, советов, консультаций. Сверхобщительность накладывает на человека  определенные ограничения. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа с компьютером, исследовательская работа, расчеты и вычисления) будет даваться вам ценой больших волевых усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество  положительных ответов на вопросы №  2, 4,  7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40.

0-5 баллов. Вашему самообладанию можно позавидовать. Вы хладнокровны и невозмутимы. Вам трудно понять переживания других. Вы, скорее, поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие риска, хладнокровия и умения контролировать себя, как будто созданы для вас, если только это не маска супермена (или супервумен). Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.

6-11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются  устойчивость и чувствительность  нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас есть потребность в общении,  обратите внимание на такие виды деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

12-17 баллов. Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Есть масса профессий, где  это качество является профессионально важным. Например, все  профессии социальной сферы. Люди искусства – художники, музыканты, артисты – также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны помочь себе обрести силу и уверенность.

ТЕСТ ЭМОЦИЙ

Каждый  из нас хотя бы раз оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы  реагируете  похожим образом, обведите  в бланке номер вопроса.

1.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.

8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.

9. Мне не раз приходилось драться.

10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

11.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.

13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

14. Я думаю, что многие люди не любят меня.

15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая  бочка.

20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю  наперекор.

21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.

22. Многие люди мне завидуют.

23. Если я злюсь, я могу выругаться.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Если не понимают слов, я применяю силу.

26. Иногда я хватаю первый попавшийся  предмет и ломаю его.

27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.

32. Я мало помогаю своим родителям.

33. На удар я отвечаю ударом.

34. В споре я часто повышаю голос.

35. Я раздражаюсь из-за мелочей.

36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.

37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.

40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.

 

Физическая агрессия 1 9 17 25 33
Косвенная агрессия 2 10 18 26 34
Раздражительность 3 11 19 27 35
Негативизм 4 12 20 28 36
Обидчивость 5 13 21 29 37
Подозрительность 6 14 22 30 38
Вербальная агрессия 7 15 23 31 39
Чувство вины 8 16 24 32 40

Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке.  Отметьте на графике восемь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.

Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии,  можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:

Физическая агрессия — вы склонны к самому примитивному  виду  агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы.  Возможно,  ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия.

Косвенная  агрессия  — конечно,  лучше ударить по столу, чем по голове  партнера.  Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду.  Ведь это прямые убытки.  Кроме того, так недолго  и  пораниться.

Раздражение —  плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком,  но  будет  разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см.  «физическая и косвенная агрессия».

Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.

Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках  других скрытый умысел,  направленный против вас.  В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия  — за словом в карман вы не полезете.  А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда  более  разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Чувство вины — вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если тест выявил у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего, необходимо знать, что этим качеством природа наделила вас более щедро, чем следовало бы. Возможно, вы умеете настоять на своем. Ваша энергия и пробивные способности помогают вам в достижении своих целей. Задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны ли вы тем, как складываются ваши отношения с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Ваша агрессивность – ваше личное дело, если вы по своей или чужой воле изолированы от всех людей. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием,  обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение.

Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

Эмоции –  самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих  жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ТИПА МЫШЛЕНИЯ

Данный  опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет  «–».

  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
  2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
  7. Я люблю играть в шахматы.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
  10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
  11. Мне нравится  все делать своими руками.
  12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
  13. Я придаю большое значение  сказанному слову.
  14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
  18. Мне интересна  работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
  19. Мне легко представить предмет или явление, которых нет в природе.
  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем  сам результат.
  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
  24. Знакомый запах   вызывает в моей памяти прошлые события.
  25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
  27. Я понимаю красоту математических формул.
  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
  32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
  33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
  37. Я легко запоминаю формулы,  символы, условные обозначения.
  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
  39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или  фильма.
  40. Я не могу  успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

 

П-Д А-С С-Л Н-О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития  данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление  свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений.  Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры.  Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают  выдающиеся спортсмены, танцоры. 

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди  науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни   представить. Благодаря особенностям такого мышления  сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный).  Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям,  политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать  развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность –  это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с  любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. Выберите профессию, которая для вас более привлекательна, и в бланке ответов рядом с ее кодом поставьте «+». Если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика. Код этой профессии — Р. Значит, в бланке ответов в строке «Р» надо поставить «+».

Р

И

С

 О

П

А

              

Автомеханик (Р) Физиотерапевт (С)
Специалист по защите информации (И) Логистик (П)
Оператор связи (О) Кинооператор (А)
Водитель (Р) Продавец (С)
Инженер-конструктор (И) Менеджер по продажам (П)
Диспетчер (О) Дизайнер компьютерных программ (А)
Ветеринар (Р) Эколог (С)
Биолог-исследователь (И) Фермер (П)
Лаборант (О) Дрессировщик (А)
Агроном (Р) Санитарный врач (С)
Селекционер (И) Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Микробиолог (О) Ландшафтный дизайнер (А)
Массажист (Р) Воспитатель (С)
Преподаватель (И) Предприниматель (П)
Администратор (О) Режиссер театра и кино (А)
Официант (Р) Врач (С)
Психолог (И) Торговый агент (П)
Страховой агент (О) Хореограф (А)
Ювелир-гравер (Р) Журналист (С)
Искусствовед (И) Продюсер (П)
Редактор (О) Музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р) Экскурсовод (С)
Композитор (И) Арт-директор (П)
Музейный работник (О) Актер театра и кино (А)
Верстальщик (Р) Гид-переводчик (С)
Лингвист (И) Антикризисный управляющий (П)
Корректор (О) Художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р) Юрисконсульт (С)
Программист (И) Брокер (П)
Бухгалтер (О) Литературный переводчик (А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитайте количество плюсов в каждой строке. 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на вашу принадлежность к одному из шести профессиональных типов.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ. Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей  для них может быть важнее, чем общение с  людьми. Материальное благополучие для них обычно  не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам

3. СОЦИАЛЬНЫЙ. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с частыми контактами с другими людьми: обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач

4. ОФИСНЫЙ. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для  других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта

6. АРТИСТИЧЕСКИЙ. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они обладают обостренным восприятием и талантом общения, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают

В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко —обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Для обоснованного выбора профессии необходимо знать ее содержание, требуемые профессионально важные качества и медицинские противопоказания. В Словаре профессий дано краткое описание профессий, упоминаемых в методике.

Словарь профессий

(приложение к методике «Определение профессионального типа личности»)

Администратор

Содержание деятельности: обслуживанию клиентов; организует эффективную работу сотрудников; контролирует сохранность материальных ценностей, оформление помещений и состояние рекламы; в случае необходимости консультирует посетителей, предотвращает и разрешает конфликтные ситуации, принимает меры к ликвидации недостатков в работе организации.

Профессионально важные качества: организаторские способности; уравновешенность, общительность; повышенные требования к вниманию и памяти;  развитое словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохой слух, нервно-психические и инфекционные заболевания.

 

Автомеханик

Содержание деятельности: занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет транспортом.

Профессионально важные качества: хорошее  внимание,  склонность к ручному труду, точность  движений,  предметно-действенное техническое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевание опорно-двигательного аппарата,  радикулит, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, деформация пальцев.

 

Агроном

Содержание деятельности: работает в сельском и лесном хозяйстве; изучает особенности растений и почвенно-климатические условия; организует выполнение мероприятий по мелиорации (улучшению) земель, получению высоких и устойчивых урожаев, рациональному использованию сельскохозяйственных и лесных угодий, рабочей силы, техники; готовит посадочный материал; внедряет  технологии по борьбе с вредителями и болезнями растений.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: аллергии на растения, химикаты, склонность к простудным заболеваниям.

 

Антикризисный управляющий

Содержание деятельности: анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия.

Профессионально важные качества: аналитические и организаторские  способности; воля, целеустремленность, ответственность, хорошее внимание и  память.

Медицинские противопоказания: выраженные нервно-психические заболевания.

 

Арт-директор

Содержание деятельности: организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала,  создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации.

Профессионально важные качества: организаторские способности; общительность; повышенные требования к вниманию и памяти; развитое словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: хронические инфекционные заболевания, большая степень тугоухости, выраженные нервно-психические заболевания.

 

Актер театра и кино

Содержание деятельности: воплощает замысел сценариста и режиссера, с помощью выразительных средств воссоздавая характер персонажа; занимается пением, танцами, ритмикой, осваивает другие элементы актерской техники, передающие характер и эмоциональное состояние своего героя.

Профессионально важные качества: творческие способности, особая эмоциональная пластичность, наблюдательность, хорошая наглядно-образная и эмоциональная  память, творческое воображение, наглядно-образное мышление.

Медицинские противопоказания: выраженных противопоказаний не имеет.

Биолог-исследователь

Содержание деятельности: изучает жизнь животных, растений, микроорганизмов, выявляет закономерности развития живых организмов; ставит опыты и проводит лабораторные исследования, на основании разрабатываются новые методы профилактики и лечения заболеваний, выводят новые породы животных и сорта растений.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: аллергии на растения, химикаты, склонность к простудным заболеваниям.

Брокер (посредник при заключении коммерческих сделок)

Содержание деятельности: заключает сделку купли-продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное  время.

Профессионально важные качества: общительность, аналитические и организаторские способности,  повышенные требования к памяти и вниманию.

Медицинские противопоказания: нервно-психические заболевания, выраженные сердечно-сосудистые заболевания и гипертония.

Бухгалтер

Содержание деятельности: ведет различные виды бухгалтерского учета (учет основных средств, материальных ценностей, расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов и т. д.); принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке.

Профессионально важные качества: ответственность, внимательность, большой объем кратковременной памяти, развитое абстрактно-символическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные нервно-психические заболевания.

 

Верстальщик текстов

Содержание деятельности: располагает набранный текст для печати газетных полос или книжных страниц в соответствии с определенными требованиями (стандартами) с помощью компьютерных программ верстки, которые автоматически выдерживают заданные параметры.

Профессионально важные качества: аккуратность, концентрация и устойчивость внимания, художественный вкус, пространственное воображение, зрительная память, наглядно-действенное практическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания рук и органов зрения.

 

Ветеринар

Содержание деятельности: оказывает врачебную и профилактическую помощь животным,  следит за санитарным состоянием мест проживания животных; проводит осмотр животных и экспертизу мяса и молока, организует и проводит дезинфекцию  ферм и помещений для хранения и переработки продукции.

Профессионально важные качества: любовь к животным, интуиция, аналитические способности, наблюдательность, хорошая память, предметно-действенное мышление, физическая выносливость.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания, аллергии.

 

Водитель

Содержание деятельности: управляет транспортом, обеспечивает правильную эксплуатацию автомобиля, выдерживает режим обкатки новой машины, заботится о своевременной смене масла, затягивает ослабевшие резьбовые соединения, по приборам систематически проверяет давление масла в системе смазки двигателя и топлива в баке, температуру охлаждающей жидкости.

Профессионально важные качества: хорошее внимание,  точная координация движений, быстрота реакции, хороший глазомер, предметно-действенное мышление, физическая выносливость.

Медицинские противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата,  нарушение вестибулярного аппарата, снижение остроты зрения и слуха, дальтонизм.

 

Воспитатель

Содержание деятельности: обеспечивает полноценное развитие детей в дошкольном учреждении; отвечает за соблюдение режима (еда, сон, закаливание, прогулка); в игровой форме развивает у детей речь, мышление, память, внимание, формирует навыки взаимодействия с другими детьми.

Профессионально важные качества: любовь к детям, организаторские способности, наблюдательность, хорошее внимание, большой объем кратковременной памяти, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные и нервно-психические заболевания.

 

Врач

Содержание деятельности: изучает человеческий организм, предупреждает болезни, ставит диагноз, назначает лечение, принимает решение о  трудоспособности человека. В больнице врачи ежедневно обходят палаты, осматривают больных, назначают и проводят обследование и лечение, организуют консультации и консилиумы.

Профессионально важные качества: любовь к людям, аналитические способности, интуиция, такт, внимание, наблюдательность, хорошее внимание, большой объем кратковременной и долговременной памяти, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные и нервно-психические заболевания,  ограничения  движений, нарушения зрения и слуха.

 

Гид-переводчик

Содержание деятельности: сопровождает группу туристов, занимается вопросами размещения в гостинице, обеспечения транспортом; знакомит туристов с программой пребывания в стране, выступая в роли посредника между туристами и страной пребывания.

Профессионально важные качества: общительность, ответственность, такт, внимательность, организаторские способности, эрудиция, предусмотрительность, хорошая память, развитое словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: дефекты внешности и речи, нервно-психические заболевания.

 

Дизайнер

Содержание деятельности: разрабатывает художественно-конструкторские проекты изделий и интерьеров в соответствии с требованиями технической эстетики; ищет удачные варианты художественного решения  предметов, участвует в  рекламных проектах.

Профессионально важные качества: способности к изобразительным видам искусства, художественный вкус и чувство стиля, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и предметно-действенное  мышление.

Медицинские противопоказания: дальтонизм, заболевания костно-мышечного аппарата, затрудняющие  свободу движений и координацию рук.

 

Дизайнер компьютерных программ

Содержание деятельности: занимается разработкой программных средств для пользователей; комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого в этой ситуации в соответствии с требованиями заказчика, участвует в  рекламных проектах.

Профессионально важные качества: аналитические и творческие способности, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и предметно-действенное  мышление.

Медицинские противопоказания: дальтонизм, заболевания костно-мышечного аппарата, затрудняющие  свободу движений и координацию рук.

 

Диспетчер

Содержание деятельности: регулирует ход производственного процесса и координирует взаимодействие всех его звеньев с помощью средств связи, сигнализации, контроля и управления, обеспечивает выполнение графиков.

Профессионально важные качества: организаторские способности,  избирательность, переключение и распределение внимания, большой объем кратковременной памяти, долговременная словесно-логическая и слуховая память, развитое словесно-логическое и предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: тугоухость, психические заболевания.

 

Дрессировщик

Содержание деятельности: длительное время приручает животное, и только потом приступает к дрессировке, умело обыгрывая повадки животного; ставит оригинальные номера для выступлений на арене, консультирует сотрудников цирка, которые по роду своей работы также сталкиваются с данными животными: следит за кормлением животных, их внешним видом, условиями их содержания.

Профессионально важные качества:  любовь к животным, уравновешенность, терпение; большой объём внимания, наблюдательность; развитые слуховая и зрительная память, наглядно-образное и предметно-действенное   мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца, гипертония, заболевания опорно-двигательного аппарата, затрудняющие  движения.

 

Журналист

Содержание деятельности: пишет статьи для газет и журналов, тексты для теле- и радиопередач; создает на основе фактического материала (интервью, репортаж с места события) небольшое, но законченное литературное произведение, благодаря которому люди будут воспринимать это событие или героя интервью так, как его воспринимает сам журналист.

Профессионально важные качества: творческие способности, общительность, ответственность, объективность, интерес к людям; хорошее  внимание, большой объем кратковременной памяти, эмоциональная память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, эрудиция,  грамотная и выразительная речь.

Медицинские противопоказания: выраженные дефекты речи и внешности, нервно-психические заболевания.

Инженер-конструктор

Содержание деятельности: руководит выполнением проектно-конструкторских работ, участвует в конструировании изделий; разрабатывает проектную и рабочую документацию, выполняет технические расчеты по проектам; составляет схемы и экономическое обоснование; участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в опытных образцов.

Профессионально важные качества: воображение, аналитические и конструкторские способности, большой объем, избирательность и устойчивость внимания, долговременная структурированная память, синтетическое мышление.

Медицинские противопоказания: деформация пальцев рук, нарушение координации движений,  выраженные нервно-психические заболевания.

Искусствовед

Содержание деятельности: работает в музеях,  учебных и научно-исследовательских учреждениях, издательствах, изучает и систематизирует произведения искусства, дает заключение о необходимости реставрации произведения, участвует в реставрационной работе, устанавливает авторство и подлинность произведения искусства.

Профессионально важные качества: художественный вкус, общая культура и эрудиция, повышенные требования к вниманию,  наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: явных медицинских противопоказаний нет.

 

Кинооператор

Содержание деятельности: снимает фильм, добиваясь с помощью операторских средств выразительности (света, цвета, композиции, точки съемки, движения камеры) точного воплощения замысла режиссера и сценариста; принимает участие в определении мест съемок, утверждении эскизов декораций и костюмов, выборе актеров на роли.

Профессионально важные качества: творческие способности, воображение, наглядно-образное и предметно-действенное мышление, образная и эмоциональная память, наблюдательность, хорошее внимание, физическая выносливость.

Медицинские противопоказания: дальтонизм, заболевания опорно-двигательного аппарата, затрудняющие координацию движений.

 

Композитор

Содержание деятельности: создает музыку, которая звучит потом с экрана и сцены, в театре и опере, заставляя людей грустить и радоваться; выражает языком музыки свои мысли и чувства, вызывая сопереживание слушателей.

Профессионально важные качества: абсолютный музыкальный слух, музыкальные  и творческие способности, богатое воображение, тонкая интуиция, образная долговременная слуховая  и эмоциональная память, образное мышление.

Медицинские противопоказания: отсутствие слуха, тугоухость.

 

Корректор

Содержание деятельности: вычитывает отредактированные тексты с целью устранения орфографических и пунктуационных ошибок, нарушений технических правил набора, недостатков смыслового и стилистического характера; проверяет правильность написания и унификации терминов, символов, единиц измерения, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте, правильность оформления таблиц, сносок, ссылок, формул, справочного аппарата, полноту библиографического описания.

Профессионально важные качества: аккуратность, грамотность, повышенные требования к вниманию, большой объем кратковременной и долговременной памяти, развитое словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженных противопоказаний не имеет.

 

Лаборант

Содержание деятельности: делает лабораторные анализы, проводит испытания, измерения, другие виды работ в научно-исследовательских, технологических учреждениях и на предприятиях при проведении исследований и разработок; участвует в сборе и обработке информации, проводит наблюдения, обрабатывает и оформляет их результаты; следит за исправностью лабораторного оборудования, осуществляет его простую регулировку и наладку.

Профессионально важные качества: концентрация и устойчивость внимания, большой объём долговременной памяти, зрительная память, развитое логическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные дефекты зрения, инфекционные заболевания, аллергии на  химикаты.

.

Ландшафтный дизайнер

Содержание деятельности: создает проекты садов и парков,  воплощая в них  свое понимание и ощущение красоты природы; отмечает на плане перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения, дорожки, террасы, архитектурные объекты, фиксируя все элементы будущего ансамбля, включая породы деревьев и состав трав на газонах.

Профессионально важные качества: художественный вкус, любовь к природе, хорошее внимание,  образная, зрительная, тактильная память, наглядно-образное и предметно-действенное  мышление.

Медицинские противопоказания: аллергия на растения, дальтонизм.

Лингвист

Содержание деятельности: составляет словари, справочники  и учебники русского языка,  занимается сравнительным языкознанием, разрабатывает научно-техническую и специальную терминологию, совершенствует орфографию, ведет научные исследования в области фонетики, морфологии, синтаксиса,  обучает  русскому языку.

Профессионально важные качества: лингвистические способности, хорошая долговременная структурированная память, хорошее внимание, развитое словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженных  противопоказаний  не имеет.

 

Литературный переводчик

Содержание деятельности: переводит художественные произведения с языка оригинала, стараясь передать неповторимый стиль автора.

Профессионально важные качества: лингвистические и литературные способности, чувство стиля, эрудиция, общая культура, хорошая долговременная структурированная память, хорошее внимание, развитое словесно-логическое  мышление.

Медицинские противопоказания: выраженных  противопоказаний  не имеет.

 

Логистик

Содержание деятельности: отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную подготовку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты.

Профессионально важные качества: общительность, организаторские способности, повышенные требования к вниманию и памяти, словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания, выраженные дефекты речи и зрения.

 

Массажист

Содержание деятельности: делает лечебный, спортивный или косметический массаж с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм; контролирует состояние здоровья своего пациента, дает рекомендации по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Профессионально важные качества: общительность, такт, физическая сила и выносливость, чувствительность рук, предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Менеджер по продажам

Содержание деятельности: проводит анализ покупательной способности населения в  регионе, рекламирует товар, используя знание психологии продаж; несет материальную ответственность за полученный товар, ведет материальную и финансовую отчетность.

Профессионально важные качества: общительность, хорошая дикция, повышенные требования к вниманию, большой объем кратковременной и долговременной памяти, зрительная память, развитые практическое и теоретическое мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные дефекты речи, тугоухость, заболевания, при которых не рекомендуется значительное  нервно-психическое напряжение.

Микробиолог

Содержание деятельности: разрабатывает и ведет технологический процесс производства медикаментов, витаминов, бактерийных и вирусных препаратов; контролирует хранение исходных штаммов и эталонов микроорганизмов, проверяет свойства микробных культур; разрабатывает методику лабораторных анализов, испытаний и исследований питательной среды; участвует в научно-исследовательской работе по разработке, освоению и внедрению в производство новых препаратов.

Профессионально важные качества: аналитические способности, повышенные требования к вниманию,  долговременная структурированная память, предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания.

 

Музейный работник

Содержание деятельности: работает в музеях; обеспечивает правильное хранение и демонстрацию предметов искусства; в пределах своей компетенции консультирует посетителей; ведет техническую документацию.

Профессионально важные качества: общая культура, наблюдательность, хорошее внимание, словесно-логическое, теоретическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: дальтонизм.

 

Музыкант

Содержание деятельности: исполняет музыкальное произведение, написанное композитором – песню, музыкальную композицию, стремясь донести до слушателя замысел композитора; владеет навыками исполнения музыкальных произведений с использованием различных приемов игры и импровизации.

Профессионально важные качества: творческие способности целеустремленность, терпение, творческие и музыкальные способности, музыкальный слух, чувство ритма, образная долговременная слуховая память, эмоциональная память, образное мышление, хорошая координация рук.

Медицинские противопоказания: тугоухость.

 

Оператор связи

Содержание деятельности: ведет прием, обработку, отправку и выдачу  корреспонденции, прием и выдачу денег по переводам, прием и обработку заказов на междугородние телефонные разговоры; ведет учет и хранение денег и других ценностей; контролирует поступление  переводов; выдает почтальонам корреспонденцию и контролирует ее доставку.

Профессионально важные качества: хороший слух,  распределение и переключение внимания, большой объем кратковременной памяти,  словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания нервной системы, зрения, слуха, ограниченность движений рук.

 

Официант

Содержание деятельности: готовит зал ресторана к приему посетителей – отбирает посуду, приборы, столовое белье, сервирует столы, создает чувство комфорта и защищенности; встречает посетителей, предлагает меню, выполняет заказ, контролируя правильность исполнения заказа и внешний вид  блюд.

Профессионально важные качества: общительность, воспитанность, эстетический вкус, уравновешенность, хорошая дикция и внимание, большой объем кратковременной и долговременной памяти, зрительная память, практическое  мышление.

Медицинские противопоказания: дефекты речи и внешности, плохой слух, инфекционные и нервно-психические заболевания.

 

Певец

Содержание деятельности: исполняет песни различных жанров, стилей, направлений в музыкальных коллективах или один; использует  разные выразительные средства – голос, интонацию,  искусство танца, актёрское мастерство.

Профессионально важные качества: красивый, сильный голос, чистая дикция, хороший вкус, музыкальные способности (хороший слух, музыкальная память, чувство ритма), артистические способности,   образная и эмоциональная  память.

Медицинские противопоказания: заболевания голосовых связок, хронический ларингит.

Предприниматель

Содержание деятельности: анализирует рынок товаров и услуг; изучает ситуацию на рынке товаров и услуг, спроса и предложения; выбирает направление предпринимательской деятельности и просчитывает ее эффективность; организует свой бизнес и управляет, принимая решения и отвечая  за их последствия; оформляет необходимую документацию.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, умение находить общий язык с людьми, эмоциональная устойчивость,  склонность к риску, ответственность, умение быстро принимать решения, хорошие память и  внимание.

Медицинские противопоказания: нервно-психические заболевания, эмоциональная неустойчивость.

 

Преподаватель

Содержание деятельности: преподавание общеобразовательных предметов в школе, спецпредметов – в учреждениях  начального профессионального, среднего специального и высшего образования.

Профессионально важные качества: любовь к детям, организаторские способности,  уравновешенность, общительность, повышенные требования к вниманию и памяти, словесно-логическое  мышление.

Медицинские противопоказания: нервно-психические, инфекционные заболевания, дефекты речи, выраженные физические недостатки.

 

Продавец

Содержание деятельности: получает товар, расставляет продукцию на прилавке и в зале магазина, принимает чеки, отпускает товар, отслеживает наличие продаваемых товаров, отвечает на вопросы покупателей.

Профессионально важные качества: общительность, уравновешенность, хорошая дикция и внимание, большой объем кратковременной и долговременной памяти, зрительная память, практическое  мышление.

Медицинские противопоказания: дефекты речи, плохой слух, инфекционные и нервно-психические заболевания.

 

Продюсер

Содержание деятельности: финансирует проект в области искусства, науки, культуры, спорта на своих условиях.

Профессионально важные качества: целеустремлённость, умение работать с людьми, сила воли, готовность  рисковать,  аналитические способности, интуиция.

Медицинские противопоказания: выраженных противопоказаний не имеет.

Программист

Содержание деятельности: разрабатывает технологии решения задач по обработке информации средствами вычислительной техники; определяет объем и структуру информации, схемы ее ввода и обработки, выбирает язык программирования; выясняет возможность использования готовых программных продуктов; разрабатывает инструкции по работе с  программами, оформляет необходимую техническую документацию.

Профессионально важные качества:  интуиция, терпение, хорошее внимание, долговременная  структурированная  память, абстрактно-логическое  мышление.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания глаз, нарушение точной координации движении

 

Психолог

Содержание деятельности:  в соответствии со специализацией (социальная, возрастная, клиническая,  психология труда,  семейных отношений и т. д.) помогает человеку в решении психологических проблем; определяет  особенностей характера и мышления, используя в работе  индивидуальные и групповые формы работы; технологии и ресурсы своей личности.

Профессионально важные качества: любовь и интерес к людям, аналитические способности, такт, способность к сопереживанию, хорошее внимание, наблюдательность, развитая образная память, словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохие зрение и слух, выраженные нервно-психические и инфекционные заболевания, высокая эмоциональная неустойчивость.

 

Редактор

Содержание деятельности: редактирует различные виды литературы; рассматривает рукописи и рецензии на них; делает заключение о возможности издания рукописи; проверяет выполнение авторами замечаний рецензента, комплектность представленного материала, правильность цитат и фактических данных; совместно с автором и техническим редактором определяет место иллюстративного материала; проверяет сигнальные экземпляры.

Профессионально важные качества: чувство слова, общая культура и эрудиция, ответственность, повышенные требования к вниманию, долговременная структурированная память, словесно-логическое  мышление.

Медицинские противопоказания: ярко выраженных медицинских противопоказаний профессия не имеет.

Режиссер театра и кино

Содержание деятельности: выбирает материал для будущей картины или спектакля, подбирает творческую группу, проводит все подготовительные работы как творческого, так и экономического характера, руководит самим постановочным процессом, озвучиванием и окончательным монтажом киноленты.

Профессионально важные качества: воображение, интуиция, сила воли, образованность, культура, творческие и организаторские способности, образное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: болезни, обостряющиеся в результате нервно-психических перегрузок (сердечно-сосудистые заболевания, гипертония).

Санитарный врач

Содержание деятельности: осуществляет санитарный надзор за продуктами питания с целью предотвращения пищевых отравлений, инфекционных  заболеваний; проводит экспертизу продуктов, следит за правильностью хранения продуктов в кладовых, холодильниках и хранилищах, контролирует выполнение основных санитарных требований при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий пищевой промышленности; контролирует работу продовольственных магазинов, рынков, кафе  и ресторанов.

Профессионально важные качества: ответственность, хорошее внимание, развитая долговременная зрительная и тактильная память, развитое словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: туберкулёз, инфекционные заболевания.

 

Селекционер

Содержание деятельности: создает и улучшает сорта растений и породы животных, применяя научные методы отбора и гибридизации; выступает в роли «конструктора» живых организмов, совершенствуя живой организм и добиваясь большей продуктивности; знает особенности пород животных или  видов растений, условия содержания, устойчивость к неблагоприятным факторам и т. д.

Профессионально важные качества: наблюдательность, аналитическое мышление, избирательность внимания, хорошая  тактильная и зрительная память.

Медицинские противопоказания: аллергия, астма.

Специалист по защите информации

Содержание деятельности:  занимается разработкой, адаптацией и установкой  программного обеспечения  по защите информации в компьютерной сети.

Профессионально важные качества:  аналитические способности, повышенные требования к вниманию; большой объём кратковременной и долговременной памяти,  абстрактно-логическое и предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания органов зрения, центральной системы, опорно-двигательного аппарата,  препятствующие ручной работе.

 

Страховой агент

Содержание деятельности: занимается страхованием людей, жилья, транспорта от несчастных случаев (от несчастного случая, пожара, наводнения, потери имущества  и т.д.); оформляет соответствующие документы и объясняет  клиенту его права и обязанности.

Профессионально важные качества:   общительность, дружелюбие, личное обаяние, способность к переключению и распределению внимания, большой объем  кратковременной памяти, словесно-логическое мышление и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: выражение дефекты речи и слуха.

Фермер

Содержание деятельности: занимается предпринимательской деятельностью, связанной с производством и сбытом сельскохозяйственной продукции; закупает корма, оборудование; производит ремонт сельхозтехники; планирует и организует проведение сельхозработ; работает с документами, которые гарантируют правовой статус его индивидуального хозяйства, ведет  бухгалтерский учет.

Профессионально важные качества: ответственность, целеустремленность, физическая сила и выносливость, предметно-действенное мышление.

Медицинские противопоказания: кожные и аллергические заболевания, бронхиальная астма, ревматизм, деформация пальцев рук.

 

Физиотерапевт

Содержание деятельности: проводит по назначению лечащего врача физиотерапевтические процедуры, изучает их влияние на человеческий организм, разбирается в устройстве различной физиотерапевтической аппаратуры; знает и соблюдает санитарно-гигиенические требования и технику безопасности при работе с приборами; контролирует воздействие процедур на пациента; ведет учет процедур.

Профессионально важные качества: любовь к людям, аналитические способности, интуиция, такт, внимание, наблюдательность, хорошее внимание, большой объем кратковременной и долговременной памяти, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные и нервно-психические заболевания,  ограничения  движений, нарушения зрения и слуха.

 

Хореограф

Содержание деятельности: занимается постановкой танцевальных номеров в театре, кино, развлекательных программах; передает свои знания и опыт исполнителям; готовит танцоров к выступлениям, передавая им свой творческий замысел.

Профессионально важные качества: творческие способности, высокая общая культура, умение разглядеть творческую индивидуальность исполнителя, хорошее внимание, образная и моторная память, высокий уровень наглядно-образного и предметно-действенного мышления.

Медицинские противопоказания: заболевания костно-мышечной системы, вызывающие ограничение движений, нарушение их точной координации, тугоухость.

Художественный редактор

Содержание деятельности: осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий; дает указания по художественному оформлению изданий и контролирует их полиграфическое выполнение; обеспечивает оформление изданий, определяет технологические особенности изготовления иллюстрации, проверяет качество изображения оригиналов, иллюстраций и соответствие их авторскому подлиннику.

Профессионально важные качества:  литературные и организаторские способности, общая культура, концентрация и избирательность внимания, образная и зрительная память, словесно-логическое и практическое  мышление, эстетический вкус.

Медицинские противопоказания: дальтонизм.

Эколог

Содержание деятельности: исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты; организует и планирует мероприятия по рациональному природопользованию.

Профессионально важные качества: аналитические и математические способности,  логическое мышление, развитые кратковременная  и долговременная  память, способность переносить физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях.

Медицинские противопоказания: аллергия, склонность к простудным заболеваниям, плохое зрение, выраженные формы гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Экскурсовод

Содержание деятельности: работает в музеях, на выставках, в туристических фирмах; рассказывает экскурсантам об истории создания картин, памятников архитектуры, жизни и творчестве великих людей, знаменательных событиях истории человечества; самостоятельно готовит планы и тексты своих выступлений,  другие методические материалы.

Профессионально важные качества: общая культура, обширные знания, общительность, выразительная и грамотная речь, хорошее внимание,    структурированная словесно-логическая память, словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания:  нервно-психические заболевания,  дефекты внешности и речи.

 

Ювелир-гравер

Содержание деятельности: изготавливает и гравирует изделия из драгоценных и цветных металлов с вставками из янтаря, драгоценных и полудрагоценных камней по эскизам и моделям,  создает уникальные ювелирные  изделия.

Профессионально важные качества: художественный вкус, устойчивость и концентрация внимания, хорошая координация движений, зрительная память, наглядно-действенное и наглядно-образное  практическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата,  нарушение координации движений, деформация пальцев рук.

 

Юристконсульт

Содержание деятельности: работает в банках, биржах, кредитных организациях, инвестиционных фондах; дает консультации  по юридическим вопросам, по вопросам формирования и управления портфелем ценных бумаг, финансового менеджмента, оценки финансовых рисков, оценки и отбора инвестиционных проектов, организации банковского и страхового дела; осуществляет представительство в суде, арбитраже и других государственных организациях.

Профессионально важные качества: аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое  мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания, при которых противопоказано значительное нервно-эмоциональное напряжение.