Его называли «красным Диором»…

«Я счастлив, что имею возможность зафиксировать состояние моей души, остановить мгновение и остановить реально и визуально осязаемое на листке бумаги, в формах одежды, в фотографии, в живописи и даже стихах», — говорит  Вячеслав Зайцев.

Сегодня он успешен и востребован, а во времена СССР, несмотря на то, что на Западе его называли «Красным Диором» и включали в пятерку «королей моды» мира, Зайцев был невыездным и не имел возможности в полной мере реализовать все свои творческие проекты.

С выбором будущей профессии Вячеслав Зайцев определился очень быстро, хотя этот выбор и был вынужденным. Он не мог поступить ни в один из вузов, так как считался сыном изменника родины – во время войны его отец был в плену. Поэтому после окончания школы-семилетки он поступил в единственный техникум, куда его принимали, – в Ивановский химико-технологический, а потом – в Московский текстильный институт. Свою первую коллекцию одежды он создал на экспериментально-технической швейной фабрике в городе  Бабушкин, куда попал по распределению. Это была спецодежда для женщин, живущих в сельской местности, которая не прошла проверку советского методического отдела из-за того, что была чересчур экстравагантной: разноцветные фуфайки, юбки из Павлово-Посадских платков, валенки, расписанные гуашью.

Не оцененная на родине, эта неординарная коллекция привлекла внимание западных журналистов, и ее опубликовали во французском журнале «Пари Матч» со статьей под заголовком «Он диктует моду Москве». Спустя 3 года по этой статье его разыскали Пьер Карден и Марк Боан («Диор»), и состоялась встреча, которую западные журналисты нарекли встречей «королей моды». В Европе его называли в числе ведущих мировых дизайнеров, а в СССР он стал невыездным до конца 1980-х годов. Его авторские коллекции с успехом демонстрировались в США, Канаде, Японии, Франции, Италии, но все они проходили без участия дизайнера.

В 1965 г. Вячеслав Зайцев пришел в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту, где он проработал следующие 13 лет. Он сотрудничал с самыми известными советскими манекенщицами: Региной Збарской, Лекой Мироновой и Милой Романовской. Платье «Россия», созданное Зайцевым для его коллекции «Русская серия», получило Гран-при на Всемирном фестивале моды. После этого в западной прессе модельера начали называть «красным Диором».

Был период, когда Вячеслав Зайцев хотел уйти из мира моды. Он рассказывал: «Это был 1978 год, страшное для меня время. Ведь тогда умерла моя любимая мама. После ее смерти я решил закончить с модой. Просто понял, что все создаваемые в Доме моделей  вещи никому не нужны – они так и остаются на складах. Да и меня самого всячески зажимали. Например, когда в 1974-м в Чехословакии в журнале «Кветы» вышла перепечатка из французской прессы, где в обзоре моды я был назван в числе пяти выдающихся модельеров мира за сто лет: Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор и Слава Зайцев, меня вызвали в ЦК партии и сказали: «Чтобы вас больше не было видно».

Позже Вячеслав Зайцев признавался: «И в КГБ вызывали. За мной была постоянная слежка. Я даже знал человека, который за мной следил. Даже в соцстраны меня выпускали с опаской. Я выезжал всегда под наблюдением. В 1980 году на фестивале моды в Болгарии у меня состоялась встреча с Пьером Карденом. И то лишь потому, что он поставил условие: приедет в Софию только в том случае, если там будет Слава. Вот меня и отправили туда чуть ли не под конвоем на несколько дней. Через ЦК партии договаривались с болгарами».

Знаменитый советский Кутюрье создавал костюмы для многих героинь кинофильмов, звезд эстрады и спортсменов. Так, именно он одевал советскую спортивную делегацию на Олимпиаде-80, а также разработал дизайн костюмов главной героини фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Зиночки и платье для финального выхода героини Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман». Зайцев работал над имиджем Аллы Пугачевой, Эдиты Пьехи, групп «На-На» и «Интеграл». Он работал с Любовью Орловой в ее последнем фильме «Скворец и лира».

Приходилось шить и для высокопоставленных персон, правда, с некоторыми дизайнер не нашел общего языка: «Я слишком предан своей профессии и, когда испытывал давление и пренебрежительное к себе отношение, уходил в сторону.  Я мог отказать супруге Брежнева, потому что мне неинтересно было ею заниматься.   От Раисы Максимовны Горбачевой я бегал. Потому что она была властной женщиной, из категории тех, кто приказывает, что делать… Я был человеком очень принципиальным и терпеть не мог, когда меня унижали. Карой было то, что мне не давали работать – я 20 лет никуда не выезжал, не мог показывать коллекции. Но однажды все изменилось. У меня был друг, который работал в МИДе. И тут меня позвали в Канаду, году в 86-м. Он пошел к Ельцину, который тогда был еще в ЦК партии, и Борис Николаевич разрешил поехать. Мы прошли жуткие собеседования, нас запугали, чтобы мы ни в коем случае доллары не брали, ни с кем не общались.  А возвращались мы с огромной победой – столько народу было на показе!».

Московский Дом Моды, руководимый Вячеславом Зайцевым, стал подлинным центром воспитания хорошего вкуса, а Театр Моды Зайцева убедительной зрелищной формой пропаганды красоты. Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место наравне с такими признанными законодателями моды, как Франция и Италия, Канада, Финляндия, США, Германия, Индия, Швеция, Австрия  — вот далеко не полный перечень гастролей театра

Награды, звания, выставки

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Действительный член Российской Академии гуманитарных наук и искусств, профессор, автор многочисленных публикаций, автор книг «Такая изменчивая мода», «Этот многоликий мир моды».

Имеет ордена «Знак Почета», Святого Константина Великого, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медали «За трудовую доблесть», Серебряная медаль ВДНХ, Золотая медаль ВДНХ.

1988 г. – присвоено звание Почетный гражданин Парижа с вручением медали и диплома Мэрии Парижа.

1996 г. – Почетный гражданин города Иваново с вручением диплома.

Персональные выставки и показы моделей одежды и украшений в Чехословакии (Брно, Карловы Вары, Яблонец), Югославии (Загреб, Белград), Японии (Цикуба), в Эстонии (Таллин), Канаде (Ванкувер), Польше (Варшава и др.города), Финляндии (Хельсенки), Индии (Дели), США (Бостон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Нью-Йорк), ФРГ(Мюнхен, Бонн), Франции (Париж), Болгарии (Пловдив), Австралии (о.Брисбене), Швеции (Стокгольм), Италии (Флоренция), Бразилии (Рио де Жанейро), Китае, Израиле, Бельгии, Монте-Карло.

Имеет сына Егора, который также художник и дизайнер моды.



© Муниципальное казенное учреждение культуры г. Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. Л.Н. Толстого Октябрьского района" 2008-2020. Все права защищены.