
Описание профессии
Продавец непродовольственных товаров имеет дело с товарами непродовольственной группы, которые, в свою очередь, подразделяются на большое количество разнообразных категорий: обувь и одежда, мебель, ткани, книги, игрушки, технически сложная бытовая и оргтехника, посуда, гаджеты и мн. др.
В зависимости от того, с какой категорией продавец имеет дело в ходе своей профессиональной деятельности, он должен обладать соответствующими знаниями. Так, работник магазина электроники должен быть технически подкован и уметь объяснять покупателям особенности той или иной модели.
В целом данная профессия является довольно востребованной. При этом вы можете применить себя в разных сферах (в зависимости от ваших индивидуальных интересов и предпочтений).
Профессиональные обязанности
Для успешного освоения профессии продавца непродовольственных товаров необходимы базовые знания по математике, экономике и другим предметам (в зависимости от специфики товара).
Работа продавца предполагает выполнение следующих профессиональных обязанностей:
- консультирование покупателей, ответы на интересующие их вопросы (продавец должен уметь в полном объеме рассказать о свойствах и характеристиках того или иного товара);
- ведение отчетности (заполнение и создание учетных и отчетных документов);
- продажа и упаковка товаров;
- помощь покупателям в подборе необходимого для них изделия (в зависимости от модели, размера, стоимости и т. д.);
- оформление документов для продажи (например, заполнение гарантийного талона);
- ведение учета ассортимента продукции;
- выполнение раскладки товаров в соответствии со стандартами маркетинга и мерчандайзинга;
- использовать в своей работе кассовый аппарат, а также специализированные компьютерные программы;
- производить приемку товаров и сверку полученных изделий с соответствующими товарными накладными;
- подсчитывать выручку;
- следить за порядком на своем рабочем месте, а также в магазине в целом;
- оформление и выдача чеков на купленную продукцию и мн. Др.
Таким образом, в процессе работы продавец выполняет ряд различных по характеру и сложности задач.

Требования
К обязательным профессиональным требованиям по отношению к продавцу непродовольственных товаров можно отнести:
- умение работать с кассовым аппаратом;
- знание и навык работы со специализированными компьютерными программами (например, 1С);
- знание основ потребительской психологии;
- знание основ маркетинга и мерчандайзинга;
- понимание особенностей конкретной товарной категории (в зависимости от того, с какими товарами работает то или иное предприятие);
- знание основ документооборота и т. д.
Данные профессиональные требования могут изменяться в зависимости от конкретного места работы и пожеланий работодателя. Таким образом, чем большим количеством компетенций вы владеете, тем более актуальным и востребованным специалистом на рынке труда вы будете.
Помимо профессиональных требований, многие работодатели выдвигают и требования по отношению к личностным качествам человека, который претендует на должность продавца. В первую очередь это связано с тем, что в ходе выполнения своих рабочих задач сотрудник на постоянной основе взаимодействует с другими людьми (покупатели, коллеги, торговые представители т. д.).
К основным личностным характеристикам можно отнести:
- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
- низкий уровень конфликтности;
- тактичность;
- позитивный настрой;
- доброжелательность;
- ответственность и дисциплинированность;
- пунктуальность;
- внимание к деталям и т. д.
Удачное сочетание профессиональных и личностных характеристик сделает из вас незаменимого сотрудника на любом предприятии.

Права и ответственность
Трудоустраиваясь на должность продавца непродовольственных товаров, вы автоматически приобретаете ряд прав, которые, в свою очередь, сопряжены с соответствующей ответственностью.
К правам сотрудника можно отнести:
- возможность информирования вышестоящего руководства о наличии в ассортименте магазина некачественных или бракованных товаров;
- информирование администрации и службы безопасности о возникших конфликтных ситуациях;
- осуществление своей деятельности в безопасных условиях;
- получение от вышестоящих лиц всей необходимой для корректного выполнения своих рабочих функций информации;
- отправка руководству предложений по улучшению осуществления своей работы и мн. др.
Продавец отвечает за:
- несоблюдение трудового распорядка и режима работы;
- нарушение корпоративной дисциплины;
- несоблюдение техники безопасности;
- причинение вреда (покупателям, коллегам, начальству или непосредственно предприятию) и т. д.
Уровень ответственности может значительно разниться в зависимости от характера нарушения. Так, за некоторые проступки можно получить дисциплинарное взыскание и выговор, в то время как за другие продавцу может грозить уголовное преследование.
Карьерный рост
Возможность карьерного роста продавца непродовольственных товаров по большей части зависит от конкретного места работы, а также от личностных амбиций человека. Так, для того чтобы иметь перспективу повышения, необходимо проходить образовательные курсы для повышения квалификации (например, курсы по товароведению, по изучению маркетинга или психологии потребителя и мн. др.).
В целом при наличии достаточного образовательного уровня и опыта работы на должности обычного продавца, а также стремления к саморазвитию и самосовершенствованию можно претендовать на должность старшего продавца, управляющего или администратора магазина, а впоследствии – даже директора.