Вечер – ретропанорама «Веселый грустный человек» (к 90-летию режиссера Г. Н. Данелия)

Дорогие друзья, приглашаем вас в нашу виртуальную гостиную на  вечер – ретропанораму «Веселый грустный человек». Сегодня наше онлайн мероприятие посвящено 90-летию талантливого режиссера Георгия Данелия.

За свою блистательную карьеру Георгий Данелия снял полтора десятка полнометражных фильмов, каждый из которых полюбился зрителю. Многие из них вошли в золотой фонд советского кинематографа, получили престижные награды и премии. Фразы из картин Данелии давно стали крылатыми выражениями, потому что они наполнены мудростью и тонким остроумием.

Помните:

— Валико, если большой самолет и твой вертолет цепью связать, кто победит?

— Цепь.

Я думаю, что все без труда узнали реплику из кинофильма «Мимино», снятого Георгием Данелия в 1977 году.

А вот реальная история одного из героев этого фильма:

Пса Мимино Зарбазана съемочная группа повстречала на улице по дороге к аэропорту. Схватили и увезли, подумав: «Сейчас некогда, с хозяином объяснимся потом». Оказалось, хозяина у собаки никогда и не было. Зарбазана все полюбили: он был понятливый, веселый и любил играть в футбол, несмотря на возраст. Когда механики гоняли мяч, Зарбазан тоже ударял по нему, пса даже ставили в ворота. Когда все вернулись в Москву, Зарбазан поселился у директора фильма. Там его любили и баловали, но, к сожалению, собака прожила недолго. Похоронили его на «Мосфильме» в яблоневом саду, который посадил Александр Довженко…

Георгий Данелия один из тех режиссеров, при упоминании имени которого сразу вспоминаются не только названия его фильмов, но и невероятно добрые, душевные и открытые герои этих фильмов.

Живет на свете мальчик. Маленький. Очень маленький. У него немалые трудности существования: петухи клюются, кошки царапаются, крапива жжется, мальчишки дерутся, земля срывает кожу с колен, когда падаешь… У него масса забот, от которых не отмахнешься: вот если взрослый дядя глупый — можно сказать ему «дурак»? И как быть, когда мама женилась и у нас новый папа? А что такое море? Почему «море — это прекрасно»? А в воскресенье ему пойдут и купят велосипед… А если делать татуировку, то буква «сы» накалывается быстрее, чем буква «шы», которая у Шурика… А вы знаете, что такое самое большое счастье? Это когда мы все едем в Холмогоры!

Я думаю, вы узнали в этом описании маленького Борю из кинофильма «Сережа», снятого в 1960 году.

А вот, друзья, эпизод из киносъемок фильма

  • Чтобы заставить Борю плакать, режиссеры разыграли сценку «плохой и хороший полицейский». «Плохой» Игорь Таланкин пригрозил, что запрет Борю на ночь в павильоне за шалости. Мальчик расплакался — сцену сняли. А потом 6-летний Боря в сердцах отругал Таланкина, назвав его не режиссером, а жуком навозным. Хохот стоял невообразимый.

Думаю, вы без труда узнаете следующего киногероя:

Ему вообще все равно, кем быть: Афанасием, Афоней, Леопольдом или Карлом (в расчете на Клару), или Русланом (в случае появления Людмилы), потому что он привык никогда ни за что не отвечать, привык быть никем. Он не обладает ни совестью, ни памятью сердца, ни маломальским уважением к человеку. Он представляет собой довольно распространенный вариант человеческой усредненности.

Какой киногерой подходит под данное описание? Ну, конечно же, это сантехник Афоня из одноименного кинофильма.

Георгий Данелия вспоминал:

«Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели. Думаю, что мы даже слегка перестарались. На «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей». Особенно запомнилось Георгию одно — в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» В ответном письме Данелия сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым.

Исполнительницу роли медсестры Кати Снегирёвой Евгению Симонову и ее маму директор картины Александр Яблочкин привез со съемок в Башкирии, а на следующий день от директора того фильма пришла гневная истеричная телеграмма. Раздались звонки из Госкино и со студии Горького. Выяснилось, что Яблочкин украл актрису и только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин». Женю снимали все три дня и днем и ночью (иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет).

А вот ещё один киногерой Данелии:

«Я» — это Колька, молодой рабочий-метростроевец, которого играет совсем юный и очень обаятельный артист Никита Михалков. Шагает Колька по своему родному городу Москве в течение одного дня — с раннего утра, с окончания ночной смены, до позднего вечера, до начала следующей ночной смены. Поспать Кольке за этот день почти не удается. Различные дела все время подворачиваются ему, разные люди встречаются, случаются всякие происшествия, и многие чувства касаются его открытой и доброй души.

Фильм Георгия Данелии и Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве» (1963 года) проникнут особым оптимизмом и радостью и, пожалуй, именно это сделало его одним из самых любимых фильмов в нашей стране.

В сцене, где девушка идет под дождем, а за нею едет велосипедист, снимались три барышни. Две блондинки, а третья — журналистка. Светловолосая стройная девушка, которую снимали на общем плане, вдруг не пришла не следующую съемку. Ассистенты привезли из ВГИКа другую, тоже светловолосую и стройную. Но оказалось, что у нее экзамен и ей надо уходить. И пришлось снимать босые ноги корреспондентки «Известий», которая терпеливо ждала, пока освободится режиссер, чтобы взять интервью.

А сможете ли вы узнать по описанию следующий фильм Георгия Данелии?

Фантастика?.. Вероятно, так. Уж больно невероятные вещи происходят на экране. Перемещения во времени и в межгалактическом пространстве, чтение мыслей, победа над гравитацией…

Научная?.. Безусловно, нет, скорее антинаучная. Авторы в этом смысле настроены откровенно эпатажно. Они, к примеру, совершенно не намерены даже намекнуть, каким образом перемещается в пространстве ржавая и дырявая бочка — летательный аппарат под названием «пепелац».

Следующий фильм, о котором мы хотели бы вам рассказать — ««Кин-дза-дза!» (1986 года):

  • Мелодии для фильма писал Гия Канчели. В картине есть номер — музыка инопланетян. Режиссер хотел как можно больше упростить мелодию и сделать ее отвратительной. Нашли старый ржавый замок, открывающийся с жутким скрипом. Подойдет. Потом кто-то предложил вдобавок поскрести бритвой по стеклу. Кто же будет скрести? «Нужен музыкант», — решил Данелия и… вызвал Гию Канчели. И живой классик целую смену скрипел бритвой по стеклу.
  • Через некоторое время после смерти Брежнева в группу пришел режиссер Леван Шенгелия и сказал, что главное слово сценария «Ку!» надо срочно заменить. И показал газету. Там на первой полосе жирным шрифтом красовалась новость о назначении на место Брежнева К. У. Черненко. Стали искать новое слово, но все выходило хуже, чем привычное «Ку!». Пока думали, и Черненко не стало…

 

Вот и подходит к концу наша с вами виртуальная встреча. В завершении нашего вечера хочется сказать большое человеческое спасибо мастеру кинематографа — Георгию Данелия.  За то, что он с любовью относился к простым людям, любил и жалел. Он по-доброму смеялся над нами, но прежде всего, конечно, над собой. Он был гением, но только никогда об этом не говорил вслух, потому что просто так не думал. Он жил и творил. И своим оптимизмом и юмором помогал жить нам. Поэтому в каждом из нас есть что-то от героев «Мимино», «Осеннего марафона», «Афони». А какой фильм Георгия Данелии вы любите больше всего?

Светлана Пиоттух