Литературно-музыкальный час «Пьесы Александра Островского — пьесы жизни», посвященный 200-летию со дня рождения

Сегодня произошла очередная встреча сотрудников нашей библиотеки и посетителей КЦСОН Октябрьского района, которая в этот раз была посвящена очень значимому поводу — 200-летию А.Н. Островского. Для наших слушателей мы провели литературно – музыкальный час «Пьесы Александра Островского – пьесы жизни».

Ведущий библиотекарь Галина Алексеевна рассказала об интересной, насыщенной и в тоже время нелегкой жизни писателя.
Театр был его средой обитания, болью и страстью, темой творчества.
47 оригинальных пьес писателя (плюс 7 в соавторстве) вобрали в себя всё многообразие не только московских купеческих и чиновничьих типов, но и общечеловеческих.
Драматурга заботил показ на сцене русского человека. «Пусть видит себя и радуется. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее». Он без единого выстрела (если не считать выстрела Карандышева в бесприданницу Ларису Огудалову) завоевал русский театр, зрителей и всю нашу страну, оставаясь самым миролюбивым «воителем».

Как ни странно, но «Бесприданница», самая популярная пьеса Александра Островского, с треском провалилась при первой постановке в 1878 году. Критики писали, что драматург утомил публику и что он потратил слишком много сил на создание произведения о глупенькой обольщенной девице. Только после смерти Островского драму реанимировали. Ну а после «Жестокого романса» Эльдара Рязанова вообще не приходится говорить, какая пьеса пережила все остальные.


Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка», написанная в 1873 году.
«Снегурочка» была его любимым произведением, он закончил ее в канун своего пятидесятилетия. Пьесу поставили в Большом театре в Москве (Малый театр в то время закрылся на ремонт), но современники не оценили прелесть романтической сказки. И лишь потом, когда в 1882 году на сюжет пьесы композитором Николаем Римским-Корсаковым была написана опера, «Снегурочка» начала входить в моду.
Почему столь противоречиво относились к Александру Островскому современники?
Кто-то считал его чуть ли не сатириком и обличителем, кого-то завораживала сказка про «Снегурочку» и берендеев. Девушки до сих пор плачут над судьбой главной героини «Бесприданницы». Счастливцев и Несчастливцев идут по лесу, Бальзаминов женится. Кто-то без вины виноват, а у кого-то не было гроша, да вдруг алтын.
Кстати, сам Островский неплохо зарабатывал, пользовался любовью императора Александра III, но все равно литературными трудами много не нажил. Так уж получилось: не игрок, не кутила. Детей много, да и пьесы писались долго.

И, конечно, наша встреча не обошлась без воспоминаний. Старшее поколение прекрасно помнит телеспектакли по пьесам А. Н. Островского в исполнении артистов Малого театра, которые шли когда -то по телевизору. Ах, какие неподражаемые образы создавали актеры! Жаль, что сейчас такие телепоказы ушли в прошлое…
Вот такой разговор получился у нас о великом мастере, 200-летие со дня рождения которого отмечалось 12 апреля.