Литературный портрет «Паруса фантастики братьев Стругацких»

25 апреля прошла очередная встреча сотрудников нашей библиотеки и посетителей КЦСОН Октябрьского района, которая была посещена творчеству Аркадия и Бориса Стругацких. А называлась она — литературный портрет «Паруса фантастики братьев Стругацких» и проходила в рамках акции «Апрель начинается со Стругацких». Нам всегда очень интересно работать с аудиторией КЦСОН и в этот раз мы решили прийти к ним с чем-нибудь необычным — с фантастикой!

Братья Стругацкие — главный литературный феномен в отечественной фантастике второй половины XX века. Редкий литературный талант сочетался у них с какой-то бешеной, нереальной работоспособностью. В самое продуктивное свое десятилетие, с 1961 по 1971 год, братья написали полтора десятка повестей — не считая рассказов и пьес, сценариев и переводов, статей и докладов.

Они рассказали огромной стране о захватывающих тайнах чужих планет и собственной земли, прячущей секреты. Отправляли нас в космос, прошлое и аномальные зоны. В их книгах есть всё: от масштабных событий неведомых государств и до огромных трагедий крохотных людей, не замеченных почти никем. Общий тираж книг превышает 40 млн. экземпляров.

Начали мы встречу с интересных фактов из биографии Стругацких. Большинство зарубежных фантастов создавали миры своих произведений, насыщая описание множеством фантастических технических деталей, и тем самым угадывали появление в последующем многих реальных изобретений. Так, например, Роберт Хайнлайн «предсказал» воздушную сушилку для рук, а Рэй Бредбери — «умный» дом. В отличие от них, братья Стругацкие использовали другой творческий метод, из-за которого их произведения относят к жанру «социальной фантастики». Тем не менее в некоторых произведениях описаны технические устройства и социальные явления, позднее появившиеся в реальности. В частности, неоднократно упоминаемый в романах Большой Всемирный Информаторий, Линия Доставки и Нуль-связь оказались фактическим предвидением возникновения интернета и Википедии. Самый насыщенный сбывшимися предвидениями роман — «Хищные вещи века» (1965), в котором описаны «рыбари» (спортсмены-экстремалы), «слег» (сильнодействующие синтетические наркотики), «дрожка» (рейв-дискотеки). В романе «Гадкие лебеди» фактически предсказано появление поколения «детей индиго», а в романе «Отягощенные злом» — движение антиглобалистов и агрессивные экологические группировки.
По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.
Часто братьев Стругацких спрашивали: «Как же вы пишете вместе?» Мало того, что они жили в разных городах, так еще и братья, и гонора у каждого хоть отбавляй. Действительно, противоречия случались, но до ссоры не доходило. Секрет прост – братья изначально придумали схему как «разруливать» конфликты, если сюжеты одного произведения у Аркадия и Бориса, так сказать, не сходятся. Просто бросали жребий. Кто побеждал – того и правда.

Наши слушатели с удовольствием вспоминали, как запоем читали «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Страна багровых туч». Многие произведения находили только в самиздате. А один из присутствующих вспомнил, как в начале 70-х годов стоял в так называемом «листе ожидания» в нашей библиотеке, чтобы прочитать книгу Стругацких! Нам, конечно, было приятно, что среди слушателей есть тот, кто ещё с тех далеких лет знаком с нашей библиотекой.

Всем присутствующим мы не могли не задать вопрос: а читает ли молодое поколение в их семьях Стругацких? Оказалось, что читают! Так что, «Трудно быть богом», «За миллиард лет до конца света», «Парень из преисподней», «Стажеры» и многие другие произведения авторов по прежнему популярны.

Как, впрочем, и фильмы по их произведениям. По сюжетам их романов снято 17 фильмов. В числе их — «Сталкер» Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанский, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. А фильм «Отель «У погибшего альпиниста», снятый по повести «Пикник на обочине» мы с удовольствием обсудили не только с посетителями, но и с сотрудниками КЦСОН Октябрьского района.