Литературная светелка «Пасха в произведениях русских классиков»

«Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскресе!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес»
Алексей Плещеев.

Друзья, сегодня мы хотим пригласить вас в нашу литературную светелку, которую мы назвали «Пасха в произведениях русских классиков».
Пасха дала русской литературе образы, мотивы, сюжеты, эпизоды и, конечно, она дала жанр пасхального рассказа. Первым в этом жанре был Алексей Степанович Хомяков, который в 1844 году перевел на русский язык «Рождественскую песнь в прозе» Чарльза Диккенса и издал анонимно под новым характерным заглавием «Светлое Христово Воскресенье. Повесть для детей». Хомяков перенес место действия в Россию, дал героям русские имена, заменил Рождество Пасхой, что изменило смысл повести. Его герои радостно празднуют Пасху, красят яйца, разговляются пасхальным куличом.
Жанр пасхальных рассказов составляет целую традицию в русской литературе. Такие русские писатели, как Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Лесков, Антон Чехов, Александр Куприн, Федор Сологуб, Иван Шмелев, Иван Бунин и многие другие в свои произведения включали события, происходящие или связанные с пасхальной неделей.
У одних авторов, как например, у Федора Достоевского в романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Братья Карамазовы» возникает символическое значение праздника Пасхи.
Светлое Воскресение не наступило – воскрешения героя не произошло в «Господах Головлевых» Михаила Салтыкова-Щедрина.
Действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» происходит в течение Страстной недели и завершается накануне Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».
При явном равнодушии к церковным праздникам, пасхальный рассказ «После бала» написал Лев Толстой. Бал в этом рассказе случился в последний день масленицы – в Прощеное воскресение, накануне Великого Поста, который начинается Чистым понедельником. В романе Толстого «Воскресение» грех с Катюшей Масловой Нехлюдов совершил именно на Пасху – праздник не остановил его и не просветлил его душу.
А есть ли в русской литературе самые настоящие пасхальные рассказы? Сразу вспоминаются следующие произведения: М. Салтыков-Щедрин «Христова ночь», Д. Григорович «Светлое Христово Воскресение. Пасхальное предание», В. Набоков «Пасхальный дождь», Саша Черный «Пасхальный визит».
У Леонида Андреева тоже есть пасхальные рассказы: «Прекрасна жизнь для воскресших», «Гостинец», «В Сабурове», «Баргамот и Гараська».
Говоря о пасхальных традициях в русской литературе, нельзя не вспомнить о «Запечатленном ангеле» Николая Лескова, нежном и лиричном «Путь в Еммаус» Федора Сологуба. «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя завершаются главой «Светлое воскресение».
В романе Ивана Шмелева «Лето Господне» Пасхе посвящены три главы. Шмелёв рассказывает о последних неделях поста, Вербном воскресении, о весенних делах: заготовке льда, большой уборке, подготовке иллюминации в Кремле. Шмелёв показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи. Автор словно бы нанизывает на ниточку воспоминания своего детства – как драгоценные камешки: дореволюционная Россия, купеческая Москва, широкие гулянья в праздник, гудящий над городом колокольный звон. Вера в Бога и память о той, прежней Руси согревала душу писателя в эмиграции: «Я смотрю через золотистое хрустальное яичко. Горкин мне подарил, в заутреню. Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скворешня, …и небо золотое, и вся земля. И звон немолчный кажется золотым мне тоже, как все вокруг».
Антон Чехов написал рассказ о бестолковой обывательской жизни в Прощеное воскресение («Накануне поста»), в рассказе «На Страстной неделе» говорится о чуде детской исповеди, о том, как пробуждается живое и трогательное христианское чувство в душе ребенка. В рассказе «Студент» вспоминают о событиях Страстной седмицы, в «Архиерее» Чехов напомнил читателю о Христе, о смысле истории и смысле жизни человека. В этих чеховских рассказах выражены общие для пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское Православие.
Александр Куприн тоже написал немало рассказов на пасхальную тему: «Инна», «Святая ложь», «Бонза», «Пасхальные яйца». Откройте томик Куприна, и начните читать: «Это было в ночь под светлое Христово Воскресенье…».
Пасха нашла отражение и в творчестве таких поэтов, как Аполлон Майков «Христос Воскрес!», Сергей Есенин «Пасхальный благовест», Константин Бальмонт «Вербы», Игорь Северянин «Пасха в Петербурге».
Вот такие они разные – пасхальные мотивы у наших классиков – светлые, грустные, поучительные и заставляющие задуматься о жизни. У пасхального рассказа славное прошлое в русской литературе.

Мы приглашаем вас в нашу библиотеку! В её фонде вы сможете найти большинство произведений пасхальной тематики, которые мы упомянули в этой статье. И. непременно, обратите внимание на нашу пасхальную выставку, рассказывающую о традициях Светлого Христова Воскресения!

 

Галина Максимова.