К 125-летию со дня рождения Ф. Г. Раневской

Друзья, сегодня мы подготовили для вас вечер – посвящение «Бог мой, как прошмыгнула жизнь!», посвящённый 125-летию со дня рождения несравненной Фаины Георгиевны Раневской.

Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия.
Многие из вас конечно знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка Антона Павловича Чехова, которого боготворила.
Интересно, что Фаина Георгиевна Раневская, на самом деле была не Георгиевной, и не Раневской, а Фаиной Григорьевной Фельдман. Её отец был нефтепромышленник и миллионер, который в преддверии революции на собственном корабле эмигрировал в Турцию. Компромат на себя она бережно охраняла от посторонних глаз, что помогло ей не только выжить, уцелев во времена сталинских репрессий, но и подняться на вершину Олимпа советского кинематографа. Почему никто не заинтересовался непролетарским происхождением известнейшей актрисы, остается лишь загадкой. Хотя в жизни Фаины Георгиевны было столько загадочного и таинственного, что на ее примере можно было бы смело изучать тайну природы человеческой жизни.
Почему она, выросшая в любви и достатке, не последовала вслед за своей семьей? Зачем практически без средств осталась в России? Об этом можно только догадываться. Она сделала свой выбор. Тот самый, который рано или поздно приходится делать в жизни каждому из нас и от которого зависит вся дальнейшая наша судьба.

Фаина Раневская родилась 27 августа 1896 года в городе Таганроге в состоятельной еврейской семье.
В детстве она была достаточно одинока, так как была довольно «закрытым» ребенком. Возможно, причина в её повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.
Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться.
Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать. Свое первое впечатление от увиденного она описывала так: «Обомлела. Фильм был в красках, возможно, «Ромео и Джульетта» …»
Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. Она знала, что будет актрисой обязательно.
Ни в одну из лучших театральных школ она не была принята, и девушка устроилась в частную школу.

Судьба Раневской как актрисы была не простой. Это потом пришла известность, а сначала… Сначала были сплошные трудности и жизненные неурядицы.
Жизнь в театре сложилась неоднозначно. За всю свою жизнь она сыграла всего 17 ролей, сделавших ее знаменитой.
«Когда мне не дают роли в театре, чувствую себя пианистом с отрубленными руками. Что можно ждать от человека с отрубленными руками?»,- говорила она.
Среди её ролей одной из самых значимых стала роль миссис Сэвидж, в спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика.
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой новелле Ги де Мопассана.
Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало – павильоны сохраняли температуру холодильной камеры, и у актеров зуб на зуб не попадал.
Постоянная суета, мучительно долгая установка света, шум аппаратуры, вечная неразбериха…
Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее, чтобы лучше прочувствовать роль, Раневская достала подлинник рассказа Мопассана и выучила несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.
Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.

В 1939 году Фаина Раневская снимается сразу в трех кинокартинах. В фильме «Человек в футляре» режиссера Анненского она сыграла роль жены инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» режиссера Мачерета — роль жены портного Гуревича – Иды.
Настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич «Подкидыш».
В «Подкидыше» Раневская сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину. Актриса специально для своей роли придумала несколько хлестких фраз. Одна из них –« Муля, не нервируй меня» — стала по-настоящему крылатой.
Эта фраза впоследствии преследовала ее всю жизнь. При виде актрисы мальчишки на улице начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!».
Все это необычайно раздражало Раневскую, со временем она стала просто ненавидеть роль, давшую ей популярность. Как-то она даже призналась в этом Анне Ахматовой.

Много, много лет спустя, когда Леонид Ильич Брежнев вручал Фаине Георгиевне Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться и произнёс:- «Муля, не нервируй меня!».
Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!».
Брежнев страшно смутился и тихо ответил: «Извините, просто я вас очень люблю».
На этом инцидент и был исчерпан.

После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей
В 1947 году на экраны вышла комедия Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: её героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице.
Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в картину комедийную, характерную, водевильную стихию.В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.
В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Раневская сыграла с присущей ей яркостью, правдоподобностью.

Глеб Скороходов в книге «Разговоры с Раневской» писал: «В её Мачехе зрители узнавали, несмотря на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры.
Это бытовой план роли, достаточно злой и выразительный. Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила её, безнаказанность, самоуверенность кроются в огромных связях…»
Мачеха — одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она – сугубо отрицательный персонаж сказки – вызывает у зрителей настоящий восторг!

И хотя, в основном, у Фаины Раневской были эпизодические роли и в спектаклях и в кино, но именно по этим ролям, сыгранным с огромным мастерством, актриса запомнилась и полюбилась многими.
Обладая неподражаемым голосом, Раневская озвучила самую известную и хозяйственную няню всех времен и народов – Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон».

Что касается личной жизни, то Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то её спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе.
Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», — сказал он.
«С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу» — признавалась Фаина Георгиевна.
Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара.

За год до своей смерти Раневская отказалась играть на сцене. «Старость, — сказала она, — вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!». В последние годы она жила со своей сестрой Беллой и собакой Мальчиком.
19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и пневмонии, великая Фаина Георгиевна Раневская умерла.
Перед смертью знаменитая актриса даже завещала выбить на своем надгробии надпись: «Умерла от отвращения». Могила Фаины Раневской на Донском кладбище — довольно популярное место. Вокруг всегда цветы от поклонников и почитателей ее таланта. Столь эксцентричная эпитафия про «отвратительную жизнь» не была принята, и место, где похоронена Фаина Раневская, лишь скрашивает маленькая бронзовая собачка Мальчик – любимый пес актрисы…

Фаине Раневской принадлежит множество афоризмов и крылатых выражений, нашедших свое отражение в ее дневниках и записях.
А сколько «ходячих» анекдотов связано с её именем в реальной жизни!
Раневская не была просто остроумной, живой юмор Фаины Георгиевны Раневской невозможно обойти стороной. Это кладезь мудрости, остроумия, философии и …грусти:
«Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность»
«Я как старая пальма на вокзале: никому не нужна, а выбросить жалко»
«Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи»
«Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу»
«Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»
«Стареть скучно, но это единственный способ жить долго»
«Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы»

На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
«Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье»
«Я себя чувствую, но плохо»
«Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте»
«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны»
«Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть»
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение»
«Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!»
«На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может»
«Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище»
«Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства»
«Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка»
«Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи»

Раневская ненавидела свою популярность и никогда не считала себя выдающейся актрисой.
«Пропищала и только» — так она оценила собственную творческую биографию в одной из дневниковых записей.
Она мечтала о больших серьезных работах, но режиссеры, за редким исключением, видели в ней только яркий характерный образ.
Фаина Раневская была и остается любимой артисткой многих. Её талант продолжает околдовывать зрителя и сегодня.
Пройдет время, а Фаина Раневская останется в истории — как одна из десяти лучших актрис ХХ века.

Галина Петровна Егорова