Музыкальная гостиная «Врата в музыкальный храм»

Друзья, сегодня на нашей страничке мы будем говорить о прекрасном, тем более, что для этого у нас есть отличный повод – 65-летний юбилей Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Приглашаем всех в нашу музыкальную гостиную «Врата в музыкальный храм»!

29 апреля 1956 года на основании приказа по Министерству культуры РСФСР № 248 была открыта Новосибирская государственная консерватория — первое высшее музыкальное учебное заведение в Сибирском регионе.
Под новый вуз отдали трехэтажное здание в центре города на улице Советской, построенное по проекту архитектора Андрея Крячкова. Прежде в нем размещались магазины и конторские помещения Сибдальгосторга, а потом на время закрыли на реконструкцию.
Открытие Новосибирской консерватории привлекло в столицу Сибири творческую интеллигенцию со всего Советского Союза. Сюда в надежде найти свое место под солнцем устремились музыканты из Киева, Минска, Баку, Еревана, Алма-Аты, Ташкента, Ленинграда и Риги. В 1956 году к работе в НГК приступили двадцать преподавателей.

В августе 1956 года первые вступительные экзамены в консерваторию, к которым было допущено 128 человек, закончились успешно для 61 абитуриента. В 1961 году полный пятилетний курс обучения в НГК закончили 40 специалистов: восемь пианистов, семнадцать оркестрантов, четыре исполнителя на народных инструментах и четыре музыковеда, а также пять хормейстеров и всего два вокалиста. В числе первых выпускников НГК были: композитор Аскольд Муров, певец Валерий Егудин, дирижер Юрий Факторович, пианисты Евгений Гуренко и Дина Шевчук. Все они стали впоследствии музыкальной элитой Новосибирска.

После ремонта, в 1967 году, в консерватории помимо учебных аудиторий появились Большой и Малый концертные залы, библиотека, спортивный зал.

За шестьдесят пять лет консерватория выдала «на-гора» более пяти тысяч профессиональных музыкантов, которые в данный момент составляют костяк симфонического оркестра, оркестра НГАТОиБ и Русского академического оркестра, занимаются преподавательской и концертной деятельностью, причем не только в нашем городе, но и в России, и за рубежом. Сегодня о Сибири знают в стране и в мире во многом благодаря вокалистам: тенор Владимир Галузин сейчас поет в Бельгии, а Валентина Цыдыпова, Галина Горчакова, Этери Гвазава — солистки Мариинского театра. Дирижеры симфонического оркестра Вольдемар Нельсон и Василий Синайский входят в число ведущих дирижеров Европы. На сценах новосибирских концертных залов наши именитые земляки блистают крайне редко, но уж если «звезды» спускаются с небес, то аншлаг им обеспечен.

Сейчас на восьми отделениях консерватории учатся около 500 студентов. Возможно, что совсем скоро они тоже станут гордостью и «золотым фондом» Новосибирска.
Что касается преподавательского состава, то на восемнадцати кафедрах вуза делятся секретами мастерства со студентами более 170 педагогов. Молодые преподаватели не останавливаются на достигнутом, работая над кандидатскими диссертациями, а кандидаты наук планируют докторские исследования.

Одно из достоинств консерватории – богатейшая музейная коллекция. В ней собрана вся полувековая история сибирской «кузницы» музыкальных кадров. Музей был создан в 1981 году к 25-летию вуза, но его архив хранит в памяти не только страницы его «биографии», но и исследовательские материалы о музыкальной культуре всей Сибири. К его фондам обращаются студенты, готовясь к практическим занятиям на курсах «музыкальная критика», «введение в специальность«, «архивно-библиографическая практика». В музее больше всего, конечно, письменных источников — программы концертов, конкурсов, статьи из газет и журналов, монографии, афиши. По многочисленным фотографиям можно без особого труда представить себе всю историю вуза. А из объемных предметов обращают на себя внимание скульптурная композиция «Музыка», скульптурный портрет Михаила Глинки работы немецкой художницы Ингрид Бобра и уникальный инструмент «натурстрой». Особая гордость — коллекция автографов, которых сегодня уже триста. В числе особо ценных — автографы Зары Долухановой, Гарри Гродберга и Дмитрия Шостаковича, который впервые посетил Новосибирск в 1966 году, чтобы послушать премьерное исполнение своей 13 симфонии.

Ещё осенью 1968 года в новосибирской консерватории появился концертный орган. Он был создан и установлен в Большом зале НГК сотрудниками немецкой фирмы «Вильгельм Зауэр» и сразу стал гордостью не только консерватории, но, пожалуй, и всего города. Вес «гордости» тянет на 17 тонн 300 килограммов. В нем 1600 килограммов олова и цинка, а также сосны, бука, дуба, макагонового дерева, овечьей шерсти, серебра и других материалов. В течение девяти недель шесть монтажников фирмы во главе с Ульрихом Дорманом устанавливали 43-регистровый орган на сцене Большого зала, затем бригада интонаторов три месяца настраивала 3199 труб. Передача органа в пользование Новосибирской консерватории сопровождалась небольшим концертом для студентов и преподавателей, на котором профессор Веймарской академии музыки Иоханнес Эрнст Келлер исполнил произведения Баха, Регера, Давида.
Спустя десять лет та же фирма установила 12-регистровый орган в аудитории № 322. С тех пор простой учебный класс превратился в хорошо известную в городе «Органную гостиную». Коллеги-музыканты шутят над органистами: мол, зарабатывают деньги ногами. Сами органисты сочинили про себя загадку: «Ноги — крылья, а не птица». Чтобы руки и ноги при игре работали ловко, необходима ежедневная тренировка, особая органная обувь и, конечно же, талант.

Эмблемой Новосибирской государственной, консерватории является авлос — древнегреческий духовой инструмент, использовавшийся для динамичной музыки. Может быть, отсюда динамизм, присущий этому первому сибирскому музыкальному вузу?

Ольга Бурвиц