День информации

Уважаемые коллеги, библиотекари!

С 2018 года наша библиотека специализируется на профориентационной работе и мы собрали уже достаточно большой фонд литературы по этому направлению. Он состоит как из книг для младших школьников, так и для учащихся средних и старших классов.

Представляем вам друзья, нашу онлайн-пятиминутку «О русском языке с библиотекарем». Сегодня она посвящена одному единственному, но очень загадочному слову…

Праздник Белых Журавлей

Сегодня, 22 октября отмечается Праздник Белых Журавлей. Этот памятный день известен не только по всей России и в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Он посвящен памяти солдат, павших на полях сражений во всех войнах, когда-либо происходивших на территории России и захороненных в братских могилах. Такое поэтическое название появилось благодаря одноименному стихотворению поэта Расула Гамзатова. Именно он и стал основателем этого замечательного памятного дня.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Толчком для написания стихотворения стало печальное событие, произошедшее в Японии, которую посетил поэт. В августе 1945 года в Хиросиме раздался удар атомной бомбы.
В результате взрыва пострадали десятки тысяч людей. Так, одна маленькая девочка, которой было всего 8 лет, по имени Садако Сасаки, стала жертвой лучевой болезни. По японской традиции, если больной человек сделает тысячу журавликов-оригами, цуру, он выздоровеет. Садако изо всех сил старалась сделать тысячу бумажных журавлей, но успела только 644. Эта история до глубины души поразила поэта, и он написал стихотворение «Белые журавли».
Почему же именно журавль является символом этого поэтического праздника? Во многих культурах белый журавль является олицетворением духовности, мира, света и тепла. В Японии это олицетворение долголетия, в Китае — символ бессмертия, в христианстве — добропорядочности и терпения, у африканских народов — посланник богов. На Кавказе говорится, что души погибших в бою воинов превращаются в белоснежных журавлей и вздымаются ввысь. Во многих культурах журавль — посредник между мирами людей и богов. Он является светлым знаком освобождения и бессмертия, символизируя мир и процветание.
Каждый год мы приглашали в читальный зал библиотеки всех наших друзей, чтобы отметить этот памятный день. Но сегодня мы, увы, сделать этого не можем.
Поэтому мы разместили в окне библиотеки постеры об этом поэтическом и печальном дне. И, конечно, сегодня в нашем окне вы увидите белых журавлей…
Приглашаем коллег поддержать нашу инициативу и украсить окна своих библиотек к этому памятному дню!

Ольга Бурвиц

Фольклорная горница «Старая пословица вовек не сломится»

Здравствуйте, дорогие друзья!  Сегодня мы приглашаем вас в фольклорную горницу «Старая пословица вовек не сломится», где поговорим о русских пословицах.  Что же такое пословицы? Это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В них народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин восхищался ими: «Что за золото пословицы русские!.. А что за роскошь, за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..».  Эти удивительные речевые обороты украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной. О чем говорят пословицы? О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни.

Вы конечно знаете, что старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Когда мы слышим пословицу, то невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что – то важное и нужное, что может пригодиться в жизни не один раз. Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит. Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу.

Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. А вы знаете, что когда люди стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более 30 тысяч!

«Без пословиц не проживешь», – точно и справедливо сказано народом.  В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Недаром говорится, что «Русская пословица ко всему пригодится».

Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в поговорках о них самих:

  1. Пословица вовек не сломится.
  2. Пословицы ни обойти, ни объехать.
  3. Пословица ведется, как изба веником метется.
  4. Всякая пословица недаром молвится
  5. Старинная пословица не на ветер молвится
  6. Пословица – всем делам помощница.

Давайте друзья, вспомним, о чем нам говорят самые известные пословицы? Ну например, пословицы  о книгах, учении, знании?

 

Из пословиц мы узнаем, что книги – наши верные, мудрые друзья и добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Этим мудрым печатным друзья посвящены многие пословицы:

  1. Книга – зеркало жизни.
  2. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  3. Хорошая книга – лучший друг.
  4. Кто много читает, тот много знает.
  5. Прочел новую книгу – встретился с новым другом.
  6. С книгой жить – век не тужить.
  7. Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
  8. Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  9. Книга ум просветляет.
  10. Книга поможет в труде, выручит в беде.

Но существуют пословицы не только о книгах, но и о чтении! Они отражают многовековое уважение людей к писательскому таланту. Полезная, правдивая книга поддержит в трудную минуту, как хороший друг. Она даст правильное направление в жизни.

  1. Чтение — лучшее учение!
  2. Чтение – к мудрости движение.
  3. Читать между строк (т. е. по догадкам).
  4. Читайте – и вам откроется целый мир.
  5. Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
  6. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
  7. Хорошую книгу читаешь — знания свои умножаешь.
  8. Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай.
  9. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
  10. Умную книгу читать – знания прибавлять.

А как вы думаете, хорошо ли вы знаете пословицы?

Давайте проверим!

Предлагаем  правильно закончить народную мудрость:

Дом без книги, что без …..

В книге ищи не буквы, …..

Будешь книги читать — будешь…..

Не красна книга письмом, а красна….

Не всякий, кто читает, в чтении силу….

Недочитанная книга — не пройденный до конца…

Неграмотный — как слепой, а книга глаза….

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто….

Не смотри, кто написал, смотри, что…

Не на пользу читать, коли только вершки…

Правильные ответы мы опубликуем завтра в комментариях к этому посту!

Пословицы — маленькие мудрые изречения, которые веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений. Недаром русские люди уже много лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними, старались их запомнить. Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник.

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие поможет вам понять важность пословиц в нашей жизни и чаще пользоваться ими в своей речи!

Для тех из вас, кто захочет подробнее узнать об истории и значении русских пословиц, мы рекомендуем следующие книги:

1.Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.- М.: Гос.учеб-пед.изд.,1957

2.Даль В. И. Пословицы русского народа (в 3-х томах) –М.: Русская книга., 1993.

3.Перова О. Пословицы и поговорки в сказках – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2008.

4.Русские пословицы и поговорки / сост. К. Г. Берсенева — М.: Центрполиграф, 2010

Галина Егорова

Литературная гостиная «России стихотворная душа» (к 125-летию С. А. Есенина)

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Дорогие друзья, приглашаем вас в нашу виртуальную литературную гостиную. Сегодня мы проведем для вас информационный час «России стихотворная душа», посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина.
Певец берёзок, крестьянский сын и московский озорной гуляка – это всё наш великий поэт Сергей Есенин.
Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну – Русь. Его поэзия пропитана самобытным, неповторимым стилем и авторским слогом.
Сергей Есенин – уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Мы собрали для вас необычные факты биографии этой неординарной личности.
Человек, который всю жизнь описывал в своих стихах красоты российских земель, и сам родился в красивом месте – в старинном селе Константиново Рязанской области, которое славилось живописным расположением среди лесов и полей классического русского рельефа.

Отец Есенина, Александр Никитич, происходил из крестьянской семьи, но к работе на земле никакой тяги не испытывал, слыл у себя на родине мечтателем и при первой же возможности подался в Москву, работать приказчиком в мясной лавке. Московский период его жизни начался вскоре после женитьбы на Татьяне Титовой. При этом Есенин-старший сам уехал в большой город, а молодую супругу оставил на попечении своих родителей. Когда их сыну, будущему поэту, исполнилось 2 года, Татьяна поссорилась с мужем и его родственниками и уехала работать в Рязань. Так и получилось, что Сергей остался почти сиротой при живых родителях.
Около пяти лет его воспитывали бабушка с дедушкой по материнской линии. Мама ежемесячно присылала весточку и 3 рубля на его содержание. От отца вообще ничего слышно не было. Зато дед в 5 лет научил Сергея читать, а бабушка рассказывала множество волшебных сказок. В 1904 году юная судьба Есенина совершила очередной кульбит – родители неожиданно помирились, снова сошлись, и дальше он рос в счастливой семье.

У Есенина было три жены. С первой, Зинаидой Райх, он обвенчался в 1917 году. У пары родилась дочь, но когда супруга забеременела во второй раз, в семье назрел кризис. Ждать рождения ребёнка поэт не стал и, не стесняясь, бросил беременную жену. По другой версии, Зина сбежала сама, после очередного рукоприкладства.
Второй женой поэта стала американская танцовщица Айседора Дункан – женщина совершенно иного образа мыслей, которая к тому же была на 18 лет его старше. Дункан приехала в Москву по приглашению новой советской власти, чтобы открыть танцевальную школу, станцевала на глазах Есенина под «Интернационал» революционный танец в красном хитоне, и в 1922 году поэт вновь проснулся женатым человеком. Они оба были безмерно талантливы и влюблены с первого взгляда, но почти не могли общаться – он не говорил по-английски, она знала всего несколько русских слов. Есенин отправился с ней на гастроли, но сильно страдал от статуса мужа великой женщины, отчего супруги много скандалили. Уже через 2 года они развелись.
Последней его женой стала внучка Льва Толстого по имени Софья. Но и этот брак продержался недолго – свободолюбивого поэта сильно напрягало высокомерие супруги и её повышенные требования к нормам приличий и этикету.

Первого внебрачного сына Есенина, Юрия, расстреляли по обвинению в контрреволюционном преступлении в 1937 году. Юрий был не прочь и выпить с друзьями, а потом потрепать языком. Однажды сына занесло в компанию, в которой после нескольких стаканов заговорили о том, что неплохо было бы кое-куда бросить нечто взрывоопасное.
Детей Есенина от Зинаиды Райх усыновил и воспитал её новый муж, известный режиссёр Всеволод Мейерхольд. В 1940 году его тоже расстреляли.
Ещё один внебрачный сын поэта, Александр Есенин-Вольпин, тоже имел проблемы со спецслужбами. За антисоветские выступления его несколько раз отправляли на принудительное лечение в психушку и таскали на допросы на Лубянку. В 1972 году он эмигрировал в Америку и потом ещё несколько десятилетий преподавал в тамошних университетах математику.
В 1940-е годы у Есенина внезапно объявился ещё один «сын» – Василий, который начал собирать толпы зрителей, читая стихи «отца». Читал, надо сказать, мастерски, да и внешне чем-то напоминал поэта. Мог бы весело жить и дальше, но в 1945 году умудрился обнаглеть настолько, что стал в переписке что-то требовать от Сталина в честь 50-летия Есенина. Лже-сына живо взяли в оборот, разоблачили и сослали далеко и надолго.

О том, как спорили два великих поэта, ходят легенды. Маяковский обзывал Есенина «декоративным мужиком» и «звонким забулдыгой», а его стихи – «ожившим лампадным маслом». Есенин с ним отчаянно спорил во время публичных выступлений. Впрочем, оба отлично понимали, насколько талантлив оппонент, и признавали это. А что касается драк во время гулянок, то в последние годы жизни Есенин стал фигурантом четырёх уголовных дел о хулиганстве. И это притом, что на многое власти предпочитали закрывать глаза, просто забирая разбушевавшегося поэта в отдел милиции до вытрезвления.

В 1925 году жена и друзья уговорили Есенина лечь в частную психоневрологическую клинику, чтобы попытаться побороть страсть к спиртному. Поэт вышел оттуда через месяц, снял все деньги со своих счетов и внезапно отправился в Ленинград, где снял номер в гостинице «Англетер». Именно там 28 декабря его и нашли повешенным на трубе отопления. Незадолго до этого он написал своё последнее стихотворение – «Прощай мой друг, прощай…». Когда друзья удивились, зачем надо было писать его кровью, Есенин пожаловался, что не сумел найти чернил.
Общепринятая версия гласит, что поэт решил уйти из жизни под влиянием сильнейшей депрессии, развившейся на почве алкоголизма. Современные врачи отмечают, что его вечные вспыльчивость и импульсивность могли этому поспособствовать. Кроме того, известно, что незадолго до смерти Есенин пытался лечь под поезд, а также выпрыгивал из окна. Однако не все верят в эту версию. Его друзья считали, что он был слишком весел накануне, с нетерпением ждал выхода нового сборника стихов, а для пессимистичных мыслей у него просто не было причин. В номере у него был беспорядок (следы драки и сопротивления?), тело застыло в необычном для повешения состоянии (инсценировка?), а на лице заметны следы избиения. Так во что нам верить?

Галина Бениславская пять лет ведала литературными делами поэта и фактически исполняла обязанности его секретаря. Некоторое время, в промежутке между первой и второй жёнами, поэт жил у неё, и она явно пыталась стать для него кем-то большим. Знакомые Есенина вспоминали, что она как минимум рассчитывала быть его единственным близким другом, но у разгульного Сергея Александровича было на этот счёт своё мнение. После смерти любимого Бениславская продержалась год, а потом, 3 декабря 1926 года, пришла на его могилу, на Ваганьковском кладбище с пистолетом и оставила предсмертную записку. Согласно завещанию, её похоронили в двух шагах от поэта.

По страшной иронии судьбы, ещё через год, в сентябре 1927 года, его вторая жена Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку.
Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Он не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла к его творчестве национальную самобытность.
Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Сергея Есенина знают все ещё со школьной скамьи.
Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих пор поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он воспел в понятном и звонком слове.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Галина Максимова

Поэтический вечер — открытие «О, если б знали Вы, как пишутся стихи (ко дню пожилых людей)

Дорогие друзья, приглашаем вас на наше очередное онлайн мероприятие – поэтический вечер «О, если б знали Вы, как пишутся стихи», а посвящен он Дню пожилых людей. В нашей стране этот праздник отмечают с 1992 года. И теперь ежегодно в золотую пору мы чествуем старшее поколение, наших бабушек и дедушек. Эти люди всю жизнь отдали труду, воспитанию детей и внуков.Энергия, обаяние, позитивное настроение вот, что мы видим, когда поздравляем  людей пожилого возраста.  А какие таланты есть среди них! Как душевно они поют, с каким удовольствием выступают и мастерски танцуют – вот с кого нам надо брать пример! А еще рисуют картины, пишут стихи…

Кто придумал судить о возрасте
По числу промелькнувших лет?
Ну а если вы полны бодрости,
Если любите целый свет?
Прав поэт – не по годам надо судить о возрасте, а по состоянию души.
И вот сегодня, на нашем вечере мы будем читать стихи наших бабушек и дедушек.

 

Веселые пенсионеры

Льётся музыка и песни —
Веселятся старички.
Жизнь становится чудесней,
Не слетели бы очки!

Кто — то в шляпе, кто в панаме,
Засверкали сединой,
Становитесь рядом с нами —
И тряхнём – ка стариной!

На ногах — лишь только тапки,
Хоть в носках, хоть без чулок,
Не устанут дедки, бабки —
Хоть и сыпется песок!

От инсульта, от инфаркта
Нас избавит оптимизм,
И улучшится медкарта,
Крепче станет организм!

Что нам трудности, заботы —
С песней мы от них уйдём,
Без начальства и работы
Мы совсем не пропадём!

Имя нам — пенсионеры,
Не боимся мы труда,
И к борьбе, как пионеры —
Вновь готовы мы всегда!

Вот какое задорное стихотворение написал пенсионер Юрий Сазанов.

А вот, что пишет о своем возрасте следующая поэтесса.

Я люблю свой возраст, не поверите!
Я люблю, когда обычным днем,
Повалявшись досыта в постели,
С внуком мы на кухне кофе пьем.

А потом без спешки, в «расслабоне»,
Со стола, со шкафа пыль смахну,
Ваенгу послушаю, попутно
Состирну, оладьев напеку.

Иногда зарядку даже сделаю,
Все пропылесосю и – в кино!
Вечером — дебаты президентские,
Это мне теперь не все равно.

Появилось время помолиться,
В храм сходить, Святых отцов читать,
Даже попытаться попоститься.
Было раньше, где на это время взять?

Каждый день чуть-чуть, но за компьютером,
Стала вот английский изучать.
И стихи пописываю за полночь,
Кое-что смогла опубликовать.

В общем жизнь моя пенсионерская
Нравиться мне очень, тьфу-тьфу-тьфу.
Иногда сравню и удивлюсь;
Как же интересно я живу!

Денег мало?
Врать не стану. Мало!
Надо б еще детям помогать…
Но спасает дача,
На которой все растет и можно отдыхать.

Нет здоровья?
Значит как в пословице:
«Жив еще, коль что-то да болит.»
Но без вечных стрессов на работе
Мучить перестал радикулит.

Стала мягче, сдержанней, терпимей,
И людей стремлюсь не обижать.
Жизнь, с ее проблемами и бедами,
Стала философски принимать.

Так что, мои добрые подруги,
Пенсия – еще не приговор!
А, скорее, — приз за все прожитое,
Уж простите мне весь этот вздор!

(О. И. Гордеева)

Вот так по-простому изложены будни этой милой женщины, неунывающей оптимистки.

Представляем вам еще одно стихотворение леди элегантного возраста.

 

Называют старой клячей,

Хоть не так и много лет,

У меня-то ведь болячек –

Аж газон, а не букет.

Если станут насмехаться

И считать мои года,

Буду только улыбаться,

Я ж душою молода.

Я стихами жизни прозу

Всё стараюсь украшать,

Говорю я «нет» склерозу –

Без него-то благодать.

Ненавижу смерть – и точка.

Я от жизни кайф ловлю.

Вот найду себе дедочка

И его усыновлю.

Не сердись на шутку, милый,

Я сама теперь не та:

По душам поговорила бы,

Да мешает глухота.

(Черкасова А. А)

Да, нам бы молодым поучиться жить весело и не унывать, как это делает следующая поэтесса.

Танцую, мило улыбаюсь,
Рисую, целый день пою.
Я молодою быть желаю,
А старость мне не по плечу!

Стихи читая, вдохновляюсь
В душе упорно я кричу:
«Стареть красиво не желаю.
Старухой быть я не хочу!»

Тобой любуюсь и влюбляюсь
И о любви стихи пишу.
С тобой кокетничать желаю.
Я молодою быть хочу!

Кокетничаю, притворяюсь,
Что мне любое по плечу.
Я молодой быть обожаю.
И над собою хохочу!

Бывает так, что дурью маюсь.
Себе я у виска кручу.
Склероз чтоб был, я не желаю.
Я быть здоровенькой хочу!

Своей душе я удивляюсь.
Еще чуть-чуть и полечу.
Пойду-ка лучше выпью чаю.
Нет! Поправляться не хочу!

Вот для друзей пишу, стараюсь.
Повеселить их всех хочу.
Старухой быть не собираюсь!
Я молодою проживу!

Запомнить дату собираюсь,
Когда все это допишу.
Переборщила все же, каюсь
«Меня простите!»- всех прошу.

(О. Киселева)

Будем же благодарны вам за всё, что вы сделали для нас, а оптимизма вам не занимать! Мы будем брать с вас пример.

Мы искренне уважаем и любим ваше поколение за удивительное трудолюбие, мудрость и неиссякаемое жизнелюбие, за стойкость, с которой вы научились преодолевать любые трудности и невзгоды. Спасибо вам за желание делиться своим огромным жизненным опытом, за вашу заботу, поддержку и любовь. Желаем вам здоровья, долголетия, благополучия, теплоты и внимания ваших близких людей. Пусть они радуют вас, а неурядицы обходят ваш дом стороной! будьте счастливы!

Светлана Пиоттух

Исторический час «Великие имена России»

Грузинский князь, но русский генерал,

Непобедимый муж, каких лишь единицы,

Он жил Россией, и при этом жизнь отдал

За нашу православную столицу.

(Г. Готовцев)

Дорогие друзья, приглашаем вас в нашу виртуальную литературную гостиную. Сегодня для вас мы проведем исторический час «Великие имена России», который посвящен 255-летию со дня рождения Петра Ивановича Багратиона – российского генерала, князя, героя Отечественной войны 1812 года.

Сейчас мы с вами поговорим об этом удивительном человеке.

Петр Иванович Багратион родился  11 ноября 1765 года  в городе Кизляре, в семье грузинских князей из старинного рода  Багратиони. Он был среднего роста, худощавый, мускулистый брюнет с типичным грузинским лицом. Спокойный, сдержанный, медлительный в манерах, но в гневе был несдержан, а по отношению к врагам неукротим и страстен.

Мужчины нескольких поколений в семье Багратиона были военными. На то, что Петр Иванович Багратион станет военным, повлияло в первую очередь  его окружение в семье. Петр воспитывался в семье офицера и рос под рассказы о военных подвигах. Дед – Александр Иесеевич Багратион — подполковник. Отец – Иван Александрович Багратион поступил на службу в комендантскую команду при Кизлярской крепости и вышел в отставку в чине секунд-майора.
Брат — Роман Иванович Багратион — генерал- лейтенант.  Роман Багратион прославился во время русско-иранской войны 1827 года, первым ворвавшись в Ереван. Племянник Петр Романович Багратион стал генерал-лейтенантом русской армии, инженером и учёным-металлургом

Славная боевыми и культурными традициями семья Багратиона  сумела передать мальчику — в рассказах, легендах и пес­нях — волнующие предания глубокой грузинской старины. Отец Петра много рассказывал о героическом прошлом семьи. В дворянских семьях того времени мальчики с ранних лет воспитывались будущими воинами, готовыми отдать свою жизнь за Родину. Петр с ранних лет знал и гордился своими предками. Таким образом, семейные традиции наложили отпечаток на формирование характера героя уже в детском возрасте.  Как писал сам Петр Иванович Багратион, «со млеком материнским влил я в себя дух  к воинственным подвигам».

С юных лет Петр воспитывал в себе человека, не знающего ни страха, ни упрека. На всю жизнь запомнились юному князю золотые мысли Руставели, великого гуманиста и бойца за счастье родины. Упорная, настойчивая борьба за родную страну — вот что отличало героев поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

Армейская жизнь нашего героя началась в 1782 году, накануне присоединения Грузии к Рос­сии, когда17-летний Петр Багратион поступил на военную службу сержантом в Кавказский мушкетерский полк. Так и началась его военная карьера, которая длилась тридцать лет. За это время Петр Иванович участвовал в 20-ти походах и 150-ти сражениях. Славу храбреца  он пронес от стен Очакова, через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где французская граната поставила кровавую точку в его биографии.

Первые шесть лет П. И. Багратион служил в запасном полу-батальоне в Кизляре и в боевых делах участия не при­нимал. Кстати, карьера эта могла прерваться после первого же боя. Первый боевой опыт приобрёл в 1783 году в военной экспедиции на территорию Чечни.  20- летний унтер-офицер Петр Багратион был серьезно ранен и оставлен на поле боя в груде убитых и раненых, затем захвачен в плен под селением Алды. Горцы сохранили раненому жизнь. Впоследствии Багратиона передали российскому военному командованию.

Настоящая служба началась для Петра Багратиона только в июне 1787 году, когда его отправили в ставку Потемкина сопровождать в качестве переводчика персидского посланника. К этому времени возраст князя позволял ему нести конкретную военную службу. 1 сентября 1787 года Багратион был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. Став офицером, князь Петр Иванович от службы не увиливал, от пуль не прятался и вскоре начал быстро расти в чинах. Не прошло и четырех лет, как он догнал отца, став секунд-майором. В боях и походах Багратион – как вспоминают его современники — проявлял себя ярко, демонстрируя поразительное хладнокровие, беспредельную храбрость в бою, быстроту и решительность в принятии решений. Среди офицеров и солдат русской армии распространилась слава о военном гении Багратионе, его авторитет среди военных рос с каждым сражением.

Петру Ивановичу было 28 лет, когда он был произведён в премьер-майоры и назначен командиром эскадрона в Киевский гусарский полк (1793). В следующем году он командует дивизионом (т. е. двумя эскадронами) в Софийском карабинерном  полку. Вместе с Суворовым Багратион принимает участие в польской кампании (1794) . Он участвовал в штурме укрепленного варшавского предместья Праги, за что был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом и чином подполковника. Суворов, тогда уже 64-летний человек  и 29 летний майор крепко сдружились. Под руководством Суворова князь Петр хорошо усвоил тактику кавалерийского боя и, в частности, дей­ствия кавалерийских партизанских отрядов. Великий Суворов гордился своим талантливым учеником, которого часто называл «князем Петром».

В 1798 году Багратион получил чин полковника и был назначен командиром 6-го егерского стрелкового полка, а в следующем, 1799 году он был уже генерал-майором.  Багратион делал блестящую по тем временам карьеру.

Как командир, князь Багратион был необычайно строг и требователен к себе, к офицерам своего полка и к солдатам. Дисциплина у него в полку всегда была образцовой. На плацу его полк всегда обращал на себя внимание.

Петр Иванович мог бы занять блестящее место при дворе, но, воспитанный на образах Руставели, верный ученик суворовской школы, князь Петр предпочитал походную жизнь, он делил все радости и невзгоды с солдатами.

В войну 1812 года Багратион получил крупное назначение — командующим 2-й армией. Под началом находились два пехотных и один кавалерийский корпуса — всего около 50 тысяч человек и 180 орудий.  Когда войска Наполеона перешли русскую границу, у Багратиона было 6 дивизий, против которых неприятель направил одиннадцать. Князь Петр получил приказ отступить для соединения с Барклаем-де-Толли в Минске. 29 июня Багратион двинулся к Минску. Наполеон решил истребить его армию  или взять в плен.

Против П. И. Багратиона двинулось 50-ти тысячная армия французов. Багратион попал в клещи, надо было обязательно вырваться. Искусно маневрируя, князь Петр ушел из клещей Наполеон. Идти на Минск без продовольственных баз, через леса и болота было безумием. И Багратион меняет направление, но Наполеон не собирался его выпускать. Неприятель шел следом. В эти трудные дни Багратион не терял присутствия духа, он снова меняет направление и ведет войска к Смоленску, где 15 августа соединился с армией Барклая.

Последняя битва, в которой участвовал Петр Иванович это битва при Бородино. Армия  Багратиона, составляя левое крыло русских войск, отразила все атаки французской армии. В том бою Багратиону осколок ядра раздробил большую берцовую кость.

В тяжелом состоянии истекающего кровью князя Петра доставили в имение Голицына, которое находилось в  селе  Сима Владимирской губернии. Врачи, как могли, боролись за его жизнь. 26 сентября 1812 года врачи предложили Петру Ивановичу ампутировать ногу. Он отказался.  В 12 часов дня Петр Иванович Багратион умер.     Багратион был похоронен в селе Сима, но в 1839 году по настоянию Дениса Васильевича Давыдова прах Багратиона был торжественно перезахоронен на Бородинском поле.

Петра Ивановича Багратиона, как и всех офицеров 1812 года, отличало какое-то особенное чувство долга, чести, гордости, беззаветной храбрости и, конечно же, безграничной любви к своему Отечеству.

Много новых и интересных фактов из жизни Петра Ивановича Багратиона вы можете узнать из книг, которые есть в нашей библиотеке.

И закончим наш разговор об этом героическом человеке строками из стихотворения  Ирины Суворовой

И вспомни притчу о герое,
Что не страшился ни невзгод, ни бурь.
И чтоб в минуту лихолетья
Тебе, как крысе, не бежать,
Впечатай в сердце строки эти:
«Достойно жить –
Достойно умирать!»

Галина Петровна Егорова

Книга замечаний и предложений

Пишите нам!

Уважаемые читатели!

Мы всегда стремимся стать для вас лучше. Поэтому, в целях повышения качества оказываемых библиотечных услуг, свою работу начинает виртуальная Книга замечаний и предложений!

Если вы хотите поделиться своими впечатлениями после посещения нашей библиотеки, пишите по адресу: sting@cbstolstoy.ru

Литературное досье «Я сделался писателем случайно» (к 150-летию А. И. Куприна)

«Я люблю Россию и привязан к ее земле, мне и моим писаниям она дает силу». Александр Куприн

Дорогие друзья, приглашаем вас на наше очередное онлайн мероприятие – литературное досье «Я сделался писателем случайно», которое посвящено 150-летию великого русского писателя А. И. Куприна.

Сегодня мы познакомимся с жизнью этого великого русского писателя, вспомним его бессмертные произведения.

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей.

Л. Н. Толстой  говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…»

Константин Бальмонт, писал о Куприне, уже в стихах:

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.

Родился Александр Иванович 7 сентября 1870 года в селе Наровчате близ Пензы, и стал шестым ребенком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любови Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду. Трое детей умерли, не прожив и двух лет. Когда Сашеньке исполнился год, от эпидемии чумы умер отец семейства, и Любовь Алексеевна осталась без средств к существованию с тремя детьми. В 1874 году женщина приняла решение уехать в Москву. Там ей удалось пристроить двух дочерей в казенные пансионаты, а сама с сыном поселилась во Вдовьем доме, куда наконец-то выхлопотала себе место.

В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в московском Разумовском пансионе, считавшемся сиротским интернатом. Спустя четыре года Саша продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища. Из его стен Куприн вышел подпоручиком, и  на протяжении четырех лет нес службу в Днепровском пехотном полку.

Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать?

Первая проба пера будущего знаменитого писателя состоялась еще во время учебы в кадетском корпусе. Куприн начал со стихов, но его первые работы никогда не издавались. Первое опубликованное произведение – рассказ «Последний дебют», после него появилась повесть под названием «Впотьмах» и несколько других рассказов на тему войны.

Тема войны и армии в творчестве Куприна играет большую роль. Почти все ранние произведения писателя изобилуют этой темой – повесть «На переломе», которая выходила под названием «Кадеты».

В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея небольшой жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В автобиографии писателя приведен поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром. Он был репортером и управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии и служил в технической конторе. Писатель был псаломщиком и изучал зубоврачебное дело. Был период, когда Александр Иванович чуть было, не постригся в монахи. Служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и многое другое. Сумбурные, лихорадочные мечтания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч — все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений,— требовалось художественно обобщить их.

Александр Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первою крупного произведения — повести «Молох».  Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с ее, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков большинство самых значительных произведений. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы,— «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель», впоследствии названный классикой детской литературы.

 Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе», рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус», «Слон».

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны», рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет.

Повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, что писатель ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Он воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии и равнодушию.

В письме к Ф. Д. Батюшкову он утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.

Осенью 1919 года, находясь в Гатчине,  отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.

Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 года тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».

Новым творческим планам не суждено было осуществиться.

В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни. Похоронен Куприн в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.

В завершении нашего мероприятия хочется сказать что, много замечательных произведений написал этот прекрасный человек. Все они помогают стать настоящими людьми…. И поэтому их читали, читают и будут читать еще многие поколения….

«Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей — представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей земле». К. Паустовский.

 

Светлана Пиоттух

 

Познавательный час «Школа прошлых времен»

Дорогие друзья, приглашаем вас на наше очередное онлайн мероприятие – познавательный час «Школа прошлых времен».

Можно смело сказать, что школьное образование зародилось в 988 году – именно в этот год состоялось крещение Руси.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
• грамматику,
• диалектику,
• риторику,
• церковное пение,
• землемерие,
• географию,
• звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания:
• В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
• В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
• В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.До Екатерины II фактически учиться могли только юноши.

В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
• В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
• В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
• В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
• В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
• Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
• Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
• Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
• Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
• Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
• Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
• Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
• Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
• Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
• Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
• Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
• Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
• Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
• Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.

Октябрьская революция кардинально изменила школьное образование::
• В 1918 году был введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
• В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
• В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
• В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
• С конца 1980-х годов дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.

Теперь, друзья, у вас есть возможность сравнить, как учились в прошлом и как учатся в школе сейчас, когда есть возможность не посещать занятия, а осваивать материал самостоятельно в онлайн режиме.

Ольга Бурвиц