Из рубрики «Читаем стихи поэтов — фронтовиков»

Стихи поэта-фронтовика БОРИСА БОГАТКОВА.

С добрым утром, дорогие друзья!

А давайте начнем сегодняшний день с беседы с библиотекарем

Просветительский час «Три цвета России»

Друзья, приглашаем вас посетить наш виртуальный просветительский час «Три цвета России», посвященный Дню государственного флага Российской Федерации.

Российский флаг — дыхание весны

И отсветы далёкой ратной битвы.

Три символа, три цвета сплетены

И на века в едином стяге слиты.

В нём белый цвет – сиянье чистоты,

Знак благородства, символ вечности и правды.

В полях Российских так снега чисты

И так же храмы светом святости богатый.

Багровым цветом полоса горит,

То память о минувшем лихолетье,

О мужестве, о красоте любви

И ты, грядущее, преемник и наследник.

Цвет верности, как море васильков,

Цвет целомудрия, неотразимо синий.

Всплывает флаг Российский трёх цветов –

Опора, сила, мощь моей России.

Каждое государство имеет свои государственные символы, это знаки его суверенитета – герб, флаг и гимн. Государственный флаг Российской Федерации ведет историю с 1668 года и служит России уже более 300 лет.

Первым традиционный флаг ввел отец Петра I, московский царь Алексей Михайлович, это и был известный всем сегодня бело-сине-красный флаг, который предназначался для русского флота на Каспийском море. Он одновременно исполнял роль опознавательного знака, потому что на Каспийском море плавали еще корабли арабов и турок. Вот почему были выбраны три полосы: такой флаг был различим с больших расстояний, по сути, это был сигнальный флажок. Собственной символикой такой флаг не обладал.

Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. «Орел» недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, был там сожжен восставшими крестьянами Степана Разина.

Петр I по праву считается отцом российского триколора. Он утвердил флаг в знак уважения к памяти отца. Только к практическим целям — отличать в бою свои корабли от чужих — Петр впервые добавил государственный оттенок. Знамя на мачте корабля было сигналом соблюдать европейские правила цивилизованной войны, где флаг был знаком принадлежности корабля к государству на правах «плавающей земли». Желая сделать Россию цивилизованной частью Европы, Петр I утвердил сразу несколько флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов было великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамена.

Место главного флага оставалось, однако, пустым. И царь был озабочен этой проблемой.

В 1699 году из сотен знамен роль государственного флага Петр I отвел бело-сине-красному флагу, под которым к тому времени обычно ходили мирные торговые суда. Тем самым был подчеркнут в первую очередь представительский статус такого флага, выделен знак дружеского расположения, жест добрососедства и мира.20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг.

К этому времени окончательно сложилась и символика цветов.

Три параллельных цветных полосы олицетворяют следущее:

Белый — благородство, долг, цвет чистоты.

Синий — верность и целомудрие, цвет любви.

Красный — мужество и великодушие, цвет силы.

В 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными». В это время три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий — цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый — цвет свободы и независимости.

Однако праздновать День Государственного флага стали намного позже.

День Государственного флага Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 01.01.01 года в связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического трехцветного флага, овеянного славой многих поколений Россиян. В настоящее время флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех разноцветных горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цветов.

Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков — флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага — первая торжественная церемония после провозглашения нового государства. Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

А теперь, друзья, отгадайте загадки о Государственном флаге:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (?)

 

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (?)

 

 

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко… (?)

 

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (?)

Ольга Бурвиц

Яблочный спас в русской литературе

19 августа, конец лета. Время, когда поспевают в садах яблоки. До этого дня не разрешалось срывать и есть яблоки, а в этот день все верующие, у кого есть сады, собирают яблоки в корзины и несут их на освящение в церковь. В яблочных областях устраивались столования. Перед церковью устанавливался длинный ряд столов с яблочными пирогами и ватрушками, яблочным квасом. Вся окрестность наполнялась ароматом свежих яблок. Этот праздник еще называют «Яблочным спасом». А как отразилась тема этого праздника в русской литературе? Давайте, друзья, вспомним…

Упоминаются яблоки в народных эпосах, песнях, сказках. Это и молодильные яблоки из русских народных сказок и немецкого эпоса «Кольцо Нибелунгов», целебные яблоки из сказки «Гриф-птица» братьев Гримм, яблоки, помогающие рождению детей из грузинской народной сказки «Иван-заря», яблоки, помогающие соединиться с суженым в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» и др.Поэзия тоже не смогла обойтись без яблок: В. Солоухин «Яблоко», С. Орлов «Яблонька», А. Прокофьев «Яблоня на минном поле».Яблоко, несущее беду в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

У С. Есенина есть такие строки «Пахнет яблоком и медом по церквям твой кроткий Спас…».

И. Мандельштам: «Взят в руки целый мир, как яблоко простое».

Прозаики также не обошли своим вниманием яблоко.

Яблоки – деталь имиджа героя рассказа О. Генри «Стихший ветер», героиня детектива Агаты Кристи, писательница миссис Оливер, много ела яблок.

А кто же не читал рассказ «Антоновские яблоки» И. Бунина?

С яблоком связано очень много поговорок и пословиц:

  • Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к докторам.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Такая теснота, что яблоку упасть негде.
  • От одного гнилого яблока весь воз загнивает.
  • Не вырастишь яблоню – не съешь яблока.
  • Румяное яблочко само себя хвалит.
  • Не выманишь и золотым яблоком.
  • Душа не яблоко, ее не разделишь.
  • Точно в яблочко.
  • Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого.
  • Каков садовник, такое и яблоко.

На Яблочный Спас многие пекут вкуснейшие пироги с ароматными яблоками.

Мы же предлагаем Вашему вниманию оригинальные рецепты блюд из яблок от великих писателей.

Цветаевский яблочный пирог

Существует легенда, что сестры Цветаевы в свое время угощали поклонников этим удивительно вкусным яблочным пирогом.

Для теста:

мука — 150 г
сметана — 75 г
сливочное масло — 85 г
соль — щепотка

Для начинки:

сметана — 175 г
сахар — 150 г
яичные желтки — 2 шт.
мука — 2 ст.л. без горки
яблоки — 2 шт.
корица — щепотка

1. Муку просеять с солью. Добавить растопленное сливочное масло и сметану, замесить тесто.

2. Форму для выпечки диаметром 23-24 см смазать маслом, распределить тесто.

3. Яблоки очистить и нарезать тонкими ломтиками. Смешать с корицей и выложить на основу.

4. Для крема смешать сметану, сахар, желтки и муку. Залить это смесью яблоки.

5. Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке около 45 минут. Дать немного остыть.

Компот из яблок

Николай Васильевич Гоголь особое пристрастие питал к различным сладостям — конфетам, медовым пряникам, бубликам. Княжна Репнина, зная за ним эту слабость, собственноручно готовила для писателя компот, который Николай Васильевич называл «главнокомандующим всех компотов».

Не все знают о том, что в дореволюционной России компотом, именовали десерт из фруктов, приготовленных в сиропе. В сироп добавляли цедру апельсина или лимона, корицу, гвоздику и другие пряности, а также тертый кокосовый орех, цукаты или изюм. Подавали со взбитыми сливками. Это был не напиток, который пили из стаканов, а имеющий густую консистенцию десерт, который ели из хрустальных вазочек.

Выдать: 4 яблока, 1 фунт сахару (409 г.), 1 стакан белого вина, 1 лимон, 1 апельсин.

Яблоки варят с небольшим количеством воды в кастрюле на легком огне, пока они сделаются мягкими. Отдельно варят сахарный сироп на белом столовом вине, но не очень жидкий, и опускают туда сваренные яблоки, нарезанные продолговатыми ровными ломтиками; прокипятив 1-2 раза, яблоки вынимают и укладывают в блюдо, а сироп продолжают уваривать с шинкованными корками лимона и апельсина; когда они сделаются мягкими, этим сиропом обливают яблоки. Подают холодным.

«Ваш Яблочный Пирог»

Пушкин, кстати, настолько любил яблочный пирог, который подавали к чаю в Тригорском — имении его друзей и соседей Вульфов, что так и подписывал письма, адресованные в этот дом: «Ваш Яблочный Пирог». Попробуйте испечь любимый пирог Александра Сергеевича:

Понадобится на 4 порции:

1 пластина слоеного теста (250 г),
2 яблока,
1 яйцо,
200 г творога,
3 ст. ложки сметаны,
2-3 ст. ложки сахарного песка.

Приготовление: тесто раскатать в пласт толщиной 5 мм, сделать бортики по краям формы. Противень или форму ничем не надо смазывать, т.к. слоеное тесто содержит очень много жира, но можно застелить бумагой для выпекания. Приготовить творожную начинку: смешать яйцо, творог, сметану и сахар (часть сахара и яйца оставить отделки поверхности пирога). Вылить творожную начинку на тесто и сверху выложить «внахлест» нарезанные тонкими кружочками яблоки. Сверху присыпать пирог сахаром, бортики смазать яйцом. Выпекать около 20 минут при температуре 180 °С. Этот пирог очень вкусен в холодном виде.

Любимые пирожки Наташи Ростовой

В семье графа Льва Толстого очень любили маленькие пирожки с яблоками, причем начинкой в них служила половинка очищенного яблока. Такие пирожки можно делать закрытыми и открытыми — спинкой яблока наружу. Яблоко будет смотреться красивее, если сделать в нем 6-7 продольных надрезов острым ножом и сверху посыпать сахаром. Рецепт пришел из семьи Берсов — родителей жены писателя, Софьи Андреевны, урожденной Берс. Именно с ее сестры, Танечки Берс, Лев Николаевич «писал» свою Наташу Ростову. Софья Андреевна была прекрасной хозяйкой, искусно готовила сама, собственноручно составляла меню каждой семейной трапезы для графского повара и даже готовила к изданию свою кулинарную книгу, где подробно описывала яснополянскую кухню.

Кулинарная книга С. А. Толстой так и не вышла, однако многие рецепты ее стали известными — например, берсовские яблочные пирожки.

Вот как звучит слово в слово рецепт от Софьи Андреевны: «Один фунт муки, полфунта масла, четверть фунта сахару — все это стереть на доске руками. Одно яйцо, полчашки сливок размешать и влить в тесто, смешать все вместе и раскатать. Яблоко очистить, вынуть сердцевину, разрезать пополам. Положить половинку яблока, посыпанного сахаром, на тесто и выделывать пирожки, сверху помазать яйцом. Печь пирожки в духовом шкафу».

Не забываем, что 1 фунт — это 400 г, а вместо «стирания руками» можно воспользоваться миксером или комбайном.

«Яблочная запеканка с ванильным соусом»

Возможно, у знаменитой шведской детской писательницы Астрид Линдгрен тоже был свой любимый яблочный пирог: недаром он упоминается в ее книгах. Правда, в русском переводе лакомство именуется «яблочной запеканкой с ванильным соусом» — именно ее «уплетали, сидя рядком на кровати», Малыш, Карлсон и фрекен Бок после знаменитой погони за «малюткой-привидением» и его сенсационного разоблачения. Скорее всего, речь идет о блюде, известном в наших кулинарных книгах как «шведский яблочный торт». Нежно, вкусно, необычно!

Понадобится:

600 г яблок,
80 г сливочного масла,
2 стакана сахара,
125 г молотого миндаля,
1 ст. ложка муки или крахмала,
сок и цедра 1 лимона,
2 яйца.

Приготовление: Яблоки очистить, удалить сердцевину, нарезать тонкими ломтиками. Приготовить сироп из 1 ст. ложки воды и ложки сахара, потушить в нем 4-5 минут яблоки. Оставшийся сахар растереть с маслом, добавить желтки и миндаль, цедру лимона и сок. Взбить белки с небольшим количеством сахара и аккуратно смешать со всей массой. Форму смазать маслом, припудрить мукой, выложить ее дно ломтиками яблок, на них вылить тесто, поставить в духовку и запекать 45 мин на слабом огне.

Полить холодным ванильным соусом и подать в качестве десерта прямо в форме.

Почему Шарлотка?

Никогда не задумывались, почему это самый известный бисквитный пирог с яблоками называется именно так? История, достойная расследования и пера Агаты Кристи. Кстати, в автобиографии она вспоминает, как в доме ее родителей подавали к столу этот пирог: «Угощение, принятое в нашем доме, отличалось поистине невероятной роскошью по сравнению с тем, что обычно подают гостям теперь. Недавно мне попалось на глаза меню одного из наших давних обедов (на десять персон)… На сладкое — пудинг «Дипломат» или русская шарлотка».

Значит, сто лет назад в английской семье это блюдо называли русским! Но откуда у него такое иностранное имя? Словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет «шарлот» как круглый пирог с вареньем. Название есть, а пирог другой, но уже теплее! Откуда же название? Некоторые историки считают — от имени жены английского короля Георга Третьего — королевы Шарлотты, которая разводила яблоневые сады, хоть и не королевское это дело. Но пирог-то русский. Была ли русская Шарлотта? Оказывается, была — жена царевича Алексея Петровича, Шарлотта Бланкенбургская, и слыла она любительницей яблочных пирогов. Лингвистам же ближе версия происхождения названия от староанглийского слова «charlyt» — так называли пирожные с заварным кремом. Но причем здесь, скажите, яблоки?

Спор всех хозяек — какой рецепт шарлотки более правильный? Какие пропорции брать для бисквита? Заливать ли тестом яблоки или предварительно перемешать его с ними? И сколько надо яблок — много или мало? Обычную шарлотку все делают по-своему, а вот попробуйте приготовить индийскую шарлотку «Шримати», названную по имени возлюбленной и «вечной жены» индийского бога Кришны. Рецепт этого вкуснейшего пирога можно найти в книге «Ведическая кулинария. Как готовить сладости».

Понадобится:

200 г манки,
150 г муки,
стакан кефира,
150 г сахара (но зависит от кислоты яблок, можно больше или меньше),
125 г растительного масла,
ванилин,
пакетик разрыхлителя или 1 ч. ложка соды,
2-3 средних яблока.

Приготовление: манку залить кефиром, перемешать и дать набухнуть в течение получаса. Масло взбить с сахаром в чаше миксера, чтобы кристаллики растаяли. Добавить манно-кефирную смесь, муку, просеянную с разрыхлителем, продолжить взбивать. Добавить в тесто нарезанные яблоки, выложить в форму, смазанную маслом, печь при температуре 180-200 °С. Когда верх зарумянится, проверить готовность деревянной шпажкой — она должна быть сухой. Подавать, посыпав сахарной пудрой.

Если вам захочется, дорогие друзья, воспользоваться одним из литературных рецептов и приготовить невероятно вкусное блюдо из яблок, то… ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Ольга Бурвиц

Арт-беседа «Мечтами о нежной любимой природе» (160-летие И. И. Левитана)

Дорогие друзья, сегодня мы хотим пригласить вас на наше очередное онлайн — мероприятие – арт-беседу «Мечтами о нежной любимой природе», которое посвящено 160-летию великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.

Самым замечательным среди русских художников, внёсших в сухой реализм живительный дух поэзии, был Исаак Ильич Левитан. Появление его картин произвело удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего воздуха хлынула в выставочные залы.

Исаак Левитан – самый великий из тех русских пейзажистов, который в 19 веке открыл для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Алексея Саврасова и Василия Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав своё имя в храм отечественной культуры.

Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьёзного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.

Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французских картин, в которой прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это тоже было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека.

Отец Левитана – Илья Абрамович – закончил виленское раввинское училище (педагогический институт). Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В городе Ковно (Литва) он преподавал эти языки.

Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей – брат Адольф, и сёстры Тереза и Эмма. Отец Левитана, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-ых годов перевозит семью в Москву.

Осенью 1873 года 13-ти летний Исаак и его старший брат поступают в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями стали известные русские художники: Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В 1875 году в семье случилось несчастье, умерла мать Левитана, и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать 4-х детей на заработки от репетиторства.

Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 году освободило их от оплаты за обучение «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 году умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды.

Когда художник учился в четвёртом «натурном» классе Василия Перова, то на его работы обратил внимание друг Перова, Алексей Саврасов и взял одарённого молодого человека к себе, в пейзажный класс.

В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а 16-летний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжать занятия».

В 1879 году после покушения Соловьёва на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы. «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» — пишет Паустовский. Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил – ему был выдан диплом учителя чистописания.

Голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье художника – у него резко обострилась болезнь сердца.

Несмотря на своё физическое состояние, Левитан работает много и плодотворно. В середине 1880-х годов его материальное положение улучшилось, и он уезжает в Крым. Эта поездка укрепила его силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

Особый интерес к работам Левитана был проявлен замечательным русским меценатом, собирателем русской живописи – Виктором Михайловичем Третьяковым.

Для своей знаменитой галереи он покупает работы молодого автора, где они по праву занимают достойное место среди шедевров великих русских художников. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями, художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой, отправляется на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка – Плеса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плесе 3 чрезвычайно продуктивных летних сезона. Около 200-т работ, выполненных им за три лета, проведённых в Плесе, принесли Левитану широкую известность, а Плес с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

«Левитан открыл Плес… И Плес открыл Левитана…»

Картина  «После дождя. Плёс».

После непогоды свет робко возвращается в мир, пребывавший до этого в плену сумерек. Деревья, кусты и травы напитались сыростью, потемнели и поблёкли. Лес за посёлком похож на низкую гряду облаков, настолько мутными и расплывчатыми стали дали. Мохнатая пепельная пелена ещё висит над миром, но сквозь неё уже просвечивает жидкое золото небес. На Волге лёгкая рябь, и каждая из крохотных волн несёт на своей спине светлый лучик. Вдали вся река светится, как серебряный щит. Жарко полыхают лужи, образуя у кромки берега, разорванные и перепутанные гирлянды огней. Свет отражается в бортах лодок, в крышах домов, в мокром листе рифлёного железа. Ещё немного, и всё вокруг засияет в полную силу, приветствуя окончание ненастья и появление тёплого солнца.

В середине 80-х годов Левитан поселился недалеко от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Кисилёвых гостили Чеховы. Наиболее близким другом Левитана был писатель А. П.Чехов. Познакомились они в конце 1870 года, когда оба были бедными студентами и сразу стали близкими друзьями. Только Чехову мог доверять художник свои самые сокровенные мысли и душевные переживания.

Летом 1885 года Левитан приехал погостить в подмосковную усадьбу к Антону Павловичу и сразу попал в атмосферу веселья, шуток, сердечного тепла, которое царили в семье Чеховых.

Ранним утром художник, восхищённый красотами русской природы, уходил на этюды. И так упорно работал, что вскоре все стены маленькой комнатки, где он жил оказались его этюдами.

Левитан был неизменным и непременным участником всех деревенских увеселений Чеховых.

Однажды они устроили над художником шуточный суд. Всё это происходило в настоящей тюремной камере. Брат Чехова – Николай – изображал свидетеля – дурака, Антон Павлович – прокурора, специально для чего гримировался, одевался в шитый золотом мундир и говорил обвинительную речь, которая всех заставляла умирать от смеха.

То вдруг над дверью флигеля Левитана появлялась вывеска:

А вот и флигель Левитана

Художник милый там живёт

Встаёт он очень, очень рано.

И тотчас чай китайский пьёт

Позвав к себе собаку Весту

Даёт ей крынку молока.

И тут же, не вставая с места,

Этюд он трогает слегка.

Художник не оставался в долгу. На большом квадратном окне, перед которым стояла швейная машина – Чеховский письменный стол. Исаак Ильич наклеивал аляповато размалёванную вывеску: Доктор Чехов принимает заказы от любого плохого журнала. Исполнение аккуратное и быстрое, в день по штуке.

Всё это не мешало Левитану работать, как и Антону Павловичу писать.

Это были лучшие дни друзей, когда сама жизнь улыбалась.

Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как и Левитан, он готов был «душу отдать за удовольствие поглядеть на тёплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат» и особенно любил весну.

Когда над садом горел месяц, жаркие споры о литературе, музыкальные вечера, улыбки молодых и ласковых женщин, были заслуженной славой. Друзья были счастливы.

Согласно замечательной традиции русских художников посещать европейские страны с целью изучения европейской школы живописи, в 1889 году Исаак Ильич уезжает во Францию и Италию.

Природа этих стран производит сильное впечатление на Левитана, и он оставляет нам в наследие ряд своих европейских работ, которые по праву считаются лучшими среди работ русских художников.

Подобно своим учителям Перову и Саврасову, Левитан принадлежал к типу художников, для которых условием полноценного творчества была возможность знать и душевно чувствовать внутреннюю жизнь, придающую смысл и значение внешним образам, что относится и к жизни природы, её ритмам, её душе, с которой связан дух художника. Не случайно Левитан, оказываясь на Западе, и высоко отзываясь о европейской культуре и удобствах быта, вскоре начинал тосковать по любимой русской природе.

Так он писал Апполинарию Васнецову из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящей пейзажист».

И не только природа Италии заворожила Левитана. Глубокий и яркий след свой оставила итальянская музыка. Радостные светлые мелодии итальянских голосов сменялись нежными грустными звуками мандолины.

Когда солнце склонялось под вечер к горизонту, особенно проникновенно звучали инструменты уличных музыкантов.

С течением времени творчество художника становится широко известно. Его картины экспонируются в лучших залах России и Европы. Широчайшую известность приобрели полотна: «У омута», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

Картина «Вечерний звон»

 В ней соединились впечатления художника от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Левитан не ставил своей задачей изобразить определённое место — картина передаёт состояние души, которое обретает человек, когда видит старинный монастырь и слышит перезвон колоколов, зовущих на вечернюю службу. Тогда время как будто останавливается, и на мир снисходят покой и тишина.

Все тревоги и заботы кажутся мелкими при виде этого уголка земли, полного величавой кротости. Вечернее солнце окрашивает летний пейзаж в осенние, ржавые и красноватые тона. Неподвижна, как зеркало, гладь реки, в которой отражаются рыжие деревья и белые церковки. Прозрачное сияющее небо словно бы обнимает монастырь с двух сторон — одно наверху, другое внизу, в реке. От берега к монастырю движется маленький, кое-как сколоченный паром, на котором видны две фигуры в чёрных монашеских одеждах. Кажется, что паром движется в такт перезвону, и когда он пристанет к берегу, колокола умолкнут.

 Созерцая произведения Левитана, мы понимаем, что сила влияния его пейзажей на зрителя заключается не в роскоши буйной природы, ярких цветах, эффектных колоритах.

Левитан настоящий истинный философ и каждое его произведение раскрывает нам глубины жизни с её надеждами и печалями, радостями и скорбями. В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселение в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться.

К этому периоду относится его полотно «Владимирка», где изображена дорога, по которой осуждённых гнали в Сибирь.

Картина «Владимирка»

Эта картина принадлежит к жанру исторического пейзажа. На ней изображён Владимирский тракт, по которому до строительства железной дороги отправляли в Сибирь каторжников. Не случайно один из эскизов к этому произведению художник подарил своему знакомому, учившемуся на прокурора (смотри, мол, на что твои предшественники обрекали людей).

Известно, что работу над «Владимиркой» Исаак Ильич начал в летний солнечный день. Однако на холсте предстаёт тусклый, почти лишённый ярких красок пейзаж. Тяжело нависли над землёй серые облака. Среди унылых бескрайних полей тянется за горизонт широкая лента дороги. Тысячи людей прошагали по этому тракту, идя навстречу неизвестной судьбе. И не всем удалось преодолеть этот путь. Придорожный крест, у которого застыла одинокая женская фигурка, напоминает о тех, кто упал на обочине дороги, о тех, у кого не было сил встать и идти дальше… А сколько таких безымянных могил во времена Левитана было разбросано вдоль Владимирского тракта, сколько почерневших от дождя крестов отмечали горестный путь каторжан?

 В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором когда-то учился сам.

Художник мечтал создать «Дом пейзажей» большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

Один из учеников вспоминал: « Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком. Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник, под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

К сожалению, болезнь сердца без времени обрывает жизнь великого русского живописца. Художник Исаак Ильич Левитан умер в 1900 году в расцвете творческих сил.

Но его картины навсегда остались настоящими жемчужинами в сокровищнице русской и мировой культуры.

Светлана Пиоттух.

Медовые книги к медовому спасу.

Пахнет яблоком и медом.
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс…
Сергей  Есенин

14 августа — празднуется Медовый Спас, в этот день начинается Успенский пост.  Наши предки считали, что к этому дню соты в ульях пчёл полностью заполнены мёдом и нужно,  начинать собирать урожай.

Дорогой читатель предлагаем вам  немножко отвлечься от дел,
налить чашку горячего чая и почитать «медовые» книги.
Приятного чтения!

Н. Андреева  «Грозы медового месяца»

Четыре человека, не подозревающие о том, как тесно переплетаются их судьбы, попали в круговорот загадочных событий. У каждого своя история, но трагедия у них общая…

С. Браун «Медовый поцелуй»

Джошуа, приглашенный на свадьбу в качестве гостя, чуть было не увел из-под венца невесту, околдовав ее одним лишь поцелуем. Но то, что этот человек любит ее и уже годы ждет удовлетворения своего страстного чувства, стало для Меган настоящим открытием…

Ю. Буйда «Яд и мёд»

Сборник Юрия Буйды «Яд и мёд» – это реактивный ковёр-самолет, на котором читатель пронесётся над эпохами и весями матушки-Руси. Стартовав в Киевском княжестве, вы побываете во временах Смуты, в екатерининском веке Просвещения, в кровавом XX столетии. Клей, связывающий девять рассказов и заглавную повесть, – история рода с говорящей фамилией «Осорьины». Представители этой аристократической династии несут на себе печать некоего проклятия – любви без границ. Мёд любви Осорьиных всегда превращается в яд предательства, заговоров, извращений, сумасшествия, старости и смерти. Острый, словно шило, юмор Юрия Буйды, помноженный на глубочайшее знание истории и безупречный слог, делает чтение этой книги занятием, ломающим привычный уклад жизни.

«Винни и медовое дерево» (Любимые сказки)

Знаешь ли ты, в какую неприятную ситуацию попадешь, если  съесть слишком много сладкого? Однажды медвежонок Винни зашёл в гости к своему другу Кролику, съел весь мёд в доме — и не смог выбраться наружу! Его друзьям пришлось немало потрудиться, чтобы выручить незадачливого толстяка. Как же им это удалось? Открывай книжку и читай удивительную историю, случившуюся в Сказочном лесу.

А. Воронова «Медовый вечер»

Нюту считали странной. Она могла часами делать наброски в маленьком блокноте или читать. Она любила гулять одна, не боялась темноты, не болтала бесконечно о нарядах или парнях. Только один из них прочно занимал ее мысли… Но что толку от мечтаний, если в жизни Олег никогда не обратит на нее внимания?! Конечно, ведь понравиться ему может только необыкновенная девчонка, а в Нюте нет ничего особенного. Остается одна надежда — на театральную студию «Песочные часы». Там любой может превратиться в артиста, стать настоящей звездой. К тому же в эту студию ходит и Олег…

Э. Дженкинс «Медовый месяц»

В центре этого остроумного и тонкого романа классический любовный треугольник. В день своей свадьбы героиня находит другого мужчину – Любовь – Всей – Своей — Жизни, с которым она встречалась лишь однажды семь лет назад, и оказывается перед выбором. Ситуации и конфликты, знакомые многим из нас, решаются в книге самым неожиданным образом, а жизненная философия автора и ее героев, несомненно, достойна внимания.

Д.  Донцова « Медовое путешествие втроём»

Погубит когда-нибудь Дашу Васильеву гостеприимство! На этот раз ее дом в Ложкине осчастливили своим присутствием родственники Дашиного избранника, профессора Маневина. И все бы ничего, если бы его дядя Игорь не вознамерился разводить… енотов-полоскунов! А пока эти милые зверушки плещутся в Дашиной ванной, она преследует… привидение белокурой девочки! По словам психотерапевта, Васильева «заразилась» глюком от соседа, Юрия Малинина. Это ему являлся призрак дочери, несколько лет назад погибшей при пожаре, и, в конце концов, мужчина не выдержал — выбросился из окна. Вот только любительница частного сыска засомневалась, не помог ли ему в этом некий «доброжелатель». Похоже, кто-то постарался свести Юру с ума и довел до самоубийства, устроив представление с призраком!..

А. Знаменская «Рябиновый мёд. Августина»

Маленькой девочкой привозит отец Августину в уездный город, с теплым названием Любим. Она ничего не знает о своей матери и мечтает обрести семью.
Станет ли дом исправника Сычева для нее родным? А может быть, она найдет то, что ищет, в большой семье Вознесенских?
В северном лесном краю, на берегу говорливой  реки Обноры, сочиняет юная Августина эпизоды будущего счастья. Мечтают о грядущем и ее друзья. Через все испытания герои проносят любовь. Каждый — свою…

П. Констан « Мёд и лёд»

Французская писательница, приглашенная преподавать литературное мастерство в один из университетов Вирджинии, неожиданно для себя втягивается в борьбу за освобождение молодого человека, несправедливо обвиненного в изнасиловании и приговоренного к смертной казни.

Б. Корнилов «Как от мёда у медведя зубы начали болеть»

Забавное стихотворение Бориса Корнилова, знаменитого советского поэта, написано в лучших традициях народных колыбельных, которые завораживающе действуют не на одно поколение малышей. Послушав о бедах незадачливого сладкоежки, ребенок не только узнает о вреде злоупотребления сладким, но и с радостью будет чистить зубы два раза в день. А иллюстрации к этой книге нарисовал замечательный художник Константин Ротов.

А. Лопатина «Медовые сказки»

Сказки о мёде знакомят детей с уникальным миром пчёл и с целебными свойствами продуктов пчеловодства.  Книга предназначена для занятий с детьми 5-8 лет, а также для домашнего чтения.

 Т. Луганцева «Медовый месяц с ложкой дёгтя»

Журналистка Маруся Брошкина постоянно попадала в крайне неприятные ситуации. Вот и теперь подружка Тоня уговорила ее заключить фиктивный брак с бедным таджиком-инвалидом, которому требовалось срочное лечение. Маруся по доброте душевной согласилась и отправилась на встречу, одевшись, как клоун в цирке,  в самую нелепую одежду, чтобы разыграть жениха. А на следующий день проснулась — в шикарном гостиничном номере красавца-миллионера! Но оказалось, что это не счастливый конец волшебной сказки, а начало ужасной истории.

 Д. Малевани «Медовые медвежата»

Один день из жизни Медовых Медвежат (иллюстрированная сказка в  стихах).

 И. Малкович «Большой город, маленький зайчик, или Мёд для мамы»

Мама маленького зайчика простудилась, и он решил пойти купить для нее мёду. Но город большой, а зайчик — очень маленький, и он заблудился… Трогательная история с трогательными картинками и со счастливым концом. Это первая книга, проиллюстрированная известной украинской художницей Софией Усс в технике живописи.

Д. Маркиш «Луковый мёд»

Не жалея живота своего, Саша Ривкин вспахивал огород и мечтал о сочных плодах. Но земля близ города Электроугли производила на свет только торф. В поисках воплощения своей мечты Саша очутился на Земле обетованной. О том, какое поместье получил он во владение, а также об удивительных людях, ищущих смысла жизни, счастья на земле и Бога на небе, читайте в рассказах выдающегося писателя современности Давида Маркиша…

 З. Милер «Как щенку захотелось мёду»

Сказка по мотивам чехословацкого мультипликационного фильма З. Милера. Иллюстрации Зденека Милера.

 И. Надеждина «Горький мёд, сладкий яд»

…Ника была просто девчонкой. Просто — влюбленной девчонкой, счастливой уже тем, что мужчина, которого она любит, платит ей взаимностью. Но — как же трудно быть рядом с крутым бизнесменом, который, однажды уже пережив страшную трагедию, теперь пытается контролировать каждый шаг Ники! Жить в золотой клетке? Или — бежать? Но как бежать от себя? Как бежать от того; кто стал для тебя смыслом жизни? От того, без которого ты не можешь не просто быть счастливой, но — существовать?..

Т. Свичкарь «Мёд багульника»

Просто жить, ждать и надеяться — иногда труднее всего. Кажется, что может быть безнадежнее жизни в инвалидном кресле? Однако если не замыкаться в себе, не уходить от мира людей, рано или поздно появляется мечта, которая обязательно поможет…

Н. Сладков «Медовый дождь»

В книгу вошли рассказы и сказки о природе, об удивительных обитателях лесов, полей, гор и морей («В лесах», «В горах», «Под водой»).

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

Баллада Роберта Льюса Стивенсона «Вересковый мёд» о гордом и независимом «маленьком народце» — пиктах, коренных жителях Шотландских гор.

Д. Стил «Горький мёд»

В прошлом известная фотожурналистка, а сейчас мать четверых детей, Глэдис мечтает вернуться к любимой работе, однако муж категорически против ее планов. Глэдис не знает, что ей делать – рушится ее семейная жизнь! И в этот отчаянный момент она знакомится с миллионером Полом Уордом, который помогает ей принять непростое, но единственно верное решение…

Ф. Г. Шолохов-Синявский «Горький мёд»

Просто жить, ждать и надеяться — иногда труднее всего. Кажется, что может быть безнадежнее жизни в инвалидном кресле? Однако если не замыкаться в себе, не уходить от мира людей, рано или поздно появляется мечта, которая обязательно поможет…

Литературный перекресток «Бунинская звонкая строка» (к 150-летию И. А. Бунина)

Дорогие читатели, добро пожаловать в нашу виртуальную литературную гостиную. В этом году исполнятся 150 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Именно этой славной дате посвящено наше мероприятие – литературный перекресток «Бунинская звонкая строка».
Сегодня вместе с вами мы окунемся в мир его творчества…
Родился Иван Бунин в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Отец Алексей Николаевич, вернувшись с Крымской войны, вёл беззаботную жизнь, разорялся, нищал. Средств на существование не хватало. И когда мальчику было 3 года, семья переехала в деревню Бутырки Орловской губернии (ныне это Липецкая область). А затем, через 8 лет, они переехали в Озёрки, в имение, которое принадлежало матери писателя, Людмиле Александровне.

Мать Ивана Бунина была кроткой, нежной и чувствительной натурой, выращенной на лирике Пушкина и Жуковского. В первую очередь она занималась воспитанием детей.
Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный, ни у кого нет такой тонкой души, как у него». «В Воронеже он, моложе двух лет, ходил в соседний магазин за конфеткой. Его крестный, генерал Сипягин, уверял, что он будет большим человеком… генералом!»
Вот такое трогательное стихотворение Иван Бунин посвящает своей маме:

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин гордился своим происхождением и древним родом. О своем детстве он писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны 2 поэта начала 19 века: Анна Бунина, известная поэтесса екатерининского времени, и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы».
С младенчества Бунин слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.

Именно в имении матери, среди необозримых полей, то зеленых от хлебов, то белых от снегов прошло детство Вани Бунина. Именно здесь он ощутил прелесть родной земли, ее запахи, звуки, краски.
Воспоминания о детстве связаны у писателя «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях. И уже тогда он почувствовал главное – «божественное великолепие мира», которое впоследствии и станет вместе с темой России и Родины главной темой его творчества.
В своих дневниках Иван Алексеевич писал: «Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной. Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная с полем, с мужицкими избами,… с моим воспитателем. Чуть не всё свободное от учёбы время, я вплоть до поступления в гимназию, да и приезжая из гимназии на каникулы, проводил в ближайших от Бутырок деревушках, у наших бывших крепостных и у однодворцев. Явились друзья, и порой я по целым дням стерёг с ними в поле скотину».
Когда читаешь стихи Бунина, то за строчками каждый может увидеть знакомые картины:

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию. « Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что не нужно. Не оставляло в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казённо»,- вспоминает позже писатель.
Может быть, поэтому учился Бунин неохотно, посредственно, а в 3 классе был оставлен на второй год.
В 1886 году Иван Алексеевич возвратился домой и продолжал образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.
В 18 летнем возрасте Иван Бунин, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», начинает добывать хлеб литературным трудом. Он работает редактором, корреспондентом в газете «Орловский вестник» и знакомится в редакции с корректором Варварой Пащенко.
Бунин глубоко увлекся этой незаурядной девушкой. «Весь живу тобой!»,- писал он Варе. Она отвечала взаимностью. Но родители не разрешили ей выйти замуж из-за материальной необеспеченности Бунина.

Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза.
Помню, помню нежный,
Безмятежный лен.
Да далеко где-то
Зацветает он.
Помню, помню чистый
И лучистый взгляд.
Да поднять ресницы
Люди не велят.

В свои 19 лет Бунин производил впечатление зрелого человека, в 20 — становится автором первой вышедшей в Орле книги.
1890-е –1900-е годы – время напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. Выходит книга «На край света и другие рассказы» (1897 г.) и стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898 г.). Он знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым.
В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» Иван Бунин удостоен Пушкинской премии.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Сколько красок в бунинском «Листопаде!» Лиловый, золотой, багряный, желтый, голубой… Наши глаза разбегаются от такого соцветья. Закроешь их на минутку и видишь лес, в котором стоит расписной терем, где живет царица-осень.

«Так знать и любить природу как умеет Бунин, — писал Блок, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко, и красочные и звуковые впечатления его богаты».

Зрение, слух и обоняние были у Бунина развиты несравненно сильнее, чем у обыкновенных людей. Вот как об этом упоминает писатель: «У меня в молодости было настолько острое зрение, что я видел звезды видимые другими только через телескоп. И слух поразительный — я слышал за несколько верст колокольчики едущих к нам гостей и определял по звуку, кто именно едет. А обоняние — знал запах любого цветка и с завязанными глазами мог определить по аромату, красная это или белая роза.
Раз со мной такой случай произошел. Поехали мы с моей первой женой, Аней, к ее друзьям на дачу под Одессой. Выхожу в сад вечером и чувствую: тонко, нежно и скромно, сквозь все пьянящие, роскошные запахи южных цветов, пахнет резедой.
— А у вас тут и резеда, — говорю хозяйке.
Она меня на смех подняла:
— Никакой резеды нет. Хоть у вас и нюх, как у охотничьей собаки, а ошибаетесь, Ваня. Розы, олеандры, акации и мало ли что еще, но только не резеда. Спросите у садовника.
— Пари, — предлагаю, — на пятьсот рублей.
Жена возмущена:
— Ведь проиграешь!
Но пари все, же состоялось. И я выиграл его. Всю ночь до зари во всех клумбах искал. И нашел наконец-то резеду, спрятавшуюся под каким-то широким декоративным листом. И как же я был счастлив!..»

И во всех стихах Бунина за цветом, звуком, запахом — чувство, мысль, настроение.
Ощущением красоты родной земли, любовью к ней проникнуты его стихи, глубокие по мысли, наполненные философскими раздумьями, гармоничные, отличающиеся ясным классическим слогом. Таково, например прекрасное стихотворение «Вечер»:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем,
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете «Орловский вестник», в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке. Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов.
Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа «Антоновские яблоки», созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни.

Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть «Деревня» (1910 год). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции.

В 1910-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. Бунин был легок на подъем и мечтал всю жизнь провести в путешествиях по земному шару налегке, с одним-двумя чемоданами, где было бы самое необходимое — записные книжки и бумага, прежде всего.
Революция 1917 года потрясла Бунина. Он не понял и не принял её. Лето и осень 1917 года провёл писатель в Елецком уезде, у двоюродной сестры. Мысли, чувства Бунина отражались в его дневнике, письмах, стихах. Вот что он писал: «Радость жизни убита войной и революцией», «В ночь на 24-е у нас сожгли гумно, риги, молотилку, веялки, а в полдень 24-го пьяные солдаты и некоторые мужики орали на меня, что я за старый режим. Еще одна запись: «В соседних имениях погромы, один знакомый мужик передал: все бьют, все громят, уезжайте скорее».

Мы сели у печки в прихожей,
Одни, при угасшем огне,
В старинном заброшенном доме,
В степной и глухой стороне.
Жар в печке угрюмо краснеет,
В холодной прихожей темно,
И сумерки, с ночью мешаясь,
Могильно синеют в окно.
Ночь — долгая, хмурая, волчья,
Кругом все леса и снега,
А в доме лишь мы да иконы
Да жуткая близость врага.
Презренного, дикого века
Свидетелем быть мне дано,
И в сердце моем так могильно,
Как мерзлое это окно.

Это были последние дни, проведенные в родных местах. Жить здесь стало не безопасно. 25 октября вместе с женой Верой Николаевной Бунин выехал в Москву. «Окаянные дни», «Царство сатаны»,- называл он безбожное жестокое правление большевиков. И в 1920 году в Одессе он поднялся на борт французского парохода «Спарта». Он спустился в каюту, уверенный, что России нет. И лишь в открытом море ужас от содеянного охватил его. Писатель покинул Родину, но забыть не смог.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

Квартира Ивана Бунина в Париже
Нищета. Неясность будущего. Боль за Россию и за судьбу родных — постоянные спутники жизни писателя. С родины приходили письма, одно тягостнее другого.
«Я недавно был в Васильевском. Был в доме, где ты когда-то жил и писал: дом, конечно, населён, как и всюду, мужицкими семьями, жизнь в нём теперь вполне дикарская, первобытная, грязь не хуже, чем на скотном дворе. Во всех комнатах на полу гниющая солома, на которой спят, сальные подушки, горшки, корыта, сор и мириады блох…»
А затем пришло новое сообщение: «Васильевское и все соседние усадьбы исчезли с лица земли. В Васильевском нет ни дома, ни одной липы главной аллеи, ни столетних берёз, ни твоего любимого старого клёна»…
Не работалось. Да и как писать? Родина, Россия, вся жизнь – позади. В дневнике отражены переживания писателя: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?..»

Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,-
Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,-
Я теперь в небесах никогда не найду.
В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Но в тяжкие годы испытаний писатель нашел в себе силы не просто писать, а напоминать людям о самом светлом и прекрасном: о любви, милосердии, смирении.

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с тобой.

Все газеты Парижа 10 ноября вышли с крупными заголовками «Бунин – Нобелевский лауреат». Каждый русский в Париже воспринял это как личный праздник. Ибо самым лучшим, самым талантливым оказался соотечественник! В парижских кабачках и ресторанах в тот вечер были русские, которые порой на последние гроши пили за «своего».
Хочется обратить внимание на то, что Бунин был первым русским писателем, которому дали такую высокую награду. В Стокгольме, столице Швеции, на торжественную церемонию собрались министры, члены Шведской Академии, дипломаты. Ждали короля. Не было только дипломата Советского Союза А.М. Коллонтай. Обычно зал украшается флагами того государства, которое представляет лауреат. На сей раз, их не было. У изгнанника флага нет. И, тем не менее, Бунин представлял Россию.

Но на родине присуждение премии встретили враждебно, и никаких поздравлений не последовало. Иван Алексеевич с горечью констатирует «…Все новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, — отовсюду, кроме России».
Писатели зарубежных стран высоко ценили талант И. Бунина. Ромен Роллан, французский писатель, говорил: «Я восхищаюсь Иваном Буниным. С моей точки зрения это один из крупных художников нашего времени».

А вот на Родине не только книги, но и само имя писателя были под запретом. Писатель Варлам Шаламов получил 10 лет лагерей за то, что посмел заявить, что Бунин – великий русский писатель.

Жгучая любовь к родине, любовь до боли сердечной и на чужбине не охладила сердце изгнанного поэта. Он до конца своей жизни тосковал по России.
Что есть любовь? Зачем она дается человеку? Ответы на эти вопросы Иван Алексеевич Бунин искал на протяжении всей жизни; отчасти итог его размышлений вылился в цикл новелл «Темные аллеи». Сборник из 11 новелл появился первоначально в 1943 году в Нью-Йорке. Чуть позже, в 1946 году, в парижском издательстве было опубликовано 38 рассказов.
Все они различны в жанровом отношении, существенно отличаются структурой, объемом, но касаются общей темы – любви, которая раскрывается Буниным как величайший дар человеку, как счастье, не омрачаемое никакими обстоятельствами.

Откуда это во многом болезненное восприятие темы любви? Думается, в отношениях с женщинами самого писателя. Он пережил несколько любовных драм, испытывал серьезные чувства, расставался, терял, страдал…

33 года, около половины творческой жизни, вплоть до кончины в 1953 году, провел Бунин во Франции, живя и работая вдали от горячо любимой России. Когда немцы оккупировали Францию, то Бунин ничего не печатал, хотя и крайне нуждался, фактически голодал.
Сотрудничество с профашистской прессой он считал предательством по отношению к своей далекой Родине. И он искренне радовался победам советских и союзных войск. В 1945 году Бунин вновь возвращается в Париж. Там он пишет книгу воспоминаний и работает над книгой «О Чехове».

Но закончить ее он уже не успел… В ночь на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин умер на руках своей жены.
Его похоронили на «русском кладбище» Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Иван Бунин вернулся на Родину в своих творениях. Его читают, помнят, любят. Здесь он живет в сердцах своих читателей.

И в заключении хотелось бы сказать о том, что у каждого из нас останутся свои впечатления, свои мысли и чувства о великом писателе, но ничье сердце не останется равнодушным при чтении его произведений. И сегодня мы отдаем И. А. Бунину дань великой любви и признательности как вдохновенному певцу родной земли, как художнику, чье творчество вылилось в единую, страстную, проникнутую горячей любовью песнь о России, ее народе!

Светлана Пиоттух

Друзья, у нас отличная новость!

С 10 августа наша библиотека ОТКРЫВАЕТСЯ для посещения, хотя и с некоторыми ❗❗❗ ОГРАНИЧЕНИЯМИ❗❗❗

Пожалуйста, не забывайте, что COVID — 19 не дремлет и поэтому внимательно отнеситесь к ПРАВИЛАМ посещения библиотеки!

Для посещения библиотеки необходимо предварительно записаться, позвонив по телефону: 262 — 26 — 62 с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00. Обратите внимание: в ВОСКРЕСЕНЬЕ библиотека НЕ РАБОТАЕТ!

Ждем ваших звонков и будем рады вновь встретиться с вами!

О русском языке с библиотекарем!

Сегодня мы начинаем цикл онлайн пятиминуток «О русском языке с библиотекарем»!
Хорошо ли вы знаете родной язык? Правильно ли говорите? Давайте проверим!

Леточтение 2020. Викторина по рассказу Николая Сладкова «Русские сказки о природе»

Лето продолжается!!!
Наша еженедельная рубрика для юных читателей.
«Лето-ЧТЕНИЕ 2020» «С книгой в летнем рюкзачке»
Ребята, сегодня мы предлагаем ответить на хитрые вопросы.
Чтобы справиться с заданием, нужно прочитать книгу Николая Сладкова «Русские сказки о природе».

1. Когда медведь бывает сытым?
2. Почему зайцу не нужны лисьи зубы, волчьи ноги да рысьи когти?
3. Чего боится мышка-трусишка?
Почему?
4. Как спит летучая мышь?
5. Кто спит сидя?
6. Кто спит стоя?
7. А как спит заяц?
8. Почему, по мнению лисы, колючки ежу не к лицу?
9. Почему зайцу горькая осина вкусной кажется?
10. Почему одуванчик кричит то «Ура», то «Караул»?
11. Филин – хищная птица. Кого он может проглотить?

Желаем всем успехов!!!
Ребята, ответы на вопросы викторины присылайте на наш адрес: garina-m@cbstolstoy.ru