Животные — герои Великой Отечественной войны


Не секрет, что животные на войне помогали людям. Популярностью пользовались конечно же собаки. Как и сейчас, они вынюхивали взрывчатые вещества, а также могли сами быть подрывниками, неся на себе к цели «пояс шахида». К помощи четвероногих прибегали в разных ситуациях. Они могли при обстреле доставлять на себе важные сообщения, отыскивали в лесах и болотах раненых солдат. С их помощью было разминировано 303 города, около 20 тысяч зданий и обнаружены миллионы мин и других взрывчатых веществ.

Еще одна профессия для четвероногих друзей – подрывники танков. Этому единственному в их жизни заданию специально обучали, так как надо было четко броситься со взрывчаткой под гусеницу вражеского транспорта. Всего за годы войны собаками уничтожено более 300 боевых машин.

В то время не было высоких технологий. Почту и важную информацию приходилось отправлять голубями. За пять лет войны, птицами было доставлено более 15 тысяч «голубеграмм». Пернатых специально обучали этому делу, находили к ним подход. Их же использовали в качестве шпионов. К груди пристегивали портативное фото устройство и с ним отправляли в небо над позициями противника. Таким необычным способом получали достоверные данные о вооружении и численности немцев и их союзников.

Голуби были костью в горле у фашистов, и Гитлер даже отдал приказ об истреблении этих птиц у противника. Снайперы отстреливали их в небе, натравливали ястребов, ходили по домам с целью изъятия и дальнейшего уничтожения голубей. Скрытие от немцев данной птицы каралось казнью.

В блокадном Ленинграде особую популярность получили кошки. Животные спасали от крыс и мышей кормовые запасы, которых во время блокады и так не хватало, а также защищали от грызунов картины, спрятанные в подвалах Эрмитажа. Своим теплом мурлыки согревали детей. А, когда еды уже совсем не было, то в ход шло кошачье мясо.

История помнит, как в Ленинграде перевелись все коты и на улицах появились крысы. К счастью, когда блокаду прорвали советские воины, то сразу же в город было переправлено большое количество дымчатых кошек, собранных со всего Советского Союза. Таким образом, удалось победить грызунов. В память о животных, спасших культурную столицу, в городе Тюмень организовали «Сквер Сибирских кошек», в котором установили двенадцать отлитых из чугуна скульптур защитникам Ленинграда.

Недостаток техники или невозможность воспользоваться ею компенсировали альтернативной тяговой силой – брали лошадей, верблюдов и даже оленей. При помощи этих животных перевозили не только солдат, но и орудия, снаряды, медикаменты, продовольствие и прочие тяжелые предметы. К примеру, артиллерийскую пушку тянули шесть коней. Если верить официальным данным, то на войне участвовало 2 миллиона лошадей, но на самом деле могло быть намного больше, так как неизвестно, сколько не зафиксированных помощников было у Советской Армии.

Воспользоваться лошадью можно было не всегда, так как по следам копыт расшифровывали место дислокации войск, поэтому в некоторых случаях прибегали к помощи верблюдов, оленей и лосей. Их отлавливали и приручали. Минусом было то, что они плохо поддавались дрессировке и зачастую простому человеку тяжело справится с большим животным. В этом случае на помощь приходили пастухи со своими навыками работы со скотом.

Ольга Бурвиц

Маскировка Москвы от бомбардировок в 1941 году

Дорогие друзья, мы продолжаем вас знакомить с интересными событиями, которые происходили в годы Великой Отечественной войны, об образцах смекалки и военной хитрости, которые проявляли советские люди в борьбе с врагом. Они тоже стали частью Великой Победы!

В сентябре 1941 года началась битва за Москву. Но германские самолёты появились в московском небе намного раньше — в ночь с 21 на 22 июля. Понятно, что главной целью для вражеской авиации было самое сердце советской столицы — Кремль. И каково же было удивление немецких лётчиков, когда ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади они не обнаружили! Казалось бы, куда могли исчезнуть 27,5 гектара территории, причём обнесённой высокими стенами и повсюду сверкающей золотыми куполами? К тому же Кремль с высоты выглядит неправильным треугольником и является отличным ориентиром для пилотов. А ведь, как оказалось, никакой мистики тут нет…

Гитлеровцы вторглись на территорию Советского государства 22 июня. Было ясно, что очень скоро тучи вражеских бомбардировщиков рванутся к Москве, а потому уже к середине июля Москву окружили плотным кольцом ПВО, а также привели в боевую готовность авиацию. Несмотря на это, командование понимало, что на все 100 процентов отразить воздушные атаки не удастся: кое-какие самолёты все же прорвутся к столице. Для защиты населения подготовили бомбоубежища, обеспечили светомаскировку зданий и транспорта. Но как быть с важными стратегическими объектами, заводами, памятниками архитектуры, а также с Мавзолеем и Кремлём — символами страны? Как не допустить их разрушения?

Выход нашла группа архитекторов под руководством Бориса Михайловича Иофана. Он предложил попросту замаскировать прилегающие к нему территории, да и остальные наиболее ценные объекты. Проект по тем временам выглядел просто фантастическим! Но размышлять было некогда — войска армий группы «Центр» рвались к Москве, и командованию пришлось согласиться. В архиве сохранилась секретная записка от 26 июня 1941 года, в которой комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов рекомендует Лаврентию Берии немедленно приступить к реализации плана Бориса Иофана.

Рассказывая о маскировке Кремля, невольно вспомнишь старый анекдот: «Пока враг разрабатывает стратегию наступления, советские солдаты вручную изменяют окружающий ландшафт и тем самым вводят противника в заблуждение». Именно этим и занялись наши военные. Разработку проекта группа Иофана завершила к 14 июля. Предлагалось два варианта «исчезновения» Кремля: плоскостная и ложная маскировка. Первая предусматривала перекраску зданий и скрытие их наиболее приметных элементов. Москвичи тут же взялись за работу: все старинные здания стилизовали под обычные дома, закрасили зелёные крыши, нанесли тёмную краску на позолоченные купола, сняли кресты, зачехлили звезды на башнях. На кремлёвских стенах нарисовали окна и двери, а зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши домов. Все это осуществляли специально выделенные от каждого полка подразделения. На наиболее высоких зданиях, таких как колокольня Ивана Великого, работали альпинисты. Во время перекраски особо важных и ценных сооружений обязательно присутствовали архитекторы. По второму варианту маскировки нужно было с помощью ложных объектов до неузнаваемости изменить планировку московских улиц. По всей Москве, и в особенности в окрестностях Кремля, появились здания-призраки, которыми «застроили» все площади и парки. Силуэты многих сооружений изменяли маскировочными сетками. Повсюду протянулись до этого не существующие дороги, а настоящие разрисовали так, чтобы сверху были видны крыши домов. Так с воздуха выглядела и Красная площадь. А через Москву-реку перекинулся ложный мост.

Кстати, несмотря на то, что Мавзолей тоже стал «обычным городским зданием» — над ним вырос фанерный двухэтажный домик, — чтобы полностью уничтожить место упокоения вождя мирового пролетариата, достаточно было бы одного попадания бомбы. А потому ещё 3 июля тело Ленина специальным поездом отправили в Тюмень. Обратно вождь мирового пролетариата вернулся лишь 28 марта 1945 года.

А знаете ли вы, что для проведения 7 ноября 1941 года парада на Красной площади на три дня убрали со стен Кремля и Мавзолея маскировку. Это был риск. Но Сталин сказал: «Даже погода помогает большевикам». Она в эти дни стояла нелётная!

Закончить маскировку до бомбардировок не успели. Первый налёт случился в ночь с 21 на 22 июля — ровно через месяц после начала войны. Около 10 часов вечера 220 самолётов люфтваффе появились со стороны Смоленска. Пилотировали их профессиональные лётчики, получившие опыт прорыва через ПВО ещё во время бомбардировок городов Западной Европы. Правда, пробиться к Москве оказалось гораздо сложнее — сквозь советский противовоздушный заслон удалось пройти лишь нескольким машинам. О том, что маскировка сработала, говорит такой факт: на территорию Кремля упало лишь несколько бомб, да и то не причинивших серьёзных повреждений. Лишь один 250-килограммовый фугас угодил в Большой Кремлёвский дворец — бомба пробила крышу и потолочное перекрытие Георгиевского зала, ударилась об пол, но не взорвалась. Всего же в Москве за время этого пятичасового налёта рухнуло 37 зданий.

Убедившись в эффективности плана Иофана, командование постаралось как можно быстрее закончить маскировку. Уже 29 июля майор госбезопасности Н.С. Шпигов взлетел над Москвой на самолёте «Дуглас» и, осмотрев территорию с высоты тысячи метров, остался доволен результатом.

Начиная с 22 июля, бомбардировки стали регулярными. Фашистские самолёты появлялись над Москвой, едва опускались сумерки, и бомбили до пяти-шести часов утра. Порой за одну ночь случалось по четыре-пятъ налётов. Из-за мощной противовоздушной обороны немцы не решались на дневные атаки, а в ночных условиях «перестроенная» Москва совершенно сбивала их с толку. Бомбардировщики обычно двигались двумя волнами: первая сбрасывала зажигательные бомбы, а вторая — фугасные, целясь по освещенным первыми объектам. Понятно, что при такой видимости сложно определить, где настоящая цель, а где нет. Конечно, лётчики приспособились отличать кое-какие муляжи (например, нарисованные здания, в отличие от реальных, не отбрасывают тени). Но осветительные бомбы сбивались специально установленными для этого малокалиберными зенитными орудиями и пулемётами, пилотов слепили лучи прожекторов, пикировать приходилось под шквальным зенитным огнём, что делало воздушные атаки ещё сложнее. Так что большинство бомб сбрасывалось беспорядочно, а многие прицельные удары наносились по «призракам». Например, некоторые ложные объекты москвичи специально подсвечивали, создавая эффект ухудшенной светомаскировки, и немецкие бомбы летели именно туда.

Конечно, основная заслуга в отражении гитлеровских авианалётов принадлежит именно блестяще организованной противовоздушной обороне. Из 8600 бомбардировщиков, посланных на советскую столицу, цели достигло менее трёх процентов, а 1392 самолёта были уничтожены истребителями и зенитками. И все же 234 бомбардировщика смогли прорваться к Москве и сбросить 1610 фугасных бомб и около 100 тысяч зажигательных. Вот тут и помогла маскировка: примерно треть этого смертоносного груза попала в ложные цели. За девять месяцев бомбёжек — с июля 1941-го по апрель 1942 года — пострадало лишь 19 небольших предприятий, а также 227 зданий (жилые дома, больницы, школы, театры). Если бы не план Иофана, разрушений было бы в разы больше. За войну Москву бомбили 141 раз, из них Кремль — восемь, да и то не причинив значительных повреждений.

Правда, в 1945 году у кремлёвской комендатуры возникла серьёзная проблема, как сделать Москву снова златоглавой, ведь за четыре года краска въелась в купола. Зато Парад Победы проходил в почти не пострадавшей Москве!

Ольга Бурвиц

Важно помнить! Важно знать!

Все дальше и дальше от нас уходят поколения, пережившие эти труднейшие военные годы. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то, что должно всегда присутствовать в нашей жизни — это память.

Память — это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и трагическом для всего нашего народа событии. В наших силах не забывать о цене той войны и изо всех сил пытаться сделать так, чтобы ничего подобного в истории человечества больше никогда не случилось. Память о войне — это память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности. Это правильно и это необходимо, чтобы молодое поколение помнило мужество и стойкость своих прадедов в той страшной войне.

Важно помнить! Важно знать!

75-летию Великой Победы посвящается!

Дорогие друзья, сегодня у нас особенный день! Он посвящен предстоящему празднованию 75-летия Великой Победы, которое мы с вами будем отмечать завтра!

Сегодняшний день мы начнем с поэтических строк, которые сотрудники нашей библиотеки подготовили специально для вас!

Поэзия сегодня будет занимать особое место в нашем с вами виртуальном общении: сегодня в 14:00 на YouTube-канале ЦБС им. Л. Н. Толстого стартует поэтический марафон «Поэзия Победы» в рамках Конкурса молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова: https://www.youtube.com/user/CbsTolstoyNsk

src=»https://www.youtube.com/embed/UzKNMaoKq8M» height=»315″ frameborder=» width=» allowfullscreen=»allowfullscreen»>

 

История песни «До свиданья, города и хаты»

Дорогие друзья, мы продолжаем знакомить вас с историями военных песен.

Во время Великой Отечественной войны песня была духовным оружием фронта и тыла. Она звала в бой, воодушевляла памятью о мирных днях и вселяла в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

Сегодня мы вам поведаем историю песни «До свиданья, города и хаты».

29 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала стихотворение поэта Михаила Исаковского «Походная песня», которое начиналось словами:

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

И почти сразу к этим стихам была написана музыка, причем одновременно несколькими композиторами. Одним из этих композиторов был Исаак Осипович Дунаевский. Песня с его мелодией в первые же дни июля была записана и прозвучала по радио в исполнении ансамбля песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Разбившись на бригады, ансамбль, руководимый этим прекрасным композитором, пел «Походную» и другие его песни на вокзалах и призывных пунктах столицы, провожая на фронт воинские эшелоны.

Тогда же, летом 1941 года, Дунаевский включил «Походную песню» в один из выпусков боевого кино сборника «Победа — за нами!», к которым писал музыку. Пел ее с ансамблем ЦДКЖ киноактер Борис Чирков.

В те же самые дни перед воинами, отправлявшимися на фронт, выступали и артисты хора имени М. Пятницкого, в репертуаре которого была песня, написанная на те же стихи Исаковского композитором Владимиром Захаровым.

«Не могу равнодушно слушать песню «Походная», — вспоминал один из руководителей этого прославленного художественного коллектива Петр Михайлович Казьмин. — Эта песня овеяна дыханием первых дней войны…. Она всегда напоминает мне затемненные, настороженные московские улицы, окна домов с белыми бумажными полосками на стеклах, военные грузовики с зелеными ветками, вокзалы, заполненные народом. Тут и кадровые части, тут и толпы людей, только что прибывших из деревень, запыленных, небритых, с мешками за плечами. В это время школы были заняты под призывные пункты. Нам нередко приходилось выступать в коридорах школ. Выступали по два, по три раза в день. Из призывных пунктов переезжали на вокзалы, пели:

На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Вы без нас, девчата, не грустите, —

Мы придем с победою назад…

Особой тревогой были заполнены вечера. Света нет. Улицы большого города в темноте. Хорошо, что ночи коротки. Не хотелось вечерами забираться далеко от дома. Не сразу засыпали. Долго обсуждали последние известия с фронта. А на другой день в полдень — снова на вокзалах, на призывных пунктах».

И все-таки наибольшую известность, и самое широкое распространение в годы войны получила песня, музыку которой к этим же стихам Исаковского сочинил композитор Матвей Блантер. Она-то и вошла в песенную антологию военных лет. Впервые ноты ее были опубликованы в сборнике «В бой за Родину!», выпущенном Воениздатом НКО СССР и Музгизом осенью 1941 года. Тогда же песня «До свиданья, города и хаты» М. Блантера и М. Исаковского была разучена хором и оркестром под управлением военного дирижера и композитора Семена Александровича Чернецкого, в этом же исполнении она была записана и на грампластинку. Запевал песню солист Большого театра Петр Киричек. Сведения эти сообщила газета «Вечерняя Москва» от 7 октября 1941 года в заметке «Боевые песни в граммофонной записи». Не последнюю роль в успехе блантеровского варианта песни сыграли блестящее исполнение и трактовка ее прославленным Краснознаменным ансамблем под управлением А. В. Александрова. В репертуаре этого коллектива песня «До свиданья, города и хаты» исполняют до сих пор.

Светлана Пиоттух

Подвиг Матвея Кузьмина

Во времена Великой Отечественной войны 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина, который в 1613 году привел поляков в непроходимое болото.

В феврале 1942 года в селе Куракинотха поселился немецкий батальон горного батальона, которому было поручено прорваться в тыл советских войск, планируя контрнаступление на Малкинских высотах. В Куракино жил Матвей Кузьмин. Немцы попросили старика быть их проводником, предложив взамен еду и ружье. Кузьмин согласился на предложение и, оповестив ближайшую часть Красной Армии через 11-летнего внука, отправился с немцами в путь. Проведя гитлеровцев в объезд, старик повел их в село Малкино, где их ждала засада. Советские солдаты встретили врага пулеметным огнем, а Матвей Кузьмин был убит одним из немецких командиров.

Ольга Бурвиц

Служивый верблюд Яшка

В истории Второй мировой войны об этом редко говорили, но 28-я резервная советская армия, сформированная в Астрахани во время боев под Сталинградом, использовала верблюдов для маскировки транспортных орудий. Ловить диких верблюдов и приручать их советским солдатам пришлось из-за острой нехватки автомобильной техники и лошадей. Большинство из 350 прирученных животных погибли в различных боях, а выживших перевели в хозяйственные единицы или зоопарки. Один из верблюдов, которому дали имя Яшка, отправился вместе с солдатами в Берлин.

Ольга Бурвиц

История песни «Огонёк»


Творчество композиторов-песенников в военные годы – одна из самых замечательных страниц нашей музыки. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом. Многие из песен военных лет имеют славные биографии.

Представляем вашему вниманию историю песни «Огонёк».

19 апреля 1943 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк» с подзаголовком «песня», но ни нот, ни подстрочника не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как Матвей Блантер, Александр Митюшин, Нина Макарова, Исаак Шварц, так и любители (Н. Чугунов, Валентин Никитенко). Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Песню «Огонек» с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста – Исаковский, а музыка – народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго «Стелла», автор которого также неизвестен.


«Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл». Автор песни Евгений Долматовский.

Примечательно, что в Японии «Огонёк» наряду с «Катюшей» является самой популярной русской хоровой песней.

Светлана Пиоттух

Следствие ведут экологи

Наш мир — это прекрасное место. Грустно осознавать, что мы, люди, причинили намного больше вреда нашей любимой Земле, чем пользы. И, к большому сожалению, каждый год состояние окружающей среды только ухудшается. Когда мы говорим об окружающей среде, мы имеем в виду все, что нас окружает: леса, животные, растения, люди, горы и реки.

Есть данные, что более трети жителей Земли хотели бы улучшить экологическую обстановку в стране. Часто люди стараются внести личный посильный вклад в защиту окружающей среды: экономят воду и электричество, сдают макулатуру, задумываются о покупке электромобиля в будущем. Однако в сфере экологии все еще очень много мифов, которые прочно засели в наших головах, но при этом не имеют под собой научных обоснований.

Сегодня мы попробуем вместе в этом разобраться. Итак, следствие ведут экологи!

Миф 1. «Чем больше деревьев — тем лучше для планеты»

Высаживание деревьев считается лучшим способом решить проблему изменения климата. Мировые лидеры договорились восстановить 350 млн. га леса к 2030 году.

Деревья хотят высадить в саваннах и лугах, покрывающих огромные территории Земли. Однако такие экосистемы играют существенную роль, занимая 20 % земной поверхности и являясь домом для множества диких животных, таких как львы, слоны, антилопы гну. Почти 1 млрд. человек называют это место домом, выращивая на этих территориях скот и сельскохозяйственные культуры.

В отличие от северных лесов, посадка деревьев в южных широтах может привести к вытеснению видов растений и животных, которые предпочитают открытую, хорошо освещенную среду. Результаты исследования, проведенного в Южной Африке, Австралии и Бразилии, открывают нам неприятную истину: оказывается, их уникальное биоразнообразие утрачивается по мере увеличения древесного покрова, а также постепенно уменьшается количество воды в ручьях и реках (на 52 %).

Миф 2. «Из-за жизнедеятельности человека на Земле ежегодно вымирает около 50 тыс. видов животных» 

Биолог Норман Майерс предсказывал вымирание более 50 тыс. видов животных в год. По мнению ученых, флора и фауна Земли сейчас находятся в стадии 6-го массового вымирания растений и животных.

Однако все не так страшно. За последние 500 лет на Земле, согласно отчету Международного союза охраны природы и природных ресурсов (IUCN),вымерло не более 1 тыс. видов живых существ, преимущественно животных. Это естественный эволюционный процесс.  Существенно затрудняет объективный подсчет то, что мы толком не знаем, сколько существует видов живых организмов на нашей планете сейчас. Разброс огромен: от 2 млн. до 30 или даже 100 млн. видов.

Приведем перечень самых крупных вымираний в истории Земли:

  • 440 млн. лет назад — вымерло больше половины видов живых существ.
  • 364 млн. лет назад — численность видов сократилась на 70 %.
  • 251 млн. лет назад — исчезло более 95 % видов всех живых существ.
  • 199,6 млн. лет назад — пропало около половины видов.
  • 65,5 млн. лет назад — исчезло около 75 % видов, включая динозавров.

Все вышеперечисленное не говорит, что можно не переживать из-за исчезновения животных. В наших силах не добавлять к естественным причинам вымирания еще и человеческий фактор.

Миф 3. «Пластиковая тара может плавать в океане тысячу лет»

Человечество производит 100 млн. тонн полиэтилена в год. И хоть большая его часть перерабатывается, остальное, к большому сожалению, попадает в воды Мирового океана. Конечно же, никто не будет спорить, что этот мусор действительно убивает морских животных и наносит вред экологии. Но вот распространенное мнение, что пластиковая бутылка, например, может «жить» в воде около тысячи лет — заблуждение. В соленой воде, под действием солнечных лучей процесс разложения занимает примерно год. Но та же бутылка, спрессованная и находящаяся в условиях, где нет бактерий, может просуществовать и 10 веков.

Кстати, японские ученые обнаружили абсолютно новый вид бактерий, способных переработать ПЭТ (самый распространенный в мире пластиковый материал) за 6 недель. Так что у планеты есть шанс!

Миф 4. «Бумага и биопластик более безопасны, чем пластик»

Все думают, что бумажный пакет безопаснее, потому что он разлагается быстрее, чем пластик. Но никто не думает о том, как влияет бумажное производство на природу: загрязняет водоемы и является причиной вырубки лесов.

Биопластик — это пластик растительного происхождения, который действительно относительно быстро разлагается. Но это разложение происходит в специальных условиях, а не на свалках, куда и отправляются большинство биоразлагаемых упаковок.

Правда: Оба варианта упаковки вредят окружающей среде. Поэтому, какой бы пакет и вид пластика вы ни выбрали в повседневной деятельности, используйте его повторно, а потом сдайте на вторичную переработку.

Миф 5. «Природные экосистемы не оставляют отходы»

О живой природе мы говорим, как о саморегулирующейся, но далеко не все в ней утилизируется. При полной утилизации не формировались бы почвы. Уголь, нефть, сланцы, мрамор — все это «отходы» прошлых биосфер.  Это своеобразная свалка, которую устроила природа.

Правда: Экосистемы оставляют отходы, но их «мусор» захоронен в таком виде, что он не оказывает вредного воздействия на природу на будущих этапах ее развития. Если, конечно, не вмешивается человек.

Миф 6. «Причина экологических кризисов — всегда человек»Климат планеты меняется

В изменении погодных условий винят выбросы в атмосферу углекислого газа от источников, которые создал человек. Но роль человека в этом сильно преувеличена. Так, ежегодный выброс углекислого газа из Мирового океана в несколько раз больше, чем антропогенный. Человеческий фактор — лишь одна из причин так называемого глобального потепления, наряду с изменением солнечной активности или извержениями вулканов.

Совет, как поступить. Иногда вещи происходят сами собой, так что и климат может меняться без особого внешнего воздействия — деятельности человека.

Правда: Иногда окружающая среда сама является причиной собственных бед. Но, к сожалению, пагубное влияние человека на ее состояние намного сильнее.

Миф 7. «Экологический кризис на Земле случился впервые»

Первый экологический кризис произошел около 50 тыс. лет назад, когда произошло истощение ресурсов земли первыми людьми. Тогда, чтобы преодолеть нехватку пропитания, люди придумали выжигать почву, чтобы обновить экосистему. Но кризисы с перерывами в несколько тысяч лет возникали снова, переживая которые, человечество изобрело земледелие и животноводство, совершило промышленную революцию.

Правда: На протяжении всего существования человечества случались экологические кризисы. Но осваивая технологии для их преодоления, человек только вызывает новые, все более масштабные экологические катастрофы.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой — величайшее чудо, она у нас одна.   Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Светлана Пиоттух

Читайте, люди, книги о войне!

Вот и завершается наша Библионочь «Салют Победе»…

Пройдет несколько дней и мы с вами будем праздновать 75 лет Победе в Великой Отечественной войне…

Под мирным небом подрастает новое поколение двадцать первого века. Для них Великая Отечественная война – это далёкая история. Сегодняшняя молодёжь узнаёт о ней из рассказов взрослых, из кинофильмов и книг о войне.

Но с каждым годом, всё меньше остаётся ветеранов войны, тех, кто мог бы рассказать о своём ратном подвиге, о своих товарищах и сослуживцах, и о том, какой ценой была завоёвана Великая Победа.

Представить этот подвиг во всех деталях, воссоздать героические и трагические страницы прошлого помогает литература. Именно литература всегда была одним из основных источников, который формировал историческое сознание и чувство патриотизма.

Прочитанные книги о войне могут тронуть чьё-то сердце, добавить каплю доброты и внимания в жизнь тех, кто прошёл эту войну, видел её ужасы, помогут осознать ценности мирной жизни…