900 дней мужества

Дню снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года посвящается…

Враги ломились в город наш  свободный,

Крошились камни городских  ворот…

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Он шёл с бессмертным возгласом в груди:

— Умрём, но Красный Питер не сдадим!.. ( О. Берггольц)

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после освобождения Ленинграда многие задавались вопросом — можно ли было избежать этого кошмара? Избежать — видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был важным стратегическим объектом.  Здесь находился Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.

15 февраля в нашей библиотеке  для ребят 6 и 7 классов школы № 97 было проведено  мероприятие, посвященное 75-й годовщине снятия блокады с Ленинграда  «900 дней мужества».

Заведующий читальным залом Галина Петровна Егорова рассказала ребятам о блокаде Ленинграда. Учащимся был показан видеоролик, в котором сообщалось о том, что пришлось пережить людям во время блокады, какие испытания вынести, чтобы выжить и отстоять город. Вместе с ребятами мы просмотрели презентацию, с фотографиями истощенных детей, учащиеся узнали, что норма хлеба в день была всего 125 граммов на человека. Несмотря на голод и  холод,  в блокадном Ленинграде шли занятия в школе. Даже в жутких условиях дети учились.  Это был подвиг.  Опасен и тяжел был путь в школу, на улицах часто рвались снаряды. Ученики шатались от голода, но все равно учились.

Наши гости были потрясены тем, что увидели и услышали на мероприятии, многие учащиеся не могли сдержать слез. «Никто не забыт и ничто не забыто». Эти слова родились в Ленинграде. Нет примеров, равных почти 900-дневной обороне блокированного Ленинграда. Ничто не сравнится с этой героической эпопеей.

Мне и самой порою не понять,

Всего, что выдержали мы с тобою…

Пройдя сквозь пытки страха и огня,

Мы выдержали испытанье боем.

И, каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану. ( О. Берггольц)

Вед. библиотекарь С. П. Пиоттух 

Презентация выставки «Летопись блокадного Ленинграда»

В этом году исполнилось 75 лет со дня снятия блокады с Ленинграда. Мы не могли пройти мимо этого события. 14 февраля к нам в библиотеку пришли учащиеся 7 класса школы № 97. Для них мы провели презентацию книжной выставки «Летопись блокадного Ленинграда».

Заведующий читальным залом Егорова Галина Петровна представила ребятам книги, которые повествуют о блокадном Ленинграде. Среди этих книг особое место занимает книга Алеся Адамовича и Даниила Гранина «Блокадная книга». Это суровая книга, которая рассказывает о мужестве осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, оставшихся в нечеловеческих условиях блокады. Работая над книгой, ее авторы использовали дневники и рассказы ленинградцев.

Учащимся был показан видеоролик о блокаде Ленинграда, фотографии-свидетельства жестокой осады города. Класс затих, многие не могли сдержать слез.

В ходе презентации сотрудники библиотеки не могли не вспомнить историю 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у неё родных и сделала её сиротой. В  своем дневнике Таня сделала девять коротких трагических записей, которые заканчиваются словами: «Умерли все». «Осталась одна Таня». Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Очень тяжело было читать строки из дневника Юры Рябинкина, который умер от голода в Ленинграде.

В январе 1942 года, в разгар необычно холодной зимы, было зарегистрировано самое низкое количество продовольствия в городе: на человека приходилось только по 125 граммов хлеба в день. Только за два месяца, за январь и февраль 1942 года умерли от холода и голода 200 тысяч ленинградцев. Невозможно без слез читать строки, которые  написаны умирающими от голода и холода людьми. Несмотря на страдания от голода и холода даже дети, переживали за своих близких, а потом уже думали о себе.

Мы рассказали ребятам об ужасах блокады Ленинграда, о том,  что пришлось испытать ленинградцам в те военные годы. Никого из ребят не оставила равнодушным книжная выставка «Летопись блокадного Ленинграда», подготовленная сотрудниками библиотеки.

Танин дневник – это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться».

И. Малышев

Вед. библиотекарь С. П. Пиоттух 

Вечер – портрет «Неизвестный Менделеев»

Воспоминания современника (Александр Александрович Байков, русский химик и металлург, ученик Менделеева).

«В первый раз я услышал имя Менделеева в 1886 году. Я был тогда в шестом классе Курской гимназии…

Однажды мне один товарищ говорит: «Мой старший брат был в Петербургском университете на естественном факультете, а потом перешел на другой факультет, и его книги остались у меня,  среди них есть университетский курс химии, если хочешь, возьми его себе».

-А чья это химия? — спрашиваю я

Какого-то Менделеева, — говорит он, ты его не знаешь?

Нет,  говорю, не знаю. В этот же день я получил эту химию и вечером стал ее читать. Это были «Основы химии» Д.Менделеева, 3-е издание 1877 года. Я не мог оторваться от этой книги до поздней ночи, я был потрясен, я был взволнован, я был подавлен величием и грандиозностью той науки – настоящей, полной и глубокой науки, которая излагалась в той книге, и она сделалась моей настольной книгой. Я её постоянно читал и перечитывал самым внимательным образом с величайшим прилежанием, я её систематически изучал и углублялся в неё все более и более, старался усвоить её как можно лучше, и тогда у меня окончательно созрела мысль сделаться химиком. И по окончании гимназии я поступил в Петербургский университет».

В 2019 году исполняется 185 лет со дня рождения великого русского ученого – химика Д. И. Менделеева. Вечер – портрет «Неизвестный Менделеев», посвященный этому юбилею, состоялся в нашей библиотеке. Ребята из 7 класса школы № 97 были гостями этого мероприятия и совершили немало открытий для себя в биографии и деятельности ученого. Для большинства учащихся стало открытием, что Менделеев был семнадцатым ребенком в семье, очень любил детей, хотя и обладал тяжелым характером.

Сотрудники библиотеки постарались развеять некоторые мифы о Менделееве, например, как об изобретателе водки. На самом деле он просто написал диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою». Не менее популярен миф о том, что знаменитая таблица приснилась ученому. Опровергая эту легенду, библиотекари привели слова самого Менделеева: «Я над ней может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: задремал и вдруг… готово».

В конце вечера мы загадали ребятам загадку: « Какое хобби было у Менделеева»?  Не отгадал никто! Нам пришлось раскрыть загадку – на досуге ученый любил мастерить чемоданы! Удивлению детей не было предела!

Мы были рады показать учащимся личность великого ученого с необычной стороны и согласно бланкам обратной связи, наше мероприятие понравилось учащимся.

Зав. библиотекой О. В. Бурвиц

Территория счастливого детства

Прекрасно, когда у библиотеки много юных читателей! Но особым удовольствием для нас является то, когда наши читатели приходят в библиотеку поделиться своим талантом! В который раз мы убедились, что не талантливых детей не бывает!

Фольклорные посиделки «Гуляй на святки без оглядки»

Рождество – это один из самых долгожданных и любимых праздников. Это самый добрый и светлый праздник. История праздника Рождества  уходит глубоко в прошлое, праздник этот  тесно связан с христианской культурой. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения – 19 января. О том, как весело гуляли святки на Руси, мы решили рассказать нашим юным гостям.

10 января к нам в гости пришли учащиеся  школы № 97. Для них мы подготовили фольклорные посиделки «Гуляй на святки без оглядки».

Заведующий читальным залом Егорова Галина Петровна рассказала ребятам историю праздника, почему мы его отмечаем, познакомила  с народными традициями. В ходе праздника дети узнали, что Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Парни, девушки, дети ходили по дворам, наряжаясь животными, пели песни — колядки, желая хозяину урожайного года, добра в доме. Хозяева одаривали колядовщиков угощением. Дети разучили и спели рождественскую колядку. Вместе мы просмотрели видеоролик с рождественской песней.  Яркие впечатления ребята  получили, участвуя в веселых конкурсах: «Назови праздник», «Рукавичка», а также, узнали немного больше о значении своего имени.

В завершение праздника ребята с интересом прослушали  библейскую историю о том, как появилась на небе Вифлеемская звезда, и посмотрели мультфильм о Рождестве Христовом. Очень весело и здорово мы посидели, ведь считается: «Как Святки проведёшь, так и весь год сложится».

вед. библиотекарь С. П. Пиоттух

святки

С Новым годом!

С Новым годом! Волшебства,
Смеха, счастья и тепла,
Мира, радостей, достатка
И во всех делах порядка!

Пусть все серое, плохое
Старый год возьмет с собою.
Впредь лишь светлые мгновенья
Создают пусть настроенье!

Праздник «Новый год отметим вместе — танцем, юмором и песней»

Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идёт!
Постучится в двери к нам:
Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки…

Скоро Дед Мороз придёт!
Нам подарки принесёт —
Яблоки, конфеты…
Дед Мороз, ну где ты?

 З. Орлова

Уже совсем скоро мы будем отмечать самый любимый и долгожданный праздник всех взрослых и детей – Новый год! Все мы с нетерпением ждем наступления праздников, тщательно готовимся, покупаем подарки, украшаем красавицу елку, накрываем новогодний стол. Даже взрослые в Новогоднюю ночь мечтают о чуде, загадывают желания и верят, что они обязательно исполнятся. И вот накануне этого замечательного праздника мы пригласили ребят из школы № 97 к нам в гости, чтобы узнать, а что они знают про Новый год и как его отмечают.

Заведующий читальным залом Егорова Галина Петровна рассказала ребятам историю праздника, когда  мы отмечаем Новый год, кого все с нетерпением ждем в гости.

До появления Деда Мороза главный герой праздника был Дед Трескун. Нрав у него был очень суров, как русские морозы. Позднее он превратился в Деда Мороза — доброго и щедрого. Ребята очень внимательно слушали историю, а потом поделились с нами, как  дома они встречают Новый год. Вместе мы вспомнили и исполнили песенку «В лесу родилась елочка».

Главная новогодняя традиция наряжать елку, как здорово, когда все члены семьи вместе наряжают новогоднюю красавицу. Ребята узнали, как отмечается Новый год в других странах, познакомились с Шо-Хин (китайский дед мороз), вспомнили Санта Клауса. Для ребят провели конкурс —  «Назови отличия Деда мороза от Санта Клауса». Все отлично справились с заданием.

В зале нашей библиотеки стоит новогодняя красавица елка. Мы собрали ребят в круг, чтобы загадать им новогодние загадки. Дети с азартом отгадывали, показали свою эрудицию и смекалку. В завершении нашей встречи мы дарили друг другу самые добрые пожелания и поздравления.

Новый год

Вед. библиотекарь С. П. Пиоттух

Беседа — воспоминание «Куда уходит детство»

12 декабря к нам в библиотеку пришли ребята, учащиеся школы № 97.  Вместе с ребятами мы совершили необычное путешествие, путешествие в сказочную страну детства. Это звучит немного странно, так как все дети  мечтают как можно скорее вырасти и стать взрослыми. Но сегодня мы решили немного пофантазировать и предложили нашим гостям вообразить себя взрослыми, которые вспоминают лучшие моменты своего детства.  Ведь детство – это так здорово. Так что же такое детство?

Любимое занятие в детстве – это игра. В игре мы получаем  не только радость и удовольствие, но и развиваемся, общаемся со сверстниками, учимся. Поэтому с ребятами мы тоже решили поиграть в игру «Расскажи мне обо мне». Учащиеся разделились на пары и рассказали всем о своем собеседнике, вернее, о том, каким он был в детстве. Подводя итоги игры, мы показали ребятам видеоролик, где малыши детского сада рассказывают о своих лучших друзьях.

Вместе с ребятами мы вспомнили свои любимые игры и развлечения, и перешли к музыкальному конкурсу, в котором нужно было угадать, из какого мультфильма звучит песня. Мы здорово повеселились, а ребята отлично справились с заданием.

Самые любимые литературные произведения в детстве – это сказки. Поэтому в викторине «В гостях у сказки» ребята  приняли активное участие и быстро справились с хитрыми вопросами.

В завершение мероприятия мы прослушали песню «Куда уходит детство». А также напомнили, что наши гости все еще дети и детство у них еще не закончилось и самое интересное еще впереди.

Так как ребята были в гостях в библиотеке, то они с большим удовольствием прошли в детский зал и выбрали себе книги по душе.

Вед. библиотекарь С. П. Пиоттух

Конкурсная программа «О Новосибирске, с любовью!»

Любите ли вы Новосибирск так, как любим его мы?

30 ноября в нашей библиотеке собрались учащиеся 8-го класса школы № 97, чтобы поучаствовать в конкурсной программе «О Новосибирске с любовью».

Как назывался наш город раньше? Где находился сад Альгамбра? Это только некоторые вопросы из викторины, с которой началось наше мероприятие. Наибольший интерес вызвали у ребят видеосюжеты из прошлого нашего города. В каждом их них была загадка, отгадать которую удалось только самым сообразительным.

В конце мероприятия наступило время для домашнего задания: наши юные гости представили свои рисунки о родном городе. Победитель определился по итогам всей конкурсной программы. Ей оказалась Ануфриева Алена.

Закончилось мероприятие вручением призов и памятных сувениров.

Зав. библиотекой О. В. Бурвиц

Историко-литератуный вечер «Жить не по лжи» (к 100-летию А. И. Солженицына)

В 2018 году наша страна отмечает 100-летие великого русского писателя А. И. Солженицына. Не только своими книгами, но и всеми поступками он утверждает: жить надо не по лжи. Это высказывание и стало названием историко-литературного вечера проведенного в нашей библиотеке 22 ноября для учащихся 8 класса школы № 97.

Мероприятие началось со знакомства с биографией писателя. Родившись в год начала гражданской войны в России, он еще в детстве составил план своей жизни, о чем свидетельствовал друг писателя Н. Д. Виткевич. Ребята с интересом слушали о воинском прошлом писателя, заведующий читальным залом Егорова Галина Петровна познакомила наших юных читателей с рассказом «Желябугские выселки», в котором Солженицын отразил военный этап своей жизни.

Вторая часть историко-литературного вечера была посвящена рассказу об аресте писателя в 1945 году за критику Сталина, пребыванию в исправительно-трудовом лагере и последующей ссылке в Сибирь за «антисоветскую агитацию». 6 февраля 1957 года писатель был реабилитирован. И начинается его великое литературное творчество. Ему и была посвящена последняя и самая значительная часть мероприятия. Ребята узнали о повести «Один день Ивана Денисовича», написанной за несколько недель. И конечно о главной его книге «Архипелаг ГУЛАГ», о которой рассказала преподаватель литературы О. А. Дюкова. Сам писатель говорил о книге: «Все, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался». Это произведение стало гражданским подвигом писателя.

Потрясенные, уходили ребята с мероприятия. Мы надеемся, что наш историко-литературный вечер надолго останется в памяти у ребят. И каждый из них останется человеком в любом жизненном испытании.

В нашей библиотеке вы можете прочитать книги А. И. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», « Раковый корпус», «Матренин двор», « В круге первом».

Солженицын

Зав. библиотекой О. В. Бурвиц