Романтический А. С. Пушкин

В замечательный праздник — Пушкинский день, нас пригласили в гости наши верные друзья — посетители МБУ «КЦСОН» Октябрьского района.

Тема любви в творчестве А. С. Пушкина — это та тема, которую мы выбрали для наших слушателей. А называлась наша встреча «Романтический Пушкин».

«Я помню чудное мгновенье…» Ну кто не знает этих строк! А многие ли помнят историю этого стихотворения? В ходе встречи мы познакомили всех присутствующих с историей любовной лирики Пушкина и, конечно, уделили внимание той роли, которую играли женщины в жизни великого поэта.

Расставаясь, мы преподнесли нашим слушателям открытки со стихами великого поэта, а так же передали юным посетителям социального центра карандаши, фломастеры и блокноты с символикой Пушкинского дня.

Ольга Бурвиц

Программа розыгрыш «Пусть детство звонкое смеется»

Сегодня, в День защиты детей, мы решили прийти в гости к тем, кому больше всех нужны общение, дружба и позитивные эмоции — к детям, которые нуждаются в особом внимании.

Пришли мы не просто так, а с веселой программой розыгрышем «Пусть детство звонкое смеется». Загадки, интересные и яркие книжки, увлекательные картинки, занимательные видеоролики — все это было в нашем распоряжении для того, чтобы создать праздничную атмосферу для маленьких слушателей.

Ведущие библиотекари Галина Егорова и Галина Максимова были по-настоящему счастливы, когда видели радостные глаза ребятишек и слышали их веселый смех.
На этом удивительном празднике мы не могли обойти вниманием и значимый юбилей — 800-летие Александра Невского.
Ребята с удовольствием слушали небольшие истории о князе, угадывали события по картинкам и с удовольствием фотографировались в тантамареске — каждому хотелось почувствовать себя великим князем.

И, конечно, большой интерес вызвали красочные книжки, которые мы принесли ребятам. Даже после окончания праздника, наши маленькие слушатели не спешили с ними расставаться и попросили оставить некоторые из них до нашей следующей встречи.
Вот такой необычный и солнечный получился у нас праздник!

Экскурсия, посвященная дню библиотек

Друзья, День библиотек — отличный повод, чтобы познакомиться друг с другом!

Сегодня, в этот замечательный праздник, мы предлагаем вам виртуальную экскурсию по нашей библиотеке, которую проведут ведущие библиотекари Галина Егорова, Галина Максимова, Светлана Пиоттух .

Благодарность за сотрудничество

Очень приятно получать признание от партнеров!

Значит наша работа нравится, приносит хорошие результаты и мы идем в нужном направлении!
Спасибо всем сотрудникам МБУ «КЦСОН» за сотрудничество!
Мы рады быть вместе с вами!

Устный журнал «Мы сохраним тебя, русская речь»

Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

Михаил Крюков

Друзья, приглашаем вас на устный журнал «Мы сохраним тебя, русская речь», посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Русский язык – это, в первую очередь, язык русского народа. Он принадлежит к славянским языкам. Родство славянских языков связано с тем, что они возникли из единого в далёком прошлом языка – общеславянского, который распался в V-VI веках нашей эры.
Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей.
Создателем современного русского литературного языка является А.С.Пушкин, который осуществил соединение литературного русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Великий русский поэт завершил то, что утверждали в своём творчестве М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, А.С.Грибоедов…
На открытии памятника Пушкину в Москве Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением…».
А Н.В.Гоголь сказал о Пушкине: «В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство».
Обычно историю русского литературного языка делят на Три периода:
1. Древнерусский (восточнославянский) язык – примерно с VI до XIV столетия;
2. Язык русской (великорусской) народности – с XIV до XVII столетия;
3. Русский национальный язык (с XIV столетия до наших дней).
Наш язык сохранил в своём составе общеславянские слова: голова, рука, зуб, бок, нос, волос – слова, обозначающие название частей тела; слова, обозначающие родство: сын, дочь, мать, дед; отрезки времени: день, ночь, весна, зима; отвлечённые существительные: воля, гнев, правда, труд, честь.
Ещё в 1934 году русский писатель Алексей Толстой говорил: «Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». И это время наступило!
Русский язык часто используется народами СНГ как средство межнационального общения. Во всех сферах общественной жизни: политической (совещания, саммиты, конференции), экономической (деловые контакты, совместные предприятия, договоры), культурной (наука, СМИ, художественная литература) – используется русский язык.
В наше время известно более 2000 языков, и только 6 языков являются мировыми языками: французский, английский, китайский, испанский, арабский и русский. Любой официальный документ ООН распространяется на этих шести языках. Считается, что на русском языке говорят более 250 миллионов человек. В наше время русский язык очень популярен в мире, он изучается более чем в девяноста странах мира.
А знаете ли вы, что и русский язык постоянно обогащается словами из других языков? Когда-то количество иноязычных слов в русском языке составляло 10%. В основном это слова, обозначающие понятия, явления из области политики, культуры, науки, техники, искусства. Из греческого и латинского языков к нам пришли слова: грамматика, морфология, эпитет, физика, цирк, музей, атом. Многие слова из области музыки итальянского происхождения: дуэт, трио, квартет, серенада, опера. Очень много слов позаимствовал русский язык из французского языка: пальто, бульон, пассажир, пейзаж, рояль, дирижёр, сеанс. Немало в нашем языке и слов английского происхождения: футбол, баскетбол, чемпион, спорт, лидер.
А вы знаете, что когда-то давно в русском языке было не 2, а 3 числа: единственное, множественное и двойственное? Остатки двойственного числа у нас сохранились до сих пор, а именно: очи, уши, плечи, рога, рукава, глаза. Как вы уже поняли, эти слова обозначают парные предметы.
А ещё, в древнерусском языке было не 6 падежей, как сейчас, а 7! Седьмой падеж назывался «звательным» и употреблялся в обращении. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» используется звательный падеж – «старче». В былинах мы можем найти слова – ратаюшко, княже, друже.
Писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И ведь действительно, богатство русского языка позволяет нам не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки и действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать свою оценку тому, о чём или о ком мы говорим. Знатока своего дела мы можем назвать словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист. О верном друге можно сказать: надёжный, преданный, неизменный, готов в огонь и в воду.
Очень выразительны и метки русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. Практически на каждую жизненную ситуацию в русском языке найдётся образное, меткое выражение, фразеологизм.
«Терпение и труд всё перетрут», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Корень учения горек, да плод его сладок» — эти пословицы помогают нам в жизни.
В народе говорят: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Ум человека, его культура проявляются в его поведении, отношении к другим людям, окружающим предметам, в манерах, но, прежде всего, в его речи.
Язык является зеркалом культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Речь нужна человеку всегда, на каждом шагу, во всяком деле, она – самое тонкое средство выражения мысли и общения между людьми.

Язык наш прекрасный —
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно — певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки —
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Михаил Матусовский

Галина Максимова

Мы всегда рады новым друзьям

Открытость и доброжелательность — кредо нашей библиотеки!

Мы всегда рады новым друзьям, читателям и партнерам. И сегодня для нас особенный день — мы познакомились с удивительными людьми, сотрудниками и посетителями Комплексного центра социального обслуживания населения Октябрьского .района.

Так как ходить в гости не принято с пустыми руками, мы пришли к нашим новым знакомым с рассказом о воинах-сибиряках, которые защищали нашу страну на фронтах Великой Отечественной войны.

Это был удивительный рассказ ведущих библиотекарей Галина Егорова и Галина Максимова о ветеране Великой Отечественной войны П. А. Горьковском, трижды Герое Советского союза А. И. Покрышкине, герое Советского союза Л. Н. Пономаренко, участнике Великой Отечественной войны И. С. Цейтлине, который был частым гостем нашей библиотеки.
Не угасает память о той страшной войне… Наши слушатели активно участвовали в разговоре о П. А. Горьковском и А. И. Покрышкине. Оказывается, они знают много интересных фактов о воинах-сибиряках, которых не знали мы. Как необыкновенно полезны и интересны такие встречи!
Конечно мы не могли не рассказать о героях Советского Союза, которые ушли на фронт из Октябрьского военкомата города Новосибирска. Ф. С. Долидович, А. Д. Гаранин, С. Д. Осипов… Их именами названы улицы Октябрьского района.

Долго нам не хотелось расставаться с нашими новыми знакомыми — настолько теплой и душевной получилась встреча. И, думается, мы непременно встретимся вновь, причем в самое ближайшее время, ведь у нас уже появились планы на дальнейшее сотрудничество.

Исторический путеводитель «Автографы Победы»

Сегодня 9 мая — День Победы!

Поздравляем всех с этим великим праздником! Мы никогда не должны забывать о тех героических поступках, которые совершили наши солдаты во имя свободы, чести и благополучной жизни. В этот праздник хочется в первую очередь пожелать мира. Ведь ничто не стоит дороже, чем человеческие жизни, слезы матерей, сломанные судьбы огромного количества людей. Давайте будем теми, кем могли бы гордится наши предки, которые проливали кровь и отдали свои жизни, чтобы у нас было будущее. Пусть никто и никогда не увидит войны!

Народ умирает, когда становится населением.
А населением он становится тогда,
когда забывает свою историю.
Ф. Абрамов
Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей.
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш исторический путеводитель «Автографы Победы»…

16 апреля наша армия пошла в наступление. Бои были тяжелыми, кровопролитными, гитлеровцы отчаянно сопротивлялись, но нашим войскам удалось замкнуть кольцо окружения. Еще одна группа советских войск встретилась с американцами. Вражеская оборона оказалась рассеченной надвое. Одна часть немецких войск отчаянно пыталась прорвать окружение, чтобы сдаться в плен американцам. После упорных боев гитлеровцам удалось ненадолго прорвать кольцо окружения. Но на Запад прорвались считанные единицы.

29 апреля начались бои за Рейхстаг, который обороняло около тысячи человек. За что сражались эти люди, понять трудно, но каждый этаж здания приходилось брать с боем. После ряда атак подразделения 171-й и 150-й стрелковых дивизий ворвались в здание. 30 апреля в 14 часов 25 минут сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над Рейхстагом Знамя Победы. Взятие Рейхстага имело огромное политическое и моральное значение. Мужество, самоотверженность и героизм советских воинов активно пропагандировались в войсках, имена героев тех боев звучали в сводках Совинформбюро на всю страну. Да и сам вид главного здания нацизма, украшенного надписями советских солдат, пронесших от берегов Волги и Днепра всю свою ненависть к врагу и ликование по поводу победы, говорил всем и каждому – Третьий рейх раздавлен.

1 мая в 3 часа 50 минут на командный пункт 8-й гвардейской армии, которой командовал герой Сталинграда генерал Василий Иванович Чуйков, был доставлен начальник генерального штаба сухопутных сил вермахта генерал пехоты Кребс. Он заявил, что уполномочен вести переговоры о перемирии и сообщил о самоубийстве Гитлера. К Чуйкову для переговоров с Кребсом направился заместитель Жукова с приказом Сталина — никаких переговоров, кроме как о безоговорочной капитуляции, ни с кем не вести. Сам Жуков поставил ультиматум: если до 10 часов не будет дано согласие на безоговорочную капитуляцию, советские войска нанесут такой удар, от которого в Берлине «не останется ничего, кроме развалин». Руководство гибнущего рейха медлило с ответом. Поэтому в 10 часов 40 минут советские войска открыли ураганный огонь по остаткам обороны в центре Берлина. К 18 часам стало известно, что враг отклонил требование о безоговорочной капитуляции. После этого начался последний штурм центральной части города, где находилась Имперская канцелярия.

Бой за этот объект продолжался всю ночь с 1 на 2 мая. Немцы предпринимали отчаянные попытки отбросить советских солдат, но все их контратаки были сорваны. К утру все помещения были очищены от врага: недалеко от входа в бункер канцелярии был обнаружен труп Геббельса, а в одной из комнат — тела его жены и шестерых детей. По свидетельству очевидцев, в здании было найдено также несколько трупов двойников Гитлера, но сами останки фюрера были обнаружены позднее.
Ночью 2 мая в 1 час 50 минут радиостанция штаба берлинской обороны передала на немецком и русском языках: «Высылаем своих парламентеров на мост Бисмарк-штрассе. Прекращаем военные действия». 2 мая заместитель министра пропаганды доктор Фриче обратился к советскому командованию с просьбой о разрешении выступить по радио с обращением к немецким войскам берлинского гарнизона о прекращении всякого сопротивления. К 15 часам 2 мая остатки берлинского гарнизона общим количеством более 134 тысяч человек сдались в плен.

1 мая представители гитлеровского штаба запросили перемирия, сообщив о самоубийстве Гитлера. Однако Жуков по приказу Сталина потребовал безоговорочной капитуляции. Гитлеровское командование это требование отвергло, тогда начался штурм центральной части города, где находилась Имперская канцелярия. Бой за этот объект продолжался всю ночь. С 1 на 2 мая закончился капитуляцией Германией. От имени Сталина акт капитуляции подписал маршал Г.К. Жуков. Остатки берлинского гарнизона (более 134 тысяч человек) сдались в плен. Операцию по взятию Берлина разрабатывали лучшие полководцы, и в успехе никто не сомневался. Но и враг понимал, что это его последний шанс. Это и сделало Берлинское сражение одним из самых упорных и кровопролитных на Восточном фронте. Гитлеровцы защищали свой последний рубеж, и терять им было нечего. За этот город была заплачена очень высокая цена — потери наших войск были даже выше, чем во время Сталинградской или Курской битвы. Сотни тысяч наших солдат так и не вернулись домой, остались лежать в чужой земле ради того, чтобы навсегда покончить с фашизмом.

Если посмотреть на знамя, водруженное над Рейхстагом, то это знамя как знамя: красный прямоугольник, серп и молот, надпись «150-я ордена Кутузова второй степени Идрицкая стрелковая дивизия». Но именно этому боевому стягу было официально присвоено «Знамя Победы». 30 апреля 1945 года полковые разведчики — сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария установили это знамя на крыше Рейхстага. Бойцы из других подразделений тоже устанавливали красные флаги над Берлином, но это знамя было особенное. Девять таких знамен было доставлено самолетом в Берлин. И только одно из них, под номером 5, развевалось над Рейхстагом. Это знамя устанавливали буквально под огнем противника — много гитлеровцев продолжали сопротивляться сидя в развалинах домов, на крышах, в подвалах. Но нужно было обязательно показать всем, что, Рейхстаг взят, что фашизму пришел конец. И красное знамя над Рейхстагом было лучшим тому доказательством.

В 1945 году, после Парада Победы, это знамя было отправлено на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил.
У Рейхстага – толпа, каждому хотелось расписаться на его стене, оставить свой след на фронтоне главного здания поверженного фашистского рейха. Позже слои штукатурки со стен Рейхстага со следами надписей наших солдат и офицеров будут сняты и отправлены на хранение в Музей Вооруженных Сил, в столицу нашей Родины. Долгие годы испытаний. Долгие годы сражений. Миллионы погибших… И все это ради одного дня — Дня Победы.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И ровно через 4 года, 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади состоялся Парад Победы. Принимал Парад Победы маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. По требованию Сталина Жуков должен был принимать парад верхом на белом коне. Для Рокоссовского тоже подобрали коня. В параде должны были принять участие по одному сводному полку от всех фронтов, сводные полки Военно-морского флота и Военно-воздушных сил. В состав полков включались Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, прославленные снайперы, орденоносцы.

В ходе парада наши солдаты должны были складывать немецкие знамена у подножия Мавзолея, но за несколько дней до парада было принято решение швырять вражеские штандарты. Для выполнения этого маневра пришлось обучить двести солдат-знаменосцев сложным приемам перестроений, принятым еще у древнеримских легионеров. Открывало парад Знамя Победы. Это знамя, которое установили над Рейхстагом бойцы 756-го стрелкового полка Егоров и Кантария. В день парада в Москве пошел дождь. Но всеобщее волнение было так велико, что дождя никто не замечал.
Под бой кремлевских курантов маршал Жуков выехал из Спасских ворот на белом коне. Навстречу ему с шашкой наголо выехал верхом Рокоссовский. Перед Мавзолеем маршалы остановились друг против друга, и в абсолютной тишине все услышали голос Рокоссовского: «Войска действующей армии и московского гарнизона для Парада Победы построены!» Жуков и Рокоссовский стали объезжать и приветствовать войска. Площадь буквально сотрясалась от тысячеголосого «Ура!».

Во все кадры кинохроники вошло самое потрясающее событие парада — марш 200 знаменосцев, бросавших немецкие знамена на помост, к подножию Мавзолея. После парада фашистские флаги были собраны и отправлены в музеи, а помост, где они лежали, как и перчатки знаменосцев, были сожжены. Следующий Парад Победы прошел через 20 лет. Именно тогда, в 1965 году, 9 мая был официально объявленным праздничным днем.
Завершить исторический путеводитель нам хотелось бы стихотворением Алексея Шамарина:
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Список информационных источников
1. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. — М.: Олма-пресс, 2001. — 448 c.
2. Алексеев, С. П. От Москвы до Берлина [Текст]: рассказы о Великой Отечественной войне / С. П. Алексеев. – М. : Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 416 с.
3. Долматовский Е.А. Автографы победы Издательство ДОСААФ Москва 1972г.- 149с.
4. Сбойчаков М., Черевков Вл.. Знакмя победы над Рейхстагом. Издательство ДОСААФ Москва 1968 г. 103 с.
5. Апатенко, Н. П. Быль о неизвестных солдатах [Текст] : роман / Н. П. Апатенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 763 с.
6. Бакланов, Г. Я. Июль 41 года ; Навеки двенадцатилетние [Текст] : роман, повесть / Г. Я. Бакланов. – М. : «Центр книги» ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2009. – 368 с.
7. Балтер, Б. До свидания, мальчики! [Текст] : повесть / Б. Балтер. – М. : Советский писатель, 1965. – 324 с.
8. Бондарев, Ю. Батальоны просят огня [Текст] : повесть / Ю. Бондарев. – М. : Детская литература, 1976. – 191 с.
9. Бондарев, Ю. В. Горячий снег [Текст] : роман / Ю. В. Бондарев. – М. : АСТ : ООО «Транзиткнига», 2004. – 413 с.
10. Бояшов, И. Танкист, или «Белый тигр» [Текст] : роман / И. Бояшов. – СПб. : Лимбус Пресс : ООО «Издательство К. Тублина», 2008. – 224 с.
11. Закруткин, В. Матерь человеческая [Текст] : повесть / В. Закруткин. – М. : Советская Россия, 1983. – 320 с.

Ольга Бурвиц

9 maya

«Пасхальные посиделки»

Христос Воскрес! Христос Воскрес!
И радостно трепещет лес,
Сияет солнышко с небес,
А, мы друг другу восклицаем:
Христос воистину воскрес!
Праздник добра, праздник любви,
Прошли уже хмурые дни,
Возрадуйся, Божий народ,
Любовь и свет Господь даёт.

Пасха – самый светлый и удивительный христианский праздник. В каждой семье ждут и любят праздник Пасхи. К нему всегда готовятся заранее: пекут куличи, готовят творожную пасху, красят яйца… В день Светлой Пасхи полагается угощать всех встречных крашеными яйцами и приветствовать их словами «Христос Воскрес!», в ответ говорят «Воистину Воскрес! » и тоже дают угощение.
Сегодня в нашей литературной гостиной пройдут «Пасхальные посиделки». На которые мы и приглашаем вас, дорогие друзья!
К светлому празднику готовятся заранее, с особым трепетом и нетерпением ждут этот день. Из церкви приносят в дом благодатный огонь. Считается, что он освящает жилище и дает благо.
Давайте вспомним историю этого праздника, которая уходит далеко вглубь веков.
Название праздника произошло от слова Песах. На древнееврейском языке оно означало «исход», «избавление» от смерти благодаря кровавой жертве.
Евреи начали отмечать его задолго до Рождества Христова. По времени возникновения он совпадает с исходом иудеев из египетского рабства.
Православный праздник стали отмечать позднее. Христиане празднуют день Воскресения Сына Божьего, который ради спасения всего человечества отдал себя в жертву.
За Божиим сыном всегда следовали толпы людей. Он давал им любовь, понимание, прощение. Исцелял от болезней, творил чудеса. Иисуса оговорили, незаконно схватили и, после неправедного суда, казнили. Его распятие — это попытка уничтожения на земле христианства.
После свершения казни, ученики сняли с креста распятое тело учителя и поместили его в пещеру, завалив вход огромным камнем. Придя в воскресенье к пещере, женщины увидели, что камень отодвинут. Им явился ангел и сообщил, что Иисус Христос воскрес.
Бывшая блудница Мария Магдалина, которую когда-то спас Христос, поспешила во дворец к римскому императору Тиберию, желая рассказать благую весть.
В качестве дара она преподнесла правителю яйцо – символ жизни. Однако император отказался верить словам Марии Магдалины, заявив, что скорее покраснеет в его руке подаренное ей яйцо, чем воскреснет мертвец.
И действительно, в тот же миг произошло самое настоящее чудо – яйцо стало красным. И Тиберий поверил в воскрешение Иисуса Христа.
С той поры люди начали праздновать светлый праздник Пасхи – день воскрешения Божьего сына.
Традиция окрашивать яйца в разные цвета также ведет свои корни от той же истории:
Зеленый – символ плодородия.
Синий – символизирует истину.
Красный – кровь Христа.
В честь чудесного воскрешения, день, когда произошло великое чудо, назвали Воскресенье. Перед пасхальным праздником, в Страстную пятницу испокон веков было принято страдать и скорбеть. А в воскресенье, в день великой Пасхи, нужно было веселиться, радоваться, молиться и отдыхать.
К празднику Великой Пасхи всегда тщательно готовились. Всю работу по дому следовало сделать заранее, к Великому Чистому четвергу. В прошлом предки собирали к этому дню можжевеловые ветки и сжигали их.
Полученным дымом люди окуривали свое жилище и хлев. Можжевеловый дым считался на Руси защитой от болезней для людей и скота. Готовили четверговую соль в домашних условиях, которая служила оберегом и защитой.
Красить яйца и печь куличи тоже надлежало в Чистый четверг. А в следующий день, в Страстную пятницу люди должны были молиться и не отвлекаться на бытовые дела.
Современные хозяйки немного отошли от исторических тенденций. Большинство женщин предпочитают яйца красить в субботу, кулич покупать в магазине, а в Чистый четверг они устраивают генеральную уборку. Многое изменилось, но традиция совершать омовение именно в четверг сохранилась до сих пор.
Издревле бытовало мнение, что искупавшегося до восхода солнца человека ждало крепкое здоровье на весь год. По поверьям, вода в этот день приобретает целебные свойства и очищает не только тело, но и душу. Мыться нужно непременно рано утром: сходить в баню, принять душ, полежать в ванной.
Очистив себя, следует очистить и свое жилье. Генеральную уборку, проводимую в Чистый четверг, следует начать с выброса ненужного хлама. Считается, что с выброшенными старыми вещами из дома уходят неприятности, проблемы и негативная энергетика.
Если какую-то вещь выбрасывать жалко, ей можно подарить новую жизнь, отдав даром нуждающемуся человеку.
После уборки в Чистый четверг убираться в доме нельзя вплоть до окончания Пасхи.
Тесто на пасхальные куличи следует заводить с утра, а вечером, прочитав молитву, ставить их выпекать. С куличами связана одна интересная примета: если испеченный кулич будет пышный и вкусный, то целый год вплоть до следующей Пасхи будет хорошим и радостным.
В Чистый четверг стоит пересчитать все свои денежные средства и тогда, согласно древнему поверью, деньги в доме не будут переводиться в течение года. Пересчет нужно делать в строго отведенное время: утром, в полдень и на закате.
Подсчитывать финансы нужно в одиночестве, спрятавшись в укромное место.
Праздновать Пасху любят не только взрослые, но и дети. Вместе с мамами и бабушками мальчики и девочки красят яйца и украшают пасхальные куличи в Чистый четверг.

В воскресенье, выбрав себе на вид самое крепкое яйцо, дети спешат приветствовать всех словами «Христос воскресе!» и услышать ответ — «Воистину воскресе!». Затем нужно стукнуться своим яйцом с яйцами, выбранными взрослыми. У кого первого треснет скорлупа, тот и проиграл.
Наигравшись вволю с яйцами, детвора приступает к поеданию лакомства – сладкого пасхального кулича. А потом уже принимаются за веселые игры.
Откуда же пошла традиция «биться яйцами», и что это значит?
«Крашенки» относят к обрядовой пище. Биться яйцами — интересный и неординарный обряд, уходящий своими корнями в древность. Считается, что это битва добра со злом. «Злое и разбитое» сразу съедалось, а уцелевшее в бою, считалось символом добра, оберегом от порчи и сглаза.
Праздник — это наступление весны, оживание природы, урожай и плодородие. Люди верили в лучшее, что праздник приносит радость и благо.
На самом деле, версий, почему бьются яйцами в пасхальный праздник много, и они самые разнообразные. Это всего лишь одна из них.
Какие же ещё существуют обычаи на Пасху?
Раньше в пасхальный день было принято покупать на рынке птицу и отпускать ее на волю. Как и на Рождество (впоследствии в России на Старый Новый год) на Пасху было принято ходить по дворам и колядовать.
Дети бегали ватагами от одного дома к другому и получали сладости, яйца, молоко, сало и деньги.
На Пасху каждый человек пытался хоть раз ударить в колокол. Считалось, что этот обычай привлекает счастье. Люди верили, что в дни пасхальной недели Иисус Христос ходит по земле в одеждах нищего, и поэтому щедро раздавали милостыню бездомным.
А как отмечают праздник в других странах?
Как известно, христианство разделяется на 3 ветви: православное, католичество и протестантизм. Для всех христиан Пасха является вторым значимым праздником после Рождества.
На Украине к Пасхе хозяйки красят яйца, пекут пасхи с добавлением изюма или кураги и вышивают рушники. Этими рушниками в праздничный день накрываются корзины с угощением.
Все приготовления к Пасхе ведутся в полной тишине.
В Страстную пятницу украинцы посещают храмы и церкви и проводят день в молитвах. В этот день запрещается работать и сквернословить. В ночь с субботы на воскресенье большинство украинцев идут в храм или церковь молятся и освящают куличи.
В Армении Пасху принято справлять в первое воскресенье, наступившее после дня весеннего равноденствия. В пасхальную неделю вспоминают все деяния Иисуса Христа. В воскресенье армяне посещают храмы. Священник во имя мира в этот день благословляет четыре стороны света.
В своих домах или около них армяне ставят пасхальные деревья, украшенные искусственными яйцами – крашенками, соломенными куклами и лентами. После окончания Пасхи кукол сжигают и бросают в водоемы.
На стол армянские хозяйки выставляют куличи, яйца, пророщенные зерна, плов, баранину и вино. Обильное застолье сменяется песнями и зажигательными танцами.
Пасха в Израиле считается особым праздником. Именно в этой стране и зародилось названий праздника — Песах. Первоначально Пасха была днем отёла домашнего скота. Затем она стала символом исхода иудеев из Египта.
Главным событием праздника считают схождение Благодатного огня. Самым популярным местом в Израиле во время Пасхи становится Храм Гроба Господнего. В него устремляются тысячи верующих.
Женщины красят яйца, пекут куличи и украшают дом красивыми лентами. Каждую ночь принято проводить в молитвах.
В Японии и Китае принято посещать храмы и молиться. После окончания службы и литургии священнослужители раздают прихожанам крашеные яйца и сдобные сладкие булочки. Пасху японцы и китайцы празднуют скромно. Христианство для этих стран не является основной религией.
В США Пасха также является значимым праздником. Чтобы к ней подготовиться должным образом американцы уходят в отпуска. В воскресенье проходит главная служба, во время которой прихожане молятся и поют, прославляя Бога и Иисуса Христа.
На праздничные столы готовят куличи, яйца, картофель с ветчиной, фрукты и овощи.
Главным атрибутом американской Пасхи является Пасхальный Кролик, который прячет шоколадные яйца с сюрпризом. Поисками яиц занимаются целыми командами, устраивая развлекательные игры. Детей в этот день принято одаривать сладостями.
По такому же принципу, как и в США, празднуют пасху и в большинстве европейских стран.
Народные приметы на праздник Пасхи:
• Если на Пасху идет дождь, то согласно поверьям, вся весна будет дождливой.
• Пасмурное небо без дождя в светлый праздник сулит холодное лето.
• Если на Пасху зарядил ливень, то год будет урожайным на различные травы.
• Гроза на Пасху предвещает теплую позднюю осень.
• А если на протяжении всей пасхальной недели не было гроз, то осень будет холодной и дождливой.
• Если к Пасхе растает весь снег, значит, год будет урожайным.
• Если на пасхальный праздник пойдет снег, то год будет очень успешным.
• Ясная погода – к дождливому лету и богатому урожаю.
• Небо закрыто облаками – следует ждать холодного лета.
В Пасхальный день нельзя шить, вязать, убираться, сквернословить и ругаться. Нужно славить имя Христа и веселиться.

В завершении наших «Пасхальных посиделок» хочется пожелать всем мирного неба, чтобы ярко светило тёплое солнце, лил дождь благословений, чтобы вы купались в лучах любви, излучали добро и свет! С праздником! Христос воскрес!

Светлана Пиоттух

Час памяти «Судьба человека в судьбе отечества»

Андрей Дмитриевич Сахаров был явлением мирового масштаба.

Сам же он писал: « Судьба моя была в каком-то смысле исключительной. Не из ложной скромности, а из желания быть точным замечу, что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. Я лишь старался быть на уровне своей судьбы».

Сегодня наш час памяти «Судьба человека в судьбе отечества» посвящен 100-летию со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова.

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров был не только великим физиком-теоретиком, лауреатом Нобелевской премии, но и известным общественным деятелем, а также весьма противоречивой личностью. Именно Сахаров, который боролся за мир и права людей, стал создателем ужасного оружия – водородной бомбы.
Его отец, Дмитрий Иванович Сахаров, был юристом, который вскоре увлекся физикой, стал преподавать и выпустил известный задачник. Мать, Екатерина Алексеевна Сахарова, была родом из богатой греческой семьи Софиано и занималась ведением домашнего хозяйства.

Юный Андрей Сахаров в начальные классы не ходил. Его обучение проводилось дома. Седьмой класс для мальчика стал первым. Сахаров был робок и не особо общителен, но мальчишки сумели с ним подружиться и пригласили его в школьный математический кружок. Там будущий гений и проявил свои способности. Он с легкостью мог решить любое математическое уравнение и задачу, однако объяснить как он это сделал, Сахарову давалось крайне сложно. Он словно видел, что должно получиться в итоговом результате и интуитивно к этому шел. Однако Андрей не любил математическую строгость и в 10 классе уже не пошел в кружок, предпочел математике физику. Как упоминали его друзья, у Сахарова была очень сильно развита интуиция, что и понадобилось в атомной физике, да и в физике вообще.

В 1944 году Сахаров поступил в аспирантуру в ФИАН, где Андрея взял под крыло его единственный истинный учитель – Игорь Евгеньевич Тамм. Через три года он разработал теорию ядерных переходов. В дальнейшем физик связал свою научную деятельность с разработкой термоядерного оружия. В то время между Советским Союзом и США шла гонка вооружений и советским властям была необходима работа в этой области уже известного ученого. Для Сахарова создание атомной бомбы было весьма интересным делом, к тому же он считал, что это будет во благо мира. И ученый принялся за работу. В 1950 году Сахаров вместе с Таммом разработал теорию магнитного термоядерного реактора, также представил работы по управляемой термоядерной реакцией, за что был в 32 года назван академиком и получил медаль Героя социалистического труда.

Разработки Сахарова позволяли Советскому Союзу не отставать от США в разработке ядерного оружия. Хотя сам ученый хотел это использовать в мирных целях, как топливо для атомных электростанций.
Вскоре на свет появилось смертельное оружие – советская ядерная бомба, а после нее и первая водородная бомба, названная «слойкой Сахарова». После создания бомб Сахаров почувствовал мощь их убийственной силы и предлагал разместить заряды вдоль побережья США по 100 мегатонн каждый, в случае любой опасности нажать на кнопку. Согласно расчетам ученого, в результате взрыва водородной бомбы, должна образоваться огромная волна-цунами, которая единым махом уничтожит все побережье.

Только спустя время Сахаров понял, какую дьявольскую игрушку он создал. У ученого произошел нервный и психический срыв. К тому времени умерла и его жена, мать его детей. Сахаров забросил науку и с головой ушел в политику. Он протестовал против использования ядерного оружия, выступал против репрессий над генетиками и высказывал антисталинские взгляды. Он открыто выступал за свободу человека, презирал преследования власти, мечтал о мирном сосуществовании и прогрессе. Сахаров называл каждого человека хрупким существом, словно это фарфор, который очень важно не разбить. В 1960 годах физиком заинтересовалось КГБ, на его квартире неоднократно проводились обыски, а в прессе в его адрес появилось множество негативных статей.

Сахаров активно поддерживал диссидентов и политзаключенных. Так в 1970 году во время поездки в Калугу он встретил Елену Боннэр и спустя два года женился на ней, оставив своих троих детей от первого брака.

В 1975 году физик написал книгу «О стране и мире». После её выпуска ученому присудили Нобелевскую премию мира. Сахаров громко призывал отменить смертную казнь во всем мире, а также выступал против ввода советский войск в Афганистан.
Однако за свою деятельность в пользу мира, Сахаров получил лишь непризнание и осуждение со стороны окружающих. В 1980 году академик вместе со своей женой Еленой выслан в город Горький (ныне Нижний Новгород).
На протяжении семи лет ссылки во многих странах мира проходили агитации за освобождение Сахарова. Улицы и площади называли в его честь.

Когда началась «перестройка» и к власти пришел М. С. Горбачев, ученый уже сам обратился к новому главе страны. Он обратился с просьбой остановить его депортацию, чтоб жена смогла выехать в Москву, ей была необходима операция на сердце. Сам Сахаров обещал, что оставит общественную деятельность. Спустя пару месяцев КГБ в их доме установило телефон. На следующее утро прозвучал звонок, голос в трубке уведомил Сахарова, что он вместе с женой может вернуться в Москву. После семи лет пребывания в изолированном городе их ссылка завершилась.

По возвращению Сахаров продолжил работать в Физическом институте имени Лебедева. В 1989 году Академия Наук избрала его народным депутатом СССР. И тут Сахаров уже не мог сдержать свое обещание. С самого первого заседания он запомнился как самый экстравагантный депутат и вызвал негативные эмоции у других присутствующих.
На первой встрече Андрей Дмитриевич поднял тему Афганской войны, заявив, что когда советских солдат взяли в окружение, чтоб их не смогли захватить в плен, свои же расстреляли из советских вертолетов. После такого заявления возмущению депутатов не было предела, они называли это провокацией, а слушатели поднялись с трибун и освистывали ученого, негативно о нем отзываясь. В тот день велась видеотрансляция, и еще долгое время Сахаров получал ругательные письма со всего Советского Союза.

На таких съездах он неоднократно нарушал регламент, получая агрессивные отклики и возмущение со стороны других депутатов, учитывая то, что далеко не каждый успевал выступить. Так и на последнем заседании Сахаров потребовал слово. Зал единогласно прокричал: «Нет!», но Горбачев все же разрешил ученому выступить.
Сахаров говорил 15 минут, дважды звенел звонок, предупреждая о завершении отведенного времени, но физика это не останавливало. Он предлагал ввести «декрет о власти». Даже после того как микрофон отключили, он продолжал выступать. Позже нарезки его речи не раз показывали по телевизору.

Каким же он был — Андрей Дмитриевич Сахаров?
Ученым с мировым именем, на счету которого не только изобретение водородной бомбы, но и разработки к будущему применению термоядерной энергии в мирных целях, важные работы о развитии Вселенной, работы по квантовой физике?
Общественным и политическим деятелем? Интеллектуальным и нравственным лидером, одним из первых, кто обратился к вечным этическим проблемам, сделав попытку связать воедино технический прогресс и приоритетность ценности человеческой жизни?

На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.

В заключении предлагаем вашему вниманию обзор книг об этом неординарном человеке – Андрее Дмитриевиче Сахарове:
1. Андрей Сахаров, Елена Боннэр и друзья: «Жизнь была типична, трагична и прекрасна» / автор-составитель Б. Альтшулер, Л. Литинский. — Москва : АСТ, 2020
2. Горелик, Геннадий Ефимович. Андрей Сахаров : наука и свобода. Москва : Вагриус, 2004
3. Сахаров А. Воспоминания 1971-1989. Жизнь продолжается. М., Колибри, 2016.
4. Сахаров А. Воспоминания 1921-1971. Так сложилась жизнь. М., Колибри, 2016.
5. Сахаров, Андрей Дмитриевич. Мир, прогресс, права человека: статьи и выступления . — Ленинград : Советский писатель, 1990.

Галина Максимова

Библионочь — 2021. «Страсти по Достоевскому»

23 апреля наша библиотека приняла участие в замечательной Библионочи — 2021 под названием «Страсти по Достоевскому», которая прошла в ЦРБ им. Л. Н. Толстого. Почему именно Достоевский? Да потому. что в этом году у классика русской литературы Федора Михайловича Достоевского юбилей — 200 лет со дня рождения.

Изучив в подробностях биографию и привычки писателя, мы решили рассказать присутствующим о том, чем любил потчевать себя знаменитый писатель и как его вкусовые пристрастия отражались в его произведениях.
Вы наверняка замечали, что главные герои Достоевского много спорят и размышляют, но едят очень мало. Однако его друзья и близкие знали, что еда занимала особое место в жизни Достоевского, часто окрашенное слегка причудливыми ритуалами, которые показывают его действительно оригинальный характер.
Вкусовые пристрастия писателя известны благодаря дневникам его жены Анны Григорьевны и детей.
По воспоминаниям Анны Григорьевны Достоевской, второй жены писателя, ее муж «увлекался русской кухней».
Достоевский часто заказывал блюда, популярные в то время в Петербурге, в том числе московскую солянку (сытный суп из бульона, мелко нарезанной колбасы, квашеной капусты и соленых огурцов), телячий эскалоп (телячье филе в панировочных сухарях), расстегай (запеченные пироги с отверстием в верхней части и различными начинками), а также бездрожжевые пироги, наполненные горохом, репой и маринованными грибами.

У Достоевского было много своеобразных привычек в еде. Например, по воспоминаниям его жены, больше всего ему нравилась вареная курица с теплым молоком. По словам его жены Анны Григорьевны: «Федя ужасно начинал приставать, почему курицы нет, так что мы чуть было из-за того не ссорились». Писатель любил выпить полстакана коньяка перед десертом. Когда ему было грустно, Достоевский просил чашку бульона, телячий эскалоп, чай и вино. Когда он был в приподнятом настроении, его любимой едой были сыр, орехи, апельсины, лимоны, грибы, икра и французская горчица.
Упомянув о вине, следует сослаться на слова хорошего знакомого Достоевского философа Николая Николаевича Стахова: «Федор Михайлович был в этом отношении чрезвычайно умерен. Я не помню во все двадцать лет случая, когда бы в нем заметен был малейший след действия выпитого вина».
Между приемами пищи писатель частенько перекусывал бутербродами с сыром.
Когда же Достоевский находился за рулеткой, а он был азартным игроком, он обожал есть клубничную пастилу.
В список причудливых привычек питания Ф. М. Достоевского входило сопроводить свой завтрак зерновой водкой – разновидностью домашней, пшеничной водки, популярной в XIX веке.
Михаил Александров, современник писателя, описал этот утренний ритуал в своем дневнике: «Однажды, когда я пришел к Федору Михайловичу во время завтрака, я увидел, как он употребляет простую зерновую водку; он откусил кусочек черного хлеба, отхлебнул из стакана водки, а потом все это вместе пережевал». Достоевский говорил, что это самый здоровый способ употребления водки.
Достоевский любил сладости и верил, что без них мозг работать не будет. Он хранил их в специальных коробках в книжном шкафу в своем кабинете. По воспоминаниям его дочери, Любови Федоровны Достоевской: «Отец с удовольствием ел их днем, а иногда и ночью».
Достоевский любил сухофрукты так же, как и сладости, и его книжные шкафы также содержали коробки, наполненные финиками, орехами, изюмом и фруктовой пастилой – в 19 веке пастилу делали из взбитого яблочного пюре, сахара, изюма, сливы и даже свежего винограда. Отдельной любви писателя удостоились и тульские пряники.
Вот что пишет Всеволод Соловьев в «Воспоминаниях о Ф. М. Достоевском»:
— Постойте, голубчик! — часто говорил он, останавливаясь среди разговора.
Он подходил к своему маленькому шкафику, отворял его и вынимал различные сласти: жестянку с королевским черносливом, свежую пастилу, изюм, виноград. Он ставил все это на стол и усиленно приглашал хорошенько заняться этими вещами. Он был большой лакомка…

Как всякий талантливый невротик, Достоевский доводил некоторые свои привычки до крайности. Одной из таких привычек было чаепитие. Достоевский любил крепкий черный чай и пил его в больших количествах, сидя за письменным столом. Он был очень разборчив в чае, поэтому всегда готовил его сам.
Вот как описывала этот процесс его жена: «Сначала он ополоснул чайник горячей водой. Затем он положил три ложки чая, наполнил только треть чайника и накрыл его салфеткой; затем, через три минуты, он добавил еще воды в свой чай и накрыл его снова. Наливая чай, всегда смотрел на его цвет. Он регулярно брал стакан к себе в кабинет и возвращался, чтобы добавить чаю или разбавить его. Он говорил: «Вы наливаете чай, он кажется хорошим по цвету, но когда вы берете его в кабинет, цвет оказывается не тот». В чай клал два куска сахару.
Утро Достоевского не могло проходить без очень крепкого черного чаю. Две большие кружки выпивались за завтраком. Ни одно чаепитие не проходило без чтения газет и папирос, которые он курил в весьма немалых количествах. Третья кружка всегда бралась с собой в кабинет, где великий «писатель ночи» медленно цедил крепкий напиток, параллельно создавая мировые шедевры.
Знатный фанат чая, Федор Михайлович многим своим литературным героям передал любовь к нему.
Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин жил в лишениях, на всем стараясь экономить ради девушки, Варвары Алексеевны, и потому описание его чаепития предельно просто — чай да сахар. Частный сыщик Маслобоев живет в достатке, и в романе присутствует подробное описание чайного стола, который приготовила его сожительница, Александра Семеновна. Сам чай в этом доме и все, что к нему подавалось, было самого хорошего качества.
Очень популярен был чай с ромом среди помещиков средней руки, считавших его аристократическим напитком. Истинный и материально обеспеченный петербуржец Маслобоев предпочитал чай пить с коньяком, но Александра Семеновна, смотревшая сквозь пальцы на любовь сожителя к хмельному, не смогла перенести того, чтобы испортить коньяком великолепный вкус и аромат хорошего чая: «Ну, так и есть! — вскричала она, всплеснув руками. — Чай ханский, по шести целковых, третьего дня купец подарил, а он его с коньяком хочет пить. Не слушайте, Иван Петрович, вот я вам сейчас налью… увидите, сами увидите, какой чай! И она захлопотала у самовара».

А когда Федору Михайловичу в романе «Бесы» понадобилось подчеркнуть случайность собрания гостей, которые «представляли собою цвет самого ярко-красного либерализма», убожество обстановки и атмосферу, царившую в доме Виргинского, где они сошлись на вечеринку, он это сделал вновь при помощи накрытого по этому случаю чайного стола:
«Посреди большой гостиной комнаты, оклеенной отменно старыми голубыми обоями, сдвинуты были два стола и покрыты большою скатертью, не совсем, впрочем, чистою, а на них кипели два самовара. Огромный поднос с двадцатью пятью стаканами и корзина с обыкновенным французским белым хлебом, изрезанным на множество ломтей, вроде как в благородных мужских и женских пансионах для воспитанников, занимали конец стола. Чай разливала тридцатилетняя дева, сестра хозяйки, безбровая и белобрысая, существо молчаливое и ядовитое, но разделявшее новые взгляды и которой ужасно боялся сам Виргинский в домашнем быту».
Надеемся, что наши небольшие заметки о кулинарных пристрастиях помогут вам открыть для себя что-то новое в личности необыкновенного писателя Ф. М. Достоевского.

Ольга Бурвиц