Вахта памяти

22 апреля наша библиотека вновь участвовала в районной Вахте Памяти. На этот раз мы пришли в гости к 11 классу школы №202 с презентацией, посвященной детям войны.

Как удалось пережить детям те страшные годы? Как, несмотря на юный возраст, они смогли наравне со взрослыми противостоять врагу? Обо всем этом ребятам рассказала ведущий библиотекарь детского зала Светлана Павловна Пиоттух.
Во время Великой Отечественной войны вся страна превратилась в боевой лагерь, охваченный единой целью — помочь Красной Армии в разгроме врага. Дети, заменив взрослых на заводах и фабриках. работали, терпели и ждали Победы.А ещё они собирали разведданные в тылу врага, были полноправными членами партизанских отрядов, помогали бойцам на фронте…

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

Эко—штудии «Экологический курьер»

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вметсе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна-
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Друзья, сегодня на наших эко-штудиях под названием «Экологический курьер», мы поговорим о проблеме мусора, а если говорить научным языком – о проблеме отходов. И попробуем взглянуть по-новому на привычные вещи, которые мы выбрасываем, изменить наше отношение к отходам, а главное – понять, что с ними делать, как решить проблему огромного количества отходов, угрожающих всем нам.
Можете ли вы представить себе целый континент из отходов? Он существует!

Это место нередко называют «восьмым континентом», который не нанесён на карту. Его официальное название — Большое Тихоокеанское мусорное пятно. Точную площадь пятна никто не знает, но по минимальным оценкам, оно в 280 раз больше города Москва. На его территории в воде сконцентрировано огромное количество разных отходов, преимущественно пластиковых.
По оценкам учёных, к 2050 году пластика в океане может стать больше, чем рыбы.
Как вы думаете, сколько килограммов мусора, в среднем, человек выбрасывает за год?
Подсчитано, что каждый житель нашей страны за год выбрасывает около 500 кг отходов.
Как вы думаете, куда же деваются все эти отходы?
К сожалению, в настоящее время в России большая часть отходов отправляется на свалку. Или, выражаясь научным языком, на санитарный полигон.
Площадь свалок в России — более 4 млн га.: это площадь 16 таких городов, как Москва, и 28 таких городов, как Санкт-Петербург.
За год мы производим порядка 280 млн м3 твердых бытовых отходов, а это почти 4 млн. вагонов отходов! Это поезд такой длины, что он мог бы обогнуть Землю по экватору. Представьте себе, сколько вещей лежит на полигонах и больше не служит человеку!

Давайте поговорим о том, о чём совершенно не задумывается большинство людей, выбрасывая вещи.
Дело в том, что для производства любой вещи необходимы природные ресурсы. Нефть, вода, уголь, полезные ископаемые, древесина. Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком для его нужд. Например, каждое утро мы умываемся (используем природный ресурс – воду), греем воду (используем газ или электроэнергию), пьём чай (а чтобы его вырастить, нужно топливо для сельскохозяйственной техники). Нефть, уголь, другие полезные ископаемые, лес – всё это тоже природные ресурсы, которые мы используем.
На производство любой вещи нужны природные ресурсы. Причём их требуется гораздо больше, чем нам может показаться! Чтобы увидеть картину в целом, познакомимся с таким понятием, как жизненный цикл.
У каждой вещи есть жизненный цикл, состоящий из пяти этапов:
1. Добыча и производство сырья, то есть того, из чего делают вещь.
2. Производство самой вещи, то есть того, чем мы с вами будет пользоваться.
3. Транспортировка, то есть доставка вещи до магазина, где мы ее купим.
4. Использование.
5. И утилизация.
И абсолютно на каждом этапе мы тратим ценные природные ресурсы. Давайте посмотрим, как это происходит.
Первый этап жизненного цикла – производство сырья.
Как вы думаете, какой природный ресурс является основным при производстве джинсов?
Конечно, это хлопок. Да, для производства одной пары джинсов для взрослого человека нужен примерно 1 кг хлопка. Но этот ресурс не единственный.
Еще один необходимый ресурс – это вода. На одни джинсы уходит до 20 000 литров воды! Это примерно 125 бочек воды. Почему же так много?
Сырьё для производства джинсов – это хлопок. А растениям хлопчатника для роста нужно очень много воды. Кроме того, не будем забывать, что на этапе получения сырья для джинсов требуется не только вода, но и электроэнергия для полива, минеральные удобрения, химикаты для борьбы с вредителями и сорняками, топливо для сельскохозяйственной техники и так далее. На всё это тоже уходят природные ресурсы.
В Центральной Азии активное производство хлопка привело к почти полному исчезновению Аральского моря.

Другой пример — смартфон.
Сырьё для производства смартфона — это нефть, медь, золото, палладий, кремний, свинец, кадмий, ртуть и многое другое. Чтобы добыть все эти природные ресурсы, человек бурит скважины, роет шахты в разных странах мира, использует сложную технику, воду, энергию и другие ресурсы.
Второй этап жизненного цикла — производство самой вещи.
Вода, энергия и многие другие ресурсы уходят и на сам процесс производства. Например, джинсы шьют на фабрике. А значит, нужно, как минимум, сырьё для производства швейного оборудования и электроэнергия для его работы.
Другой пример. Чтобы произвести один лист бумаги формата А4, нужно 10 литров воды и более 650 разных химикатов. Только представьте, всего на один лист!
Третий этап жизненного цикла — транспортировка в магазины.
Готовый продукт зачастую преодолевает страны и целые континенты, чтобы попасть на прилавки. Продукты летят на самолетах или плывут на кораблях, доставляются грузовиками или поездами на сортировочные пункты, где распределяются и развозятся по магазинам. На транспортировку всегда уходит много топлива, которое получается из природных ресурсов – в основном, это нефть.
Четвёртый этап жизненного цикла — использование.
Продукты прошли огромный путь именно ради этого этапа. Хорошие джинсы носят полгода-год, а может быть, даже дольше. Но некоторые вещи — например, бутылку из-под воды — мы выбросим в среднем уже через 10 минут после покупки.
Пятый этап жизненного цикла — утилизация.
Рано или поздно жизненный цикл вещи заканчивается этапом утилизации. Существуют разные способы утилизации, но в настоящее время в России большинство товаров отправляются на свалки. Их официальное название – санитарные полигоны. Захоронение на полигоне — пятый этап жизненного цикла большинства вещей. Как правило, там оказываются и джинсы, и смартфон, и пластиковая бутылка.

Итак, на каждом из этапов жизненного цикла тратятся ценные невозобновляемые природные ресурсы. А значит, выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и их!
Если мы прибавим к выброшенным вещам все ресурсы, затраченные на добычу сырья, производство, доставку, то мы получим настоящий мусорный айсберг — ведь как известно, айсберг на 90% находится под водой, и мы видим только вершину. Так и мы видим вещь, но не видим, какие ресурсы были потрачены на предыдущих этапах её жизненного цикла.
А теперь давайте посмотрим, что происходит с разными видами отходов в конце жизненного цикла. В естественных условиях все они имеют разные сроки разложения.
Пищевые отходы – от 2 до 5 недель, шерстяной носок – 1 год, бумага – от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло – более 1000 лет.
Что же делать, чтобы не тратить так много ресурсов безвозвратно? За ответом давайте обратимся к природе.
Действительно, человечество создаёт много отходов. А есть ли отходы в природе? В природе существует непрерывный круговорот веществ и энергии, в котором нет отходов. Используя энергию Солнца, воду, полезные вещества, содержащиеся в почве, растения производят питательные вещества, а животные их потребляют. Грибы и бактерии разрушают останки умерших животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, и образуются минеральные соли, необходимые растениям. И вновь все идет по кругу – цикл замыкается.
Тысячелетиями люди создавали вещи из природных материалов – глина, шерсть, хлопок, бумага. В окружающей среде эти вещи легко перерабатывались бактериями, грибами и другими организмами. Но примерно 150 лет назад человек начал производить новые материалы, вещи и вместе с ними отходы, чуждые природе. Наша цивилизация нарушила баланс, устоявшийся за миллионы лет. Мы производим всё больше и больше твёрдых бытовых отходов. Возрастает загрязнение окружающей среды: почвы, воздуха, воды. Растёт потребление конечных, невозобновляемых природных ресурсов.
Давайте снова посмотрим на жизненный цикл вещи. Его главное отличие от круговорота веществ в природе – в том, что он, как мы видим, не замкнут. Конец и начало цикла не соединены, отходы не становятся сырьём для производства новых вещей. Вот почему возникают такие серьёзные проблемы.
Что с этим можно сделать? Переработка! Отходы можно использовать! Если их повторно переработать, то большая часть отходов станет сырьём для производства новых вещей.
Например, можно переработать пластиковые бутылки и получить множество новых вещей: другие бутылки, пластиковую упаковку, одежду, мебель, детали автомобилей, строительные материалы.
Из использованных стеклянных бутылок изготавливают новые бутылки, из алюминиевых банок — новые банки, а из макулатуры — новую бумагу. Вместо этапа свалки возникает переработка. Жизненный цикл замыкается, и жизненный цикл продукта становится подобен природному круговороту!

Давайте посмотрим, какие виды отходов образуются в наших домах.
• Пищевые отходы.
• Бумага и картон.
• Стекло.
• Металл.
• Пластик.
• Текстиль – например, старая одежда, шторы, постельное бельё.
• Опасные отходы. Ртутные градусники и лампы, батарейки, сотовые телефоны, компьютеры, картриджи для принтеров.
Представьте, что у вас возле дома стоит 4 контейнера разного цвета.
• Один — для бумаги, другой — для пластика, третий — для стекла и металла, четвёртый — прочие отходы.
• Дома вы сортируете мусор и выбрасываете не в один общий контейнер, а в несколько.
• Каждый вид отходов перерабатывается по-своему. Например, макулатуру измельчают, варят, отбеливают, а затем просушивают и прессуют бумажную массу. Получается новая бумага.
• С пластиковых бутылок снимают крышки, отмачивают этикетки и сортируют по цвету. Затем пластик прессуют, измельчают, пропускают через паровой котел, чтобы получить вторичные гранулы — cырье для новых продуктов.
• Технология переработки у каждого вида отходов своя, поэтому они отправляются на разные перерабатывающие предприятия. Вот почему так важно собирать их раздельно.
Может показаться, что переработка отходов – это очень сложно. Тем не менее, во многих странах значительная часть отходов перерабатывается. Давайте посмотрим, какие ещё способы утилизации отходов существуют и как они используются в разных странах мира.
Рассмотрим три ключевых способа утилизации отходов: захоронение, сжигание и вторичная переработка.
• Захоронение на полигонах (свалках) требует огромных территорий. При этом мы теряем ценные ресурсы, которые больше не возвращаются в производственный цикл. Отходы выделяют вредные вещества и отравляют окружающую среду. Тем не менее, в России на полигоны попадает 91% всех отходов, в США – 69%, а в Швеции и в Японии – только 1%.
• Сжигание отходов на мусоросжигательных заводах позволяет избежать замусоривания огромных территорий. Нередко из мусора при сжигании получают электроэнергию. Но ценные ресурсы всё равно пропадают. К тому же, при сжигании выделяются вредные вещества и остаётся токсичная зола. В России сжигают лишь 2% отходов, в США – 7%. А вот в Швеции – 49%, а в Японии – 79%.
• И наконец, самый эффективный способ – это переработка отходов. Именно этот способ позволяет беречь природные ресурсы, снизить негативное влияние на окружающую среду. К тому же, переработка отходов повышает уровень экологической культуры общества. В России на переработку попадает 7% отходов, в Японии – 20%, в США – 24%, в Швеции – 50%
Итак, подведем итог наших штудий:
• Отходы – это ценный ресурс, который можно не выбрасывать, а использовать, перерабатывая и получая полезное сырьё. А для этого нужно менять наше отношение к отходам и развивать их переработку.
• Переработка – самый прогрессивный и эффективный способ утилизации.
А теперь давайте посмотрим, что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить количество отходов на планете?
• Поучаствовать в экоакции по уборке территории, собрать вторсырьё на переработку, уменьшать объем выбрасываемых отходов, прессуя мусор – складывать коробки из-под сока, молока, сворачивать пластиковые бутылки, научиться своими руками превращать отслужившие вещи и упаковку в новые оригинальные вещи. Давая вещам вторую жизнь, мы используем природные ресурсы максимально эффективно.

Ещё более пятисот лет назад Леонардо да Винчи сказал: природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. И действительно, всякий раз, когда мы вредим природе, мы вредим самим себе. И напротив, когда мы учимся у неё, то приходим к гармонии с собой и добиваемся выдающихся результатов.

Ольга Бурвиц

Космическое путешествие «Дорога во вселенную»

Сегодня, в день 60-й годовщины первого полета человека в космос, в нашей библиотеке произошло замечательное событие: к нам в гости пришли наши давние друзья — учащиеся 3 класса школы №97.

Вместе мы отправились в удивительное путешествие под названием «Дорога во Вселенную».

Проводником в этом путешествии была ведущий библиотекарь Галина Петровна Егорова. Она и рассказала ребятам о том, что за событие произошло 60 лет назад, каково это — полететь в космос, как живут космонавты на космической станции, как создаются космические корабли и какие планеты находятся в Солнечной системе.

Нет ни одного человека в нашей стране, который не знал бы имя Юрия Алексеевича Гагарина. Наши юные гости тоже знали имя первого космонавта, поэтому мы постарались оживить в их памяти события его жизни и подготовку к первому полету на корабле «Восток-1». Не забыли мы познакомить учащихся и с личностью советского ученого Сергея Павловича Королева, который создал корабль, отправивший человека в космос.

В ходе путешествия, наши гости знакомились с тем, что окружает нашу Землю: планетами, туманностями и бескрайним космическим пространством. Как себя чувствуют космонавты в этом пространстве? Что едят? Чем занимаются кроме работы? Все это ребята смогли увидеть в видеообзоре, который подготовили сотрудники библиотеки.

Надеемся, что наше путешествие запомнится учащимся и они заинтересуются космическими полетами и им захочется прочитать книги о космосе.

Космос

Внимание! Конкурс!

Дети на фронтах великой Отечественной…

Вы наверняка знаете, дорогие друзья, о том, что во время Великой Отечественной войны на фронтах сражалось несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей.
Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть.

«Дети на фронтах великой Отечественной…» — такой была тема очередного выступления 5 апреля нашего ведущего библиотекаря Галины Алексеевны Максимовой в рамках районной Вахты Памяти.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду.
В небе, как Аркаша Каманин.
В танковом полку, как Саша Колесников.
В разведке, как Толя Шумов.
В партизанском отряде, как Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Володя Казначеев…
Всем им было от 12-ти до 17-ти лет. Помните ли вы их имена?

Надеемся, что те ребята, которые присутствовали на нашей встрече, запомнят имена своих ровесников, благодаря которым вот уже более 75 лет над нашей Родиной сияет мирное небо!

Виртуальный исторический портрет «Жизнь, ставшая житием» (к 800-летию со дня рождения Александра Невского)

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны, самых светлых и любимых русским народом. Жизнь князя Александра Невского издавна привлекала внимание потомков.
Еще Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике. Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе святого. Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов – поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн – патриотический фильм.
Сегодня мы приглашаем всех желающих на наш виртуальный исторический портрет «Жизнь, ставшая житием», который посвящен 800-летию со дня рождения великого полководца.

Имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник». Родители назвали сына в честь Александра Македонского, и он полностью соответствовал своему имени — вырос верным, стойким защитником Русской земли.
Александр родился в 1221 году в Переяславле, незадолго до страшного бедствия — нашествие монголо-татар на Русь. Его отец, Ярослав Всеволодович, в то время был князем в этом городе. После отец юного Александра становится правителем Киевского и Владимирского княжеств. Мать будущего полководца звали Ростиславой Мстиславовной, она была торопецкой княжной. Александр был не первым ребенком в семье, у него был старший брат Федор, который умер в отрочестве, в 13 лет. Всего в этой семье выросло 9 сыновей и три дочери.
Когда Александру было 3 года, его отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.
Уже с 1228 года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. Через три года старший брат скончался, единственным властителем в княжестве остался Александр, которому на тот момент исполнилось 11 лет. Править малолетнему княжичу помогает отец, но так было только до 1236 года. В этот период Ярослав покидает Новгород и уезжает во Владимир. Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. На тот момент ему было всего 16 лет.
Несмотря на свою юность, князь много полезного делает для Новгорода. Русской земле угрожают татары — Александр активно занимается укреплением и ремонтом городских стен. На берегах реки Шелонь он строит несколько крепостей.

УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ПОХОДАХ
Биография Александра Невского – это жизнь настоящего воина, полководца. Первый совместный поход князя Ярослава с сыном Александром был на город Дерпт, с целью захвата его у ливонцев. Кровопролитное сражение принесло победу русскому войску. Ощутив вкус первой победы, Александр решил не останавливаться на достигнутом, он сражается за Смоленск с литовцами, и вновь побеждает.
Когда молодому полководцу было 19 лет, он вновь одержал крупную победу над сильным и коварным врагом. Это была знаменитая Невская битва, которая состоялась 15 июля 1240 года. Рыцари-крестоносцы, с целью захвата Руси и обращения русского народа в «истинную» веру, огромной флотилией высадились на нашей земле. Войско юного князя сумело разбить лагерь шведов, расположившийся у устья реки Ижоры.

«С родной земли — умри, да не сходи!»

Это была не спонтанная битва молодого князя, он действовал очень расчетливо, опираясь на данные разведки и собственный опыт. В бою произошло знаменитое сражение юного Александра с предводителем шведов, Ярлом Биргером. Могучим ударом копья русский богатырь поразил крестоносца. Шведы, оставшиеся без предводителя, не устояли под напором русского войска, и были разбиты наголову. Дружина Александра вернулась в Новгород. После этой значимой битвы, которая позволила сохранить на Руси православие и сберегла саму страну, молодого князя стали называть Невским. Было ему тогда 20 лет.
Однако новгородские бояре боялись укрепления влияния Александра Невского. В тот период главные законы Новгородской земли принимало народное вече, возрастающая популярность князя могла помешать выборам. Уже через несколько месяцев Невский стал неугоден новгородским боярам, и они сделали все, чтобы удалить его из города. Некоторые историки утверждают, что молодого князя не любили в городе из-за того, что он собирался обложить вольных новгородцев данью.
Собрав свою дружину, неугодный князь отправился в Переяславль-Залесский. Но вскоре новгородские бояре вновь пригласили его на княжение. Немецкие войска, воспользовавшись моментом отсутствия Александра Невского в Новгороде, немедленно захватили Псков, Изборск, вожские земли и оказались в опасной близости к Новгороду. Без князя-воина с его сильной дружиной отстоять город было невозможно, и Александр вернулся обратно.
Это событие произошло в 1241 году. Вскоре после возвращения Александр Невский отвоевал Псков.
5 апреля 1242 года на Чудском озере произошло знаменитое сражение, которое вошло в историю под названием Ледовое побоище. Невский был великолепным стратегом и тактиком, умело использовал против врагов особенности северных водоемов. Битва происходила на озере, ледяной покров которого в это время был уже тонким. Неповоротливых рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, русские воины заманили на тонкий лед. С флангов их атаковала русская конница, она и завершила разгром иноземцев. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей. Народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Невского как великого полководца Руси и сделала крупнейшим военачальником своего времени.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»

В 1245 году Александр со своими воинами освобождает Торжок, Бежецк, Торопец, которые были захвачены войском Великого Княжества Литовского. Затем княжеская дружина, не опираясь на поддержку новгородцев и владимирцев, настигла и разбила жалкие остатки литовского войска. Возвращаясь в Новгород, Александр предпринял еще одно сражение – уничтожил литовское воинство, которое он обнаружил под Усвятом.
Александр Невский старался укрепить северо-западные границы Руси и послал посольство в Норвегию. В результате переговоров было достигнуто в 1251 году первое мирное соглашение между Русью и Норвегией.

ПРАВЛЕНИЕ
Александру было 26 лет, когда умер его отец, князь Ярослав. Смерть Ярослава была неслучайной, он скончался в Каракоруме, куда его вызвал монгольский хан Гуюк. Есть предположение, что Ярослав был отравлен. После его кончины Князем Киевским и Всея Руси татары назначают брата Александра — Андрея, которому достается Владимирское княжество. Юг Руси остается за Невским. Однако Русь совсем недавно пережила татарское нашествие, после которого Киев утратил свое стратегическое значение. По этой причине Александр остается в Новгороде.
Александра Невского многие историки упрекают в том, что он не участвовал в битвах с татарами. Возможно, они не придают большого значения тому, что князь в этот период оберегал Русь на ее западных границах, и это отлично у него получалось. Битвы с крестоносцами и победа над ними имели огромное значение для Руси. Именно этот князь со своим войском дал возможность нашей стране остаться православной и не уйти под власть иноземцев.
Братья же Александра, Андрей и Ярослав, объединив свои войска, однажды активно выступили против ордынцев. У них не было стремления победить татар и навсегда освободить Русь от ненавистного ига. Все было гораздо проще, это было обыкновенное восстание против «несправедливости» хана Батыя, который передал княжеский престол во Владимире Александру Невскому. Коварная задумка Батыя, которому надо было перессорить братьев, удалась.
Но объединенные силы князей были слишком малы против огромного войска беспощадных кочевников. Это выступление совершенно ничего не дало, оно принесло только лишние смерти и страдания русским людям. После выступления Ярослав остался княжить в Пскове, Андрею, владимирскому князю, пришлось бежать в Швецию. Владимирское княжество перешло под руку Александра Невского, как это и планировал сделать хитроумный Батый. Но князю приходилось только мечтать о спокойной жизни, в кровавом XIII веке это было абсолютно невозможно. Совсем скоро начались новые сражения с тевтонскими рыцарями и литовцами, которые пользуясь слабостью Руси, пыталась захватить ее земли.
Иногда в исторических исследованиях можно отыскать обидное для Александра Невского прозвище. Его называют «другом татар». На самом деле Невский был очень умным и дальновидным политиком. Как мы помним из истории, до Новгородской земли татары не дошли, им помешало бездорожье. Но они успели уничтожить большую часть населения Руси. Великому Новгороду просто повезло, но зато не слишком повезло его князю. Хан Батый в оскорбительной форме пригласил русского князя в Золотую Орду.
Тогда князю пришлось ехать к Батыю, ведь он прекрасно понимал – иначе ордынцы придут сами. Перед ханом он вел себя очень учтиво и даже смиренно, зная, что от его поведения зависит сохранность новгородской земли, русских людей. Батый с уважением отнесся к великому русскому воину, отправил его и князя Андрея (брата Невского) в Монголию к хану Октаю за ярлыком на княжение. Через два года братья вернулись на Русь с ярлыками.
Столицей Руси в то время считался Владимир, где и стал княжить Андрей. В 1252 году, после бегства последнего в Швецию, ярлык на великое княжение достался Александру. Татарам не удалось захватить Новгород, но ханские баскаки все-таки добрались до города, с целью обложить его жителей данью. Гордые новгородцы подняли восстание, часть баскаков была убита, уцелевшие сборщики побежали во Владимир, под защиту Александра Невского. Князь со своей дружиной и баскаками отправился в непокорный город, жесткой рукой навел там порядок.
Он наказал восставших, самые ярые зачинщики были убиты, некоторым горожанам вырвали ноздри, либо ослепили. Князь сам обложил горожан данью, дал охрану баскакам, через татар попросил прощения у хана за непокорных горожан. Позже, чтобы хан Берку, пришедший на смену Батыя, не гневался, Александр с богатыми дарами сам отправился в Орду. Берку целый год продержал князя в неволе. Александру, грозному воину и дальновидному политику, было нелегко, его мучили тяжелые думы. Он, неоднократно бывавший в Орде, знал, что время сопротивления татарам еще не пришло, и приведет лишь к разорению родной земли. Русские были слишком слабы для этого, а их князья не желали объединяться для борьбы с жестокими и сильными кочевниками.
Жизнь в неволе и тяжелые думы подточили здоровье русского князя. Вскоре после этого великий воин и удачливый политик, не позволивший разграбить Новгородскую землю, умер. Александра осуждают и за то, что он помогал Орде проводить перепись русских людей. Татарам это было необходимо для начисления дани. Вся Русь сопротивлялась переписи, но Александр был непреклонен. Благодаря мудрой политике князя, Русь была избавлена от обязанности предоставлять Орде войска, необходимые ей для походов.
Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Вся Русь скорбела об его кончине. Митрополит Кирилл, который, узнав о смерти великого князя, с горечью произнес: «Зашло солнце Русской земли». Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе.
Множество народа собралось, чтобы проводить в последний путь своего славного защитника. Позже церковь причислила Александра Невского к лику святых.
Имя и подвиг Александра Невского останутся в памяти нашего народа.
Прошло много столетий, и вот в 1724 году из Владимира в Санкт- Петербург были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Невского, которого русские люди любили, и царь Пётр особенно любил и почитал. Мощи были положены в построенном монастыре, посвящённом святому князю Александру.
В заключении предлагаем вашему вниманию обзор книг об Александре Невском:
1. Крутогоров Ю. Александр Невский — М. : Белый город
2. Н. Павлищева Александр. Невская битва. – М. : Эксмо, Яуза 2008
3. В. Пашуто Александр Невский Владимир : Жизнь замечательных людей 1974
4. Б. Васильев Александр Невский – М : Вече 2012

Светлана Пиоттух

К Неделе детской книги: детям о вулканах!

Кино-дайвинг «Мастер сказочных чудес»

«Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать… Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…», — с гордостью писал известный киновед Н. Клейман о фильмах величайшего советского кинорежиссера Александра Роу, чье 115-летие со дня рождения мы отметили в марте.

Сегодня мы приглашаем вас, дорогие наши читатели, на кино-дайвинг «Мастер сказочных чудес», чтобы вспомнить этого замечательного человека.
Вы конечно помните передачу «В гостях у сказки»? Это была самая любимая передача не только детей, но и взрослых. С каким нетерпением мы ждали каждое воскресенье!
Очень часто в передаче показывали замечательные сказки, в том числе режиссера Александра Артуровича Роу. Была такая примета: если по телевизору показывают «Морозко», значит, скоро Новый год. Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» – значит, на носу Рождество. Если идет «Варвара-краса…» или «Огонь, вода и медные трубы» – значит, у школьников каникулы! 
На киносказках режиссёра Александра Роу выросли целые поколения советских детей. У его фильмов есть какое-то особенное обаяние, притягивающее зрителей. Впрочем, таким же обаянием обладал и сам Александр Роу, который сумел сделать сказку и из своей собственной жизни.
Его кино никогда не было скучным, нравоучительным — это было настоящее зрелище, волшебная страна…
В биографии Александра Роу много чудес и загадок. До сих пор даже неизвестна точная дата его рождения – по одним источникам, это восьмое, по другим – девятое марта. Роу появился на свет в российской глубинке, в селе Юрьевец Костромской губернии. При этом в нём, кажется, не было ни капли русской крови. Отец режиссера, Артур Горвард Роу, был ирландским инженером. В 1905 году он по контракту приехал в Сергиев Посад налаживать мукомольное производство. Здесь, в России, Роу женился на гречанке, и вскоре от этого смешанного брака на свет появился маленький Саша. Жизнь необычного семейства перевернула первая мировая война. В 1916 году Роу-старший сбежал на родину, в Ирландию, оставив больную жену и 10-летнего сына без средств к существованию.
С тех пор детство для Саши фактически закончилось. Мальчишка взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот. Маленький Саша торговал спичками, гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. Будущий режиссер окончил семилетку и подкопил денег для дальнейшей учебы. По совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. Однако от судьбы, как известно, не уйти. Будучи студентом, Александр Роу попал в агиттеатр «Синяя блуза». Хотя театр – это громко сказано: компания молодёжи выступала прямо на улицах, выкрикивая смешные стишки про советскую власть и забавно изображая крестьян, буржуев и пролетариев.
Тогда-то Роу и понял, чем на самом деле хочет заниматься. С экономическим образованием было покончено – Александр стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году. Потом учился в Драматическом техникуме им. М. Ермоловой. А в 1937 году новоиспеченный режиссер получил первый собственный проект – фильм «По щучьему велению».
С тех пор биография Роу сводилась к одному – сказки, сказки, сказки…
Любовь к сказкам привила Роу его мать. Говорят, она была замечательной рассказчицей. Маленький Саша с удовольствием слушал истории про чертей и прочую нечисть и нисколько их не боялся. Мама объясняла, что если у человека чистая совесть, то сам дьявол не причинит ему никакого зла. Эта идея потом сквозной нитью проходила через все фильмы Роу.
До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. В те годы изображать сказочных зверей и всяческую нечисть в сказках было принято с помощью кукол или мультипликации. Роу стал первым, кто задействовал для этого настоящих актёров.
Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам!
Да еще каких! Чего только стоит воплощение сказочного зла — Кащея и Бабы Яги в одном лице – Георгия Милляра!
Актер и режиссер стали практически неразлучны. Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме. Утверждая Георгия Францевича на главную роль в «Кащее Бессмертном», Александр Артурович уже не сомневался, что актер идеально подойдет на эту роль. Фильм снимался в непростой 1944 год, Милляр, будучи в эвакуации, переболел малярией и выглядел точь-в-точь, как требуется его экранному персонажу – одна кожа да кости. Милляру и Роу удалось создать новый образ зла – не страшное, а комичное, пожирающее и разрушающее само себя. За это сказочника даже ругали на художественных советах, требуя добавить в фильмы пафоса и патетики.
Работал Роу изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды – снег растаял: «Придумали в «щучье слово» внести новую сцену – «Обернись, зима лютая, летом красным». Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком – переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя».
Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? Что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле.
Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча: 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь одного из героев — Иванушки отказалась приближаться к Змею – настолько тот был страшен!
А для фильма «Морозко» в заполярном лесу построили избушку Бабы Яги, которая приводилась в действие специальными механизмами.
Позже, по одноименной сказке Виталия Губарева, Александр Роу снимает сказку «Королевство кривых зеркал».
Девочка Оля оказалась в волшебном королевстве, где все не так как в обычной жизни, а наоборот. Все зеркала там кривые, и показывают мир в искаженном виде. Оле удастся не только посмотреть на себя со стороны, но и подружиться со своей зазеркальной копией Яло. Вдвоем они постараются исправить фальшивый зазеркальный мир и превратить его в добрый и настоящий. Для этого придется разобраться с глупым королем Йагупопом 77 и его свитой Абажем, Нушроком и Анидаг, скрывающих настоящие зеркала от простых жителей королевства.
Исполнительницы главных ролей Оли и Яло сыграли сестры-близняшки Оля и Татьяна Юкины, которым было по 9 лет.
Много еще сказок снято А. Роу: «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса» и другие.
Последний фильм, «Финист — Ясный Сокол», над которым работал Роу, был поставлен по его сценарию уже после смерти Александра Артуровича, в 1975 году, режиссером Геннадием Васильевым.
Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович был страстный путешественник, объехал со своими фильмами почти всю планету, побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

Для тех кому интересно творчество Александра Роу, приводим фильмографию режиссера: 1938 — По щучьему веленью, 1939 — Василиса Прекрасная, 1941 — Конёк-Горбунок, 1944 — Кащей Бессмертный, 1952 — Майская ночь, или Утопленница , 1954 — Тайна горного озера, 1956 — Драгоценный подарок, 1957 — Новые похождения Кота в сапогах, 1959 — Марья-искусница, 1960 — Хрустальный башмачок, 1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки, 1963 — Королевство Кривых Зеркал, 1964 — Морозко, 1968 — Огонь, вода и… медные трубы, 1969 — Варвара-краса, длинная коса, 1972 — Золотые рога.
Помимо сказок Роу принадлежат экранизации произведений Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (1952) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), а также картина «Тайна горного озера» (1954), стереофильмы «День чудесных впечатлений» (1949) и «Драгоценный подарок» (1956), постановка фильма-балета «Хрустальный башмачок» (совместно с Р. Захаровым в 1961 году).

Кстати, сказку Александр Роу сумел создать и у себя дома. Когда он получил новую квартиру, то пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки и сделали интерьер под старину.
«Большой ребёнок», – так характеризовали Александра Роу все, кто его знал. И, наверное, только такой человек и мог создать эти фильмы, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. Погрузить зрителей в атмосферу волшебства, заставить от души похохотать над злом и поверить в конечное торжество добра и справедливости. Одно слово – волшебник!

Друзья, для вас мы нашли удивительные книги об этом замечательном режиссере-сказочнике:
1. Архетип детства : дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике: памяти А. А. Роу : науч.-художеств. альманах / сост. В. П. Океанский, А. В. Тарасов. — Иваново : Ивкиносервис, 2003
2. Парамонова, Кира Константиновна. Александр Роу / К. К. Парамонова. – Москва : Искусство, 1979.

Галина Максимова

К Неделе детской книги: детям о космосе!

Поэтическое приключение «Бартомания нашего детства»

Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он — хороший.

Эти строки знакомы нам с детства. Для многих — это первые стихи, которые они рассказывали наизусть. Чудесные стихи, которые помогали нам овладевать речью, с их помощью мы учились говорить. Став взрослыми, мы читаем произведения Агнии Барто своим детям, и слушая их детский лепет, восхищаемся простотой слога, тем, с какой легкостью эти строки запоминаются и становятся понятными нашему чаду.

17 февраля 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения Агнии Львовны Барто, советской писательнице, любимой всеми — и взрослыми, и детьми.
Сегодня мы приглашаем вас, дорогие наши читатели, на поэтическое приключение «Бартомания нашего детства», чтобы поговорить об этой замечательной поэтессе и ее творчестве.
«Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!» (Агния Барто).
Вот такие замечательные слова сказал об Агнии Львовне детский писатель Сергей Михалков: «Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» — и он кивнет головой. Барто — это для него значит — понятные, веселые и интересные стихи. Это значит — он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить».
Агния Львовна Барто родилась в 1906 году, в семье врача-ветеринара. Агния училась в балетном училище, готовилась стать балериной, но её всегда привлекала поэзия. Любовь к литературе внушил ей с ранних лет её отец, Лев Николаевич.
«Явственно слышу, и сейчас, — пишет Барто в своих воспоминаниях, — голос отца, читающего мне, маленькой, басни Крылова. Он очень любил Крылова и знал наизусть почти все его басни. Помню, как отец показывал мне буквы, учил меня читать по азбуке Льва Толстого, с крупным шрифтом. Толстым отец восхищался всю жизнь, без конца перечитывал его».
Стихи Агния Львовна начала писать в раннем детстве. Главным слушателем и критиком был отец. Это он учил маленькую Агнию стихи писать правильно, соблюдая размер стиха и рифму.
Первая её книга «Китайчонок Ван Ли» вышла в 1925 году, когда Барто исполнилось 19 лет. С тех пор было напечатано почти 200 млн. экземпляров на 84 языках мира.
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» в 1936 году, а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др., Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.

БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали её: «В какой школе учат такие весёлые стихи писать?».
«Сколько живу, а школы такой не встречала», — смеясь, отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи – эпиграммы о своих подружках. Они читали и громко смеялись, как будто написано это не о них, а ком – то другом…
А еще Агния Барто писала сценарии для художественных фильмов: «Алеша Птицын вырабатывает характер», «10 000 мальчиков».
Есть один фильм, который хорошо знают и взрослые, и дети. В этом фильме рассказывается о девочке, которая потерялась. Он называется «Подкидыш» (вышел на экраны в 1940 году). В нем снимались замечательные актеры: Рина Зеленая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт.
Ещё один фильм — «Слон и веревочка», был снят по стихотворению Агнии Львовны и вышел в прокат в 1945 году.

ВЕРЁВОЧКА
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!…

За сборник «Стихи детям» Барто была присуждена Государственная премия.
Все произведения поэтессы – это маленькие истории из жизни школьников и школьниц. Они читаются легко, интересно. И очень важно, что каждое стихотворение несёт в себе воспитательное зерно. Её стихи учат честности, трудолюбию, взаимной поддержке.

ЛЮБОЧКА
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом…

Её стихи легко запоминаются и легко читаются, потому что по интонации очень близки к детской речи, просто и весело выговаривается. У неё особый дар говорить с детьми.

БОЛТУНЬЯ
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали….

Жажда творчества владела Агнией Барто. Она не искала темы для своих произведений, они сами шли к ней в руки, поэтому они такие разнообразные.

ОДНАЖДЫ Я РАЗБИЛ СТЕКЛО
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

Оно под солнечным лучом
Сверкало и горело,
А я нечаянно — мячом!
Ух, как мне нагорело!

И вот с тех пор,
С тех самых пор,
Как только выбегу
Во двор,
Кричит вдогонку кто-то:
— Стекло разбить охота?

Воды немало утекло
С тех пор, как я разбил стекло.

Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь:
— Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал!

Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло…

Стихи Барто всегда на современную тему, она как будто рассказывает недавно случившуюся историю.

ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики —
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
—Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
—Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!…

Такие веселые и легкие стихи, но они заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти.

ПРО СЛЁЗЫ И ДЕЛА
Один пионер
Признавался на сборе:
Он дрался!
Курил!
Он сидел на заборе!
Он вылил чернила
На классный журнал!
Но он поведенье свое
Осознал.
Теперь он исправится
Раз навсегда!
Он вырастет —
Будет Героем Труда!…

Во время Великой Отечественной войны Агния Львовна Барто выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет.
Агния Львовна не воевала с оружием против врага. Но о войне она знает не понаслышке. С бригадой артистов она ездила на передовую и выступала со своими стихами перед бойцами в окопах. Солдаты слушали тепло, смеялись и громко хлопали, а кто-то смахивал слезу, вспоминая своих детей и мирное время.
Однажды грузовичок, в котором ехала писательница, съехал с дороги и засел в кювет. Мужчины принялись его вытаскивать, а Барто, чтобы немного размяться, пошла вперёд и оказалась на минном поле. Только чудо спасло её от смерти.
А ещё она освоила профессию токаря и вместе с 14-летними подростками делала снаряды для фронта на одном из заводов Свердловска.
Давно закончилась война… А отголоски тех страшных лет доходят до наших дней. Сколько семей потеряли друг друга в этой страшной круговерти. Как помочь найти друг друга? Что можно сделать?
Агния Львовна ездила в детские дома, читала стихи. Общалась с детьми и воспитателями, над некоторыми домами шефствовала. В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» — рассказ о детях, потерявших родных во время войны.

ЗВЕНИГОРОД
ТРИДЦАТЬ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР
Летом весь Звенигород
Полон птичьим свистом.
Там синицы прыгают
По садам тенистым.
Там дома со ставнями
На горе поставлены,
Лавочка под кленами,
Новый дом с балконами.
Новый, двухэтажный
На пригорке дом,
Тридцать юных граждан
Проживают в нем.
На реке с восьми часов
Затевают игры,
И от звонких голосов
Весь звенит Звенигород.
Вдалеке зеленый бор
Виден в окна спальни…
Тридцать братьев и сестер
В лес уходят дальний.
Хорошо в лесу густом!
Отдыхай под елкой,
Под ореховым кустом
Ты орешки щелкай,
А зимой катайся с гор
И у печки грейся.
Тридцать братьев и сестер —
Шумное семейство.

С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агния Барто можно было услышать по радио. Она вела передачу «Найти человека». Детей, потерявшихся во время войны, испуганных, растерянных, приводили в детские дома, и часто они даже фамилию не могли назвать. Им давали новую фамилию, а иногда даже и имя, врач определял, сколько им может быть лет.
Многие из этих детей так и выросли, не зная, кто они, откуда. Только детские воспоминания. Может быть, оставшиеся в живых родители, брат или сестра, услышав их по радио, отзовутся.
Вот несколько таких воспоминаний, которые прозвучали по радио в программе «Найти человека» и помогли найти семью.
«Бабушкин дом стоял на горе, и когда спустишься с горы, перед тобой дорога. Там были посажены фруктовые сады прямо на берегу реки. Как сейчас вижу крышу родного дома. Одна сторона крыта красной черепицей, вторая — каким-то другим материалом».
«Мы с братом поменьше, кажется, его звали Сережа, катались на калитке сада, она была скрипучая, и мы считали, что наша калитка с музыкой».
«Была у нас собака Джульбарс. Когда я с мамой выходил в сарай за дровами, я давал Джульбарсу в зубы одно полено, и он нес его в дом. Для меня это было огромное удовольствие».
В течение девяти лет Барто вела эту передачу. С ее помощью было восстановлено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала книгу «Найти человека».
В 1977 году вышел удивительный сборник «Переводы с детского», в котором поэтесса перевела с разных языков детские стихи.
Сама писательница говорила об этом сборнике так: «Многое роднит «невеликих поэтов», но часто их переживания глубже, богаче, чем ребенок способен выразить. Вот я и постаралась, сохранив смысл каждого стихотворения, найти для него поэтическую форму, которая позволит прояснить, точнее, передать, сказанное ребенком. Стихи в книжке написаны от имени детей разных стран».
Вот несколько таких стихотворений:

Мартинко Фельдик, 4 года, сочинил стихотворение о сердце, которое он нарисовал на листе бумаги и подарил своей маме.
ДАРЮ ТЕБЕ СЕРДЦЕ
Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним по всюду,
Рисуй, что захочешь,
Сердится, не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.

От имени Симоны Биркенхайм, ей 12 лет
ДОЖДЬ
Он путешественник,
Он странник,
Он появился
Утром ранним.
Он шел, шумел
При каждом шаге,
И от его
Целебной влаги
Деревья начали расти.
Но он замолк.
Устал в пути
И перестал идти.

От имени Тиины Линдстрём, ей 13 лет
ГОЛУБЬ
Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби,
Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.
Чёрная птица —
Откуда такая?-
Вьётся, прохожих
К войне подстрекая.
Чёрная птица
Клювом железным
С голубем белым
Бьётся над бездной.
Пусть он везде
Победителем будет —
Голубь отважный,
Крылатый витязь!
Не убивайте друг друга,
О люди!
Остановитесь!

В течение многих лет Агния Львовна Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.
В 1976 году ей была присвоена премия имени Г. Х. Андерсена. Стихи Агнии Барто переведены на 72 языка мира.
За своё творчество поэтесса получила Государственную (1950) и
Ленинскую (1972) премии, была награждена орденом Трудового Красного Знамени и другими наградами.
Завершить наше мероприятие нам хотелось бы словами писателя Александра Фадеева об Агнии Львовне Барто: «Нужно ли говорить, сколько радости и пользы принесла ты детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!».

Для тех, кто хочет освежить в своей памяти великолепные стихи Агнии львовны — наш рекомендательный список книг с её стихами:
1. А. Барто. Стихи детям. Омега, 2011
2. А. Барто. Игрушки. Малыш, 2019
3. А. Барто. Мы с Тамарой. Любимые стихи. АСТ, 2017
4. А. Барто. Детям. Малыш, 2015
5. А. Барто. Собрание сочинений в 3-х томах. Том III. Детская литература, 1971
6. А. Барто. Собрание сочинений в 3-х томах. Том II Детская литература, 1970

Светлана Пиоттух